Физиологические основы эмоций развитие эмоций. Физиологические основы и внешнее выражение чувств и эмоций. Проявление эмоций и чувств

Чувства связаны с особыми физиологическими процессами в организме,

затрагивающими деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных

переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется

сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается

кровяное давление и т.д. В результате при одних эмоциональных переживаниях

человек краснеет, при других - бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все

изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем,

органом чувств, несмотря на то, что изменения происходят и в дыхательной и в

пищеварительной и в секреторной системах.

Системы человеческого организма подчиняются деятельности симпатической

нервной системы , возбуждение которой ведет к выделению надпочечниками

гормона адреналина. Именно адреналин вызывает изменение в работе систем

организма и приводит их в состояние готовности к экстренной трате энергии. Это

проявляется в том, что происходит отток крови от внутренних органов, усиленное

кровоснабжение скелетной мускулатуры, задержка работы органов пищеварения. В

кровь выбрасывается большое количество сахара, создавая наилучшие условия для

работы мышц, так как сахар - один из главнейших источников мышечной энергии.

Но указанные процессы не объясняют всего многообразия эмоций, реакции

симпатической нервной системы носят стереотипный характер и бывают

одинаковы при различных эмоциях. Более того, аналогичные реакции наблюдаются

и в некоторых состояниях, не связанных прямо с эмоциями (при мышечной работе,

при холоде и т.д.). Исследования показали, что в случае отключения (перерезки)

всей симпатической системы, внешние признаки эмоций сохраняются. Поэтому

деятельность симпатической нервной системы нужно рассматривать лишь как

следствие процессов, происходящих в головном мозге.

Ведущую роль в протекании эмоций выполняет кора больших полушарий .

И.П.Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и

выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в

теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры. Если кора мозга

приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и

т.д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие

чего исчезает обычная сдержанность. Животные с удаленными большими

полушариями обнаруживают картину необычайно сильного и постоянного

эмоционального возбуждения.

Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийся

основой эмоций, распространяется на ниже лежащие подкорковые центры.

Электрофизиологические исследования показали огромное значение для

эмоциональных состояний подкорковых структур - таламуса, гипоталамуса и

лимбической системы . В экспериментах Д.Олдса с вживлением электродов в

определенные участки гипоталамуса было обнаружено, что при раздражении одних

участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально положительные

ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки

получили название центров удовольствия . Раздражение других участков вызвало

отрицательные эмоции и стремление избежать воздействия на эти структуры, за что

они были названы центром страдания .

Следует также отметить роль ретикулярной формации как структуры,

активизирующей эмоциональную жизнь человека. Ретикулярная формация

способна понижать и повышать активность мозга, усиливать, ослаблять или

затормаживать ответы на раздражители. Получая из различных органов чувств

нервные стимулы, ретикулярная формация посылает их после переработки в

большие полушария головного мозга.

Важные данные для выявления сущности эмоциональных реакций были

получены при изучении функциональной асимметрии мозга . Было установлено,

что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием

положительных эмоций, а правое - отрицательных.

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая

сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при

непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами,

мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональное

состояние. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой

высших человеческих чувств - интеллектуальных, моральных, эстетических.

Виды эмоциональных состояний

Классификации эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния

имеют очень разнообразные проявления. По степени интенсивности и

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

продолжительности они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или

сильными, но кратковременными (радость).

По субъективному переживанию все многообразие эмоций можно разделить

жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции

отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных

потребностей и потому доставляющие неудовольствие. По содержанию эмоции

можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого

уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев,

страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным - моральное чувство,

эстетическое чувство, чувство патриотизма и др.

Наконец, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на

чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть,

высшие чувства.

Чувственный тон. Простейшая форма эмоционального переживания - это,

так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном

понимают эмоциональную окраску психического процесса, побуждающую субъекта

к его сохранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки,

запахи могут сами по себе, независимо от воспоминаний, связанных с ними,

вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы,

вкус апельсина приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Если

отрицательный чувственный тон переход в болезненное отвращение, то говорят об

Идиосинкразии.

Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение полезных и вредных

факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности

чувственный тон помогает принять предварительное и быстрое решение о значении

нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в

памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску и зависит от того,

как протекает деятельность: постоянно проигрывающий нам партнер кажется более

симпатичным, чем тот, который все время выигрывает у нас. Несмотря на свою

внешнюю незначительность, знание и целенаправленное использование

чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать

производительность труда, интенсивность учебы и т.д.

Настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние,

окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение

является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их

значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не

специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а

разлитое, общее состояние.

Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным,

веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

раздраженным и т.д. Причины того или иного настроения не всегда ясны

переживающему их человеку. Недаром говорят о безотчетной грусти,

беспричинной радости, и в этом смысле настроение - это бессознательная оценка

личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства.

Но эта причина всегда есть и может быть определена. Ею могут быть окружающая

природа, события, выполняемая деятельность. Настроение существенно зависит от

общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от

тонуса нервной системы.

Настроения могут различаться по продолжительности . Устойчивость

настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных

особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих

мотивов поведения.

Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение

нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой

личности - на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов.

В то же время настроение может носить кратковременный характер, что

особенно ярко выражено в детском возрасте. Не имея сложившейся иерархии

мотивов, дети легко поддаются смене настроения: любое эмоциональное

впечатление порождает неустойчивые, переменные, капризные настроения. С

возрастом настроение становится более устойчивым - значимые для личностной

сферы воздействия вызывают смену настроения.

Эмоции. Эмоции- это непосредственное, временное переживание какого-

нибудь чувства. Так, например, чувство любви к футболу не является эмоцией.

Эмоции будут представлены на стадионе состоянием восхищения, которое

испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру спортсменов или эмоцией

возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе.

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями,

способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили, и возникают

в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на

стенические и астенические. К числу стенических (или “гиперстенических”)

эмоций относятся эйфория, мания, гнев, тревога; к числу “астенических” - печаль, тоска,

апатия, страх.

Стенические эмоции стимулируют деятельность человека, побуждают его к

поступкам, высказываниям. И, наоборот, астенические эмоции характеризуются

скованностью, пассивностью. Поэтому в зависимости от индивидуальных

особенностей человека эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у

испытывающего чувства страха человека возможно повышение мускульной силы и

он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может

вызвать полный упадок сил, от страха могут «подгибаться колени». Горе может

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный

человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Эмоциональные переживания могут носить неоднозначный, противоречивый

характер. Это явление получило название амбивалентность (двойственность)

чувств. Обычно амбивалентность вызвана неоднозначностью самого объекта (так,

можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за

вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между

устойчивыми чувствами к предмету и ситуативными эмоциями (так, например,

совмещаются любовь и ненависть при ревности).

К основным, фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость,

страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная

среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие ,

получаемое от удовлетворения органических потребностей (или неудовольствие ,

связанное с неудовлетворением органических потребностей). Практически все

органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая

существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что

всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими

изменениями организма.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с

возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность,

вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с

полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных

потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее

вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или

отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие

обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание

на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое

объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с

идеологическими, нравственными или эстетическими принципами субъекта.

Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях

мотивировать агрессивное поведение.

Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме

аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути

удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в

межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных

позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства. Последние

представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым

нравственным нормам и эстетическим критериям.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осо-

знании несоответствия собственных поступков и внешности ожиданиям

окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внеш-

нем облике.

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние,

способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний,

мотивирующее обучение.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под

влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности. В

отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших

потребностей, эмоция страха вызывается лишь вероятностным прогнозом

возможного неблагополучия.

Каждая из указанных эмоций может проявляется целым спектром состояний,

различающихся по степени выраженности (например, радость может проявляется

удовлетворением, восторгом, ликованием, экстазом и т.д.).

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные

эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в

себе страх, гнев, вину и интерес.

Аффект. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый

выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов -

аффект. Это самая мощная из рассматриваемых эмоциональной реакцией . Аффект

- сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резко

выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних

органов.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и

случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и

аффективный гнев болельщиков на стадионе, и религиозный экстаз и т.д. Иногда

аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими

могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное

известие, он теряется, не знает, что сказать.

Одна из существенных функций аффекта состоит в том, что он представляет

собой закрепившиеся в эволюции стереотипные действия, способ «аварийного»

разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п.

Аффект возникает в результате уже совершенного действия и выражает собой

его субъективную эмоциональную оценку с точки зрения достижения по-

дставленной цели. Развитие аффекта подчиняется следующему закону : чем более

сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше

усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог,

полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным

стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить

возникшее побуждение, причем человек не в состоянии осознать эту

невозможность или не может с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт может

заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный

момент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих

возможностей.

Отличительная черта аффекта - ослабление сознательного контроля, узость

сознания. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации

поведения, его разумности. При этом изменяется мышление, человек теряет

способность предвидеть результаты своих поступков. В аффекте человек как бы

теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Теряя

власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию.

Кроме того, изменяются основные характеристики внимания, в поле

восприятия удерживаются только те объекты, которые соответствуют

переживаниям. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна

из причин практической неуправляемости этим состоянием.

Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной

памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с

кратковременной и оперативной памятью. Аффект возникает резко, внезапно в виде

вспышки, сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью,

происходит своего рода разрядка в действии. Эмоциональная напряженность,

накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может

суммироваться и привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая,

снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности,

депрессии.

Эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс представляет собой

состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения,

которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную

перегрузку. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности,

обиды и т.д. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный

ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают

отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на

физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска»

при появлении и обострении таких заболевании, как сердечно-сосудистые и

заболевания желудочно-кишечного тракта.

Г.Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап - реакция тревоги

- фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по

отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит

перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за

счет второстепенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором этапе -

этапе стабилизации все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе,

закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все

как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов.

Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап -

истощение , что может привести к значительному ухудшению самочувствия,

различным заболеваниям и даже смерти.

Показательны в этом отношении данные, полученные английскими

исследователями. Они обнаружили высокую смертность от ишемической болезни

сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, врачей-

хирургов, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. Именно

постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям

этих профессий.

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, прежде

всего от психологических особенностей человека. Люди с разными особенностями

нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические

нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил,

повышение эффективности деятельности. Опасность как бы подстегивает человека,

заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может

вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности,

пассивность и общее торможение.

Фрустрация. Фрустрация - психологическое состояние расстройства,

подавленности, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так

воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций,

озлобленностью, подавленностью, внешней и внутренней агрессией.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего

фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на

жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает

отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности.

Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от

степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта

взаимодействия с такими факторами.

Страсть. Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и

встречающихся только у человека эмоциональных состояний. По интенсивности

эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности

и устойчивости напоминает настроение. Страстью называют сильное, стойкое

чувство, определяющее направление мыслей и поступки человека.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

Причины формирования страсти достаточно разнообразны - они могут

определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке),

могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение

(как бывает при паранойяльном развитии личности). Страсть органически связана с

потребностями, избирательна и всегда предметна - направлена на определенный

вид деятельности или предмет. Таковы, например, наблюдающиеся у людей

страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой.

Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Оценка

значения страсти достаточно субъективна. Страсть может быть принята, санкцио-

нирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто

нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке играет общественное мнение.

Так, например, в рамках одной культуры страсть к накопительству осуждается как

жадность, но может быть положительно оценена в рамках другой социальной

группы как экономность.

Высшие чувства. Особую форму переживания представляют собой высшие

чувства. Чувства - личностные образования. Они характеризуют человека

социально-психологически. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем

поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица. Они,

сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя

всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение

потребности. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства

подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми

при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами,

выработанными обществом. Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев,

религии, господствующей идеологии, принятых в обществе.

Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в

данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не со-

ответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными. К

нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность,

любовь, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность,

эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в

процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам

относятся удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения в

правильности решения и пр. Успешность или неуспешность, легкость или

трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму

переживаний.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства,

является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства не только сопровождают

познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют

на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания.

К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового. Оно

выражается в постоянном поиске нового как в области познания, так и в

практической деятельности. Это чувство связано не просто с потребностью в

получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии»,

т.е. в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение

человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Человек испытывает

эстетические чувства при восприятии произведений художественной литературы,

музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства.

Эстетические чувства представляют собой сплав моральных и интеллектуальных

чувств. Сложность проблемы состоит также в том, что эстетическое отношение

проявляется через другие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение,

страдание и пр.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно

условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны, что их трудно

отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого - это своеобраз-

ный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с

преобладанием интеллектуальных, а творчество художника - это, по-видимому,

тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной

сфере накладывают глубокий отпечаток на весь склад духовной жизни человека.

Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегета­тивной нервной системы. И. П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований.

Эмоции как генетически обусловленная неспецифическая поведенческая программа определяются комплексом нервных структур, входящих в так называемую лимбическую систему моз­га. В эту систему входят наиболее древние части среднего, про­межуточного и переднего мозга.

1 См.: Павлов И. П. Поли. собр. соч.: В 6 т. М.; Л., 1951. Т. 3. С. 242-244.

§ 2. Физиологические основы эмоций

Лимбическая система связана с вегетативной нервной систе­мой и ретикулярной формацией (расположенной в стволе голов­ного мозга и обеспечивающей энергетические ресурсы мозго­вой деятельности).

Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в ги­поталамусе) особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.

В опытах Дж. Олдза крыса с вживленным в центр удовольствия электродом сначала случайно нажимала на рычаг, который, замыкая электроцепь, вызывал возбуждение этого центра; но после этого она часами не отходила от рычага, делая по нескольку тысяч нажимов, отказываясь от сна и пищи".

X. М. Р. Дельгадо обнаружил центры «агрессивности и успокое­ния». Вживляя электроды в мозг быка, он регулировал радиосигнала­ми агрессивность животного и даже выступал в бой с быком на арене. Разъяренное животное, бросаясь на экспериментатора, останавлива­лось вблизи от него, как только радиосигнал возбуждал «центр успоко­ения» .

Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полуша­рий. Предполагается (Р. У. Сперри), что эмоции являются функ­цией правого полушария мозга.

Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие контролирует чув­ственно-эмоциональную сферу.

Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных яв­лений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, то­нуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покрас­нение кожи). Сердце не случайно считается символом чувств. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Силь­ные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кро­вяного давления, мышечной активности.



В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий. Иногда физи­чески слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам.

См.: ОлдзДж. Выявление подкрепляющих систем головного моз­га методом самораздражения // Механизмы целого мозга. М., 1963. 2 См.: ДельгадоX. М. Р. Мозг и сознание. М., 1971.

134 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

Современные электронные приборы позволяют точно уста­навливать зависимость органических функциональных измене­ний от эмоциональных состояний. С эмоциональными состоя­ниями соотносятся биотоки мозга (электроэнцефалограмма - ЭЭГ), обертоны голоса (вокалограмма) и многие вегетативные реакции: электропроводность кожи (кожно-гальваническая ре­акция - КГР), изменение просвета сосудов (плетизмограмма), тонус мышц (миограмма), частота пульса, дыхания, время реак­ции.

Комплексная аппаратура, регистрирующая эти психосомати­ческие корреляции, называется полиграфом. В некоторых стра­нах он используется в целях расследования преступлений и именуется детектором лжи (лайдетектором). Предлагая подозре­ваемому различные тесты, следователь регистрирует посред­ством приборов психосоматические реакции: потоотделение (влияющее на электропроводность кожи), изменение просвета сосудов и т. д.

Например, если подозревается, что данный человек совер­шил кражу в доме Джонсона, то, подключив к нему соответ­ствующие датчики приборов, предлагают прослушать ряд фами­лий, среди которых называется фамилия «Джонсон». Если при ее произнесении изменяется эмоциональное состояние подо­зреваемого, делается вывод о его возможной причастности к преступлению. Этот метод расследования преступления не ис­ключает случайных совпадений. При произнесении фамилии «Джонсон» у подозреваемого действительно могут возникнуть эмоционально обусловленные вегетативные реакции, но совер­шенно по другим причинам (например, подозреваемый может вспомнить бывшего президента, к которому он относился отри­цательно, и т. п.).

Данные лайдетектора не могут использоваться как доказа­тельство совершения преступления: они применяются лишь для предварительной ориентации следствия.

Виды эмоций

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению: положи-

§ 3. Виды эмоций

тельно или отрицательно. В зависимости от того, насколько зна­чима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность, раз­личаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства.

В зависимости от влияния на активность деятельности эмо­ции и чувства подразделяются на стеническиё (от греч. sthenos - сила) и астенические. Стеническиё чувства побуждают к актив­ной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства ра­дости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, па­рализуют его силы.

В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие стратегические направления жизнедеятельности индивида, и производные от них операциональные эмоции.

Базовые эмоции определяют ценностную направленность индивида, а операциональные - его отношение к различным условиям деятельности. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то, что препятствует, - от­рицательные.

Классификация базовых эмоций совпадает с классификаци­ей основных потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации - они так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей. Производные эмоции определяют наиболее эффективные направления в дос­тижении поставленной цели, наиболее значимые для этого средства и условия.

Ведущий эмоционально-регуляционный механизм - эмоция успеха-неуспеха. Эмоция успеха усиливает исходные побужде­ния к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизу­ет деятельность. Все возможные проявления радости, восторга, удовольствия, с одной стороны, огорчения, расстройства, стрес­са и аффекта - с другой, представляют собой модификации базовой эмоции успеха-неуспеха.

Человек способен эмоционально предвосхищать свои воз­можные успехи и неуспехи. Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт своих удач и неудач, радостей и огорчений. Он всегда способен с определенной мерой досто­верности определить, «стоит ли игра свеч». В экстремальных ситуациях эмоция успеха-неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха или гнева.

Таким образом, все эмоции выстраиваются по вектору био­логической или социально обусловленной значимости различ­ных явлений для данного индивида.

136 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоцио­нальный тон ощущения - наше отношение к качеству ощуще­ния, психическое отражение потребностных свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов.

К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение - идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействи­ям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и пред­ставления.

Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека иг­рают существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.

Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реак­ция на текущие изменения в предметной среде. (Например, вы увидели красивый пейзаж - возникает эмоциональный отклик.) Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбуди­мостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального отклика является синтония - сопереживание эмоционального состояния других людей - важнейшее соци­альное качество человека.

Способность к эмоциональному созвучию зависит от усло­вий воспитания. Люди, воспитывавшиеся в условиях недоста­точного эмоционального контакта либо пресыщения эмоцио­нальными контактами, становятся малоспособными к эмоцио­нальному сопереживанию.

Настроение - общий эмоционально-фоновый уровень психи­ческой деятельности, обусловленный личностной значимостью си­туативных или устойчивых факторов. Основной особенностью настроения является его иррадиация - распространение на все

§ 3. Виды эмоций

сферы деятельности, влияние на общий жизненный тонус ин­дивида.

Состояние радости, восторга, печали или тоски - интегра-тивное проявление общей психической организованности чело­века, результат общей личностной реакции на определенные обстоятельства.

Пониженное настроение может быть вызвано биохимичес­кими процессами в нашем организме, неблагоприятными 74 ат­мосферными явлениями или эмоциональными циклами данно­го индивида.

В зависимости от преобладания в опыте человека соответ­ствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить хорошим настроением, культиви­ровать его. Оно стимулирует активную плодотворную деятель­ность, улучшает отношения между людьми.

Человек может в известной мере регулировать свое настрое­ние, сосредоточивая сознание на положительных сторонах жиз­ни, перспективах ее улучшения.

Нигде, пожалуй, так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и психических яв­лений, тела и души, как в психологии эмоций. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.

Как же связаны между собой психологические эмоциональные состояния и соответствующие физиологические изменения? Что от чего зависит? На первый взгляд здесь все ясно: у человека под влиянием какого-либо внешнего воздействия возникает определенная эмоция, которая и вызывает те или иные физиологические изменения. Однако здесь все обстоит не так просто. В конце XIX века американский психолог У. Джемс и независимо от него голландский физиолог К. Ланге выдвинули теорию эмоций, которая получила название теории Джемса - Ланге. «...Принято думать,- писал У. Джемс,- что восприятие некоторого факта вызывает душевное волнение, называемое эмоцией, и что это психическое состояние приводит к изменениям в организме. Мой тезис, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией».

Следовательно, по мнению Джемса, причиной эмоционального переживания является не то или иное волнующее событие, а определенная система физиологических, телесных изменений, которые и воспринимаются, переживаются и осознаются как эмоция. По словам Джемса, «мы огорчены, потому что плачем, разгневаны, потому что наносим удар, испуганы, потому что дрожим». Традиционное описание типа: «Я увидел медведя, испугался и побежал», с точки зрения Джемса, неправильно отражает последовательность событий. Попробуйте перестроить эту формулу «по Джемсу »... Получится: «Я увидел медведя, побежал, испугался».

Экспериментальной проверке теории Джемса - Ланге были посвящены опыты многих ученых. Часто в основе этих опытов лежит следующее предположение. Известно, что при эмоциональном возбуждении в кровь выделяется адреналин, под влиянием которого происходят различные телесные изменения: появляется дрожь, меняется ритм работы сердца и т. д. А что, если вызвать искусственно эту внешнюю картину эмоций и выяснить, будет ли человек переживать соответствующее психологическое состояние? Если да, то Джемс был прав и именно эти состояния и переживаются как эмоция. Если нет, то. впрочем, воздержимся от окончательных выводов.

Большое значение для понимания физиологических явлений имело открытие нервных центров эмоций в глубинах мозга. Вживляя в подкорковые области мозга животных микроэлектроды, ученые смогли установить, что раздражение одних участков вызывает переживание удовольствия, других - страдания («центры радости» и «центры страдания»). В одном эксперименте крыса могла сама посылать электросигнал в определенные точки мозга, нажимая на педаль. Зафиксировано, что, когда электростимуляции подвергался «центр радости», крыса способна нажимать на педаль восемь тысяч раз в час, отказывалась от пищи, воды и т. д. Открыты центры, раздражение которых вызывает гнев, страх, дружелюбие и т. д. Есть данные, что и в мозгу человека есть центры, ведающие определенными эмоциями.

Т.О., Исследования показывают, что физиологические механизмы эмоций и чувств, возникновение и проявление эмоций и чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы.

Важнейшую роль в эмоциональных проявлениях человека выполняет кора больших полушарий головного мозга. И. П. Павлов показал; что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, контролирует процессы, происходящие в организме. Кора оказывает влияние на подкорковые центры. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. В ней находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (мимика, пантомимика), желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.

Последние электрофизиологические исследования показали, что в проявлении эмоциональных состояний участвует ретикулярная формация, которая активизирует деятельность других механизмов мозга, таламус (зрительные бугры), гипоталамус (подбугорная область), лимбическую систему, находящуюся между древними подкорковыми образованиями и новой корой больших полушарий.

Экспериментально у млекопитающих в гипоталамусе были обнаружены участки, условно названные центрами наслаждения и центрами страдания. Расположены они весьма близко друг от друга. Этим можно объяснить парность подавляющего большинства эмоций (любовь - ненависть, радость - горе и т. д.).

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование сложных чувств человека.

Возникающие в ходе эмоциональных и чувственных переживаний физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электроэнцелографические и др.) наряду с другими показателями (мимическими, речевыми и др.) выступают важнейшими индикаторами психоэмоционального состояния человека. Это учитывается как при проведении психофизиологических исследований, так и в некоторых других сферах (космической, судебной и др.).

Эмоции и чувства. Виды эмоциональных состояний.

Понятие об эмоциях и чувствах

Деятельность человека, его поведение всегда вызывают появление определенных эмоций и чувств - положительное или отрицательное отношение к ней Отношение к действительности отображается в мозге и переживается как удовольствие я или неудовлетворение, радость, печаль, гнев, стыд Такие переживания называют эмоциями, чувствами.

Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по своему содержанию и форме переживания они не тождественны. Эмоции - это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. Чувства - один видов эмоциональных состояний .

В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Роль эмоций и чувств в деятельности человека

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Физиологические основы эмоций и чувств

Физиологические основы эмоций и чувств составляет взаимодействие коры головного мозга и подкорки, где представлены центры, регулирующие жизнедеятельность организма. Возбуждение, возникающее в коре при отражении окружающей действительности, передается в подкорку, а оттуда – в вегетативную нервную систему. Это вызывает определенные изменения в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение или покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т.д.

Так, при сильном испуге человек бледнеет, от стыда или в гневе – краснеет. В первом случае происходит сжатие, во втором – расширение кровеносных сосудов лица. При сильном волнении увеличивается кровяное давление, изменяется ритм работы сердца. У человека, испытывающего радость, дыхание становится быстрее и глубже, а в состоянии грусти оно замедляется. Чувство горя, тоски, страх сопровождаются ухудшением обмена веществ, работы сердца и желудка. Не случайно тяжелые сердечно-сосудистые заболевания связаны с эмоциональным напряжением, неприятным переживаниями. Ведущую роль в эмоциях и, особенно в чувствах человека играет кора больших полушарий головного мозга. Как установил И. П. Павлов, она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, контролирует все происходящие в организме явления. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. В свою очередь, подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы.

Эмоции(от фр. emotion - чувство) - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволю­ции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных жизненно значимых ситуациях.

Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрица­тельны: объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют со­ответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции - механизм непосредственной оценки уровня благо­получности взаимодействия организмов со средой. Уже элемен­тарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малопри­ятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности орга­низма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жиз­ни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как ос­новная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанны­ми с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения, модифицируют поведение индивида в напряженных ситуациях.

Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ори­ентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих Деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилиза­ции резервов внутренних органов.

130 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинкта­ми. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков: оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие уг­рожающих поз,

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного чело­века происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью чело­века. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сиг­нальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение при­страстное, заинтересованное, потребностно направленное, дея­тель ностно ориентированное.



Каждый психический образ дает информацию о возможнос­ти взаимодействия с объектом отражения. Из множества вари­антов поведения человек избирает тот, к которому у него «ле­жит душа». Все живое изначально расположено к тому, что со­ответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные про­цессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетво­рением потребностей, сами становятся настоятельной потреб­ностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим де­формациям. Замещая потребности, эмоции становятся побужде­нием к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции - чувства, обус­ловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформи­рованные устои социального сотрудничества порождают у чело­века нравственные чувства - чувство долга, совести, чувство со-

§ 1. Понятие об эмоциях

лидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство воз­мущения, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельнос­ти связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с воз­никновением образно-изобразительной деятельности сформи­ровались эстетические чувства.

Различные условия жизнедеятельности, направления дея­тельности индивида развивают различные стороны его эмоцио­нальности, нравственно-эмоциональный облик личности. Фор­мирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структу­ра его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремит­ся и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида, происходит избы­точное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Избыточ­ная энергетизация организма блокирует высшие регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. Поведение индивида при этом смещается на более низ­кие уровни регуляции.

Когда «Титаник» потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и сошедших с ума людей - взрыв эмо­ций страха подавил их жизнедеятельность. Запредельное эмоциональ­ное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются че­тыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной си­стемой потребностей.

Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуа­циях может вызвать различные эмоции. Так, потребность само­сохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого - гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получа­ют те стороны поведения, которые являются «слабыми места­ми» для данного индивида.

132 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опе­режающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возни­кает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, - это базовые явления пси­хики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоци­ях - субъективно значимостные его стороны. Познание дает знание - отражение объективных свойств и взаимосвязей дей­ствительности; эмоции придают этому отражению субъектив­ный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции - это механизм экстренного определения тех направ­лений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект - значит усматривать возможность взаи­модействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые мет­ки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответству­ющую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения.

В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечива­ют мгновенную первичную ориентировку, побуждая к исполь­зованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции - механизм интуитивного смыслообразования, спонтанно­го распознавания первоочередных возможностей и необходимое-тей, механизм экстренного определения полезности или вред­ности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведе­ния в типовых ситуациях.

Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегета­тивной нервной системы. И. П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований.

Эмоции как генетически обусловленная неспецифическая поведенческая программа определяются комплексом нервных структур, входящих в так называемую лимбическую систему моз­га. В эту систему входят наиболее древние части среднего, про­межуточного и переднего мозга.

1 См.: Павлов И. П. Поли. собр. соч.: В 6 т. М.; Л., 1951. Т. 3. С. 242-244.

§ 2. Физиологические основы эмоций

Лимбическая система связана с вегетативной нервной систе­мой и ретикулярной формацией (расположенной в стволе голов­ного мозга и обеспечивающей энергетические ресурсы мозго­вой деятельности).

Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в ги­поталамусе) особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.

В опытах Дж. Олдза крыса с вживленным в центр удовольствия электродом сначала случайно нажимала на рычаг, который, замыкая электроцепь, вызывал возбуждение этого центра; но после этого она часами не отходила от рычага, делая по нескольку тысяч нажимов, отказываясь от сна и пищи".

X. М. Р. Дельгадо обнаружил центры «агрессивности и успокое­ния». Вживляя электроды в мозг быка, он регулировал радиосигнала­ми агрессивность животного и даже выступал в бой с быком на арене. Разъяренное животное, бросаясь на экспериментатора, останавлива­лось вблизи от него, как только радиосигнал возбуждал «центр успоко­ения» .

Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полуша­рий. Предполагается (Р. У. Сперри), что эмоции являются функ­цией правого полушария мозга.

Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие контролирует чув­ственно-эмоциональную сферу.

Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных яв­лений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, то­нуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покрас­нение кожи). Сердце не случайно считается символом чувств. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Силь­ные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кро­вяного давления, мышечной активности.

В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий. Иногда физи­чески слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам.

См.: ОлдзДж. Выявление подкрепляющих систем головного моз­га методом самораздражения // Механизмы целого мозга. М., 1963. 2 См.: ДельгадоX. М. Р. Мозг и сознание. М., 1971.

134 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

Современные электронные приборы позволяют точно уста­навливать зависимость органических функциональных измене­ний от эмоциональных состояний. С эмоциональными состоя­ниями соотносятся биотоки мозга (электроэнцефалограмма - ЭЭГ), обертоны голоса (вокалограмма) и многие вегетативные реакции: электропроводность кожи (кожно-гальваническая ре­акция - КГР), изменение просвета сосудов (плетизмограмма), тонус мышц (миограмма), частота пульса, дыхания, время реак­ции.

Комплексная аппаратура, регистрирующая эти психосомати­ческие корреляции, называется полиграфом. В некоторых стра­нах он используется в целях расследования преступлений и именуется детектором лжи (лайдетектором). Предлагая подозре­ваемому различные тесты, следователь регистрирует посред­ством приборов психосоматические реакции: потоотделение (влияющее на электропроводность кожи), изменение просвета сосудов и т. д.

Например, если подозревается, что данный человек совер­шил кражу в доме Джонсона, то, подключив к нему соответ­ствующие датчики приборов, предлагают прослушать ряд фами­лий, среди которых называется фамилия «Джонсон». Если при ее произнесении изменяется эмоциональное состояние подо­зреваемого, делается вывод о его возможной причастности к преступлению. Этот метод расследования преступления не ис­ключает случайных совпадений. При произнесении фамилии «Джонсон» у подозреваемого действительно могут возникнуть эмоционально обусловленные вегетативные реакции, но совер­шенно по другим причинам (например, подозреваемый может вспомнить бывшего президента, к которому он относился отри­цательно, и т. п.).

Данные лайдетектора не могут использоваться как доказа­тельство совершения преступления: они применяются лишь для предварительной ориентации следствия.