Геннадий волков чувашский писатель его произведения. Российский педагог Волков Геннадий Никандрович: биография, деятельность и интересные факты. Этнопедагог с мировым именем


Те, кому доводилось изучать педагогику или те, кто посвятил свою жизни преподаванию, наверняка хоть раз, слышали такую фамилию, как Волков.

Г. Н. Волков – прекрасный педагог, имеет ученую степень, удостоен звания академика Российской Академии Наук. Из-под его пера вышли многие публицистические труды. Он является основоположником такого ответвления в педагогике, как этнопедагогика.

Именно Геннадий Волков создал всемирно известную этнопедагогическую школу, в состав которой входит целая многонациональная семья. Каждый участник данной школы является прямым носителем и исследователем культурного наследия того народа, представителем которого он есть.

Биографический очерк

Появился на свет Геннадий в Чувашской АССР, в 27-м году. Его папа работал учителем физики и математики.

Постигать азы науки начал в мужской средней школе в Чебоксарах. Затем, некоторое время, работал учителем в общеобразовательной школе в Казани, читая детям физику. Его учительский путь был достаточно тернист. Он успел поработать и в детском доме, и в школе, и в лагере труда и отдыха.

Высшее образование он получил в Чувашском университете, который закончил с отличием, затем была учеба в аспирантуре в Казанском пединституте.

Начиная с 25-ти лет и на протяжении последующих двух десятков лет, Геннадий Волков работал старшим преподавателем, был проректором по научной работе в Чувашском университете.

Но, с 1970-х годов у Волкова начался новый этап в жизни. Он переехал в столицу, где началась его трудовая деятельность. Вся его работа была направлена в русло педагогики. Именно он стал создателем первой лаборатории этнопедагогики в институте семьи и воспитания на базе РАО. Исследования в данной лаборатории отнимали все внимание Волкова.

В возрасте 64-х лет Геннадий Никандрович начинает руководить лабораторией этнопедагогики при Российской Академии Образования. Он состоял в редакционной коллегии многих педагогических российских изданий. Его приглашали на многие семинары в качестве консультанта по этнопедагогике. Он внес неоценимый вклад в развитие науки. Ушел из жизни Волков, многое так и не успев сделать.

Взгляд педагога Волкова

Изучая на протяжении всей жизни педагогику, он ввел такое понятие как этнопедагогика. Он первый в мире открыл этнопедагогическую школу. Ему принадлежит великая книга под названием «Этнопедагогика», ставшая учебным пособием для студентов.

Его концепция, вполне заслуженно, обрела уровень государственной. Он курировал множество кандидатов и докторантов педагогических наук, которые впоследствии стали развивать и далее изучать, а также нести в массы этнопедагогику.

Для собственноручно созданной этнопедагогической школы, Волков четко сформулировал ее задачи и цели. Еще он прописал главные концептуальные правила.

Со временем, все его утверждения относительно того, что народная педагогика заключается в силе гармонизации межнациональных отношений, во многом нашла доказательства и массу подтверждений.

Еще Геннадий Никандрович слыл прекрасным писателем. Им было написано множество детских произведений, которые были переведены на многие языки, а некоторые из них были включены в общеобразовательную школьную программу. Каждая его строчка, созданная в литературе, насквозь пронизана безграничной любовью к детям, уважением к человеку и обществу в целом. Некоторые его книги вмещают воспоминания из детства и отрочества, а также есть произведения, посвященные родным и близким, переживания которых он пропускал через собственную душу и сердце.

Если внимательно изучить творчество Волкова, то можно обратить внимание на то, что в нем просматривается общеустановленная последовательность детского воспитания. Он был сторонником того, что ребенок является:

1) личностью;

2) индивидуальностью;

3) полноценным членом общества.

Свои убеждения, он часто применял на практике среди учеников и студентов.

Основатель этнопедагогики .

Геннадий Никандрович Волков

Академик Г. Н. Волков в 2000-е годы
Дата рождения 31 октября (1927-10-31 )
Место рождения село Большие Яльчики Яльчикский район , Чувашская АССР , РСФСР , СССР
Дата смерти 27 декабря (2010-12-27 ) (83 года)
Место смерти Чебоксары , Чувашия , Россия
Страна СССР СССР → Россия Россия
Научная сфера Этнопедагогика
Место работы Российская академия образования
Альма-матер
  • Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева
Учёная степень доктор педагогических наук
Учёное звание академик АПН СССР
академик РАО
Известен как педагог , публицист
Награды и премии

Биография

Происхождение

Родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани. В разные годы ему довелось работать учителем в школах Казани и Чебоксар , воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Дружил и переписывался с Василием Сухомлинским .

Окончил физико-математический факультет (ныне университет), аспирантуру .

Педагогическая деятельность

В 1952-1972 гг. трудился старшим преподавателем, доцентом и зав. кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева.
С 1971 года работал в Москве, как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.
С по гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы (Эрфурт , ГДР).
С 1991 года заведующий лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО. В 2000-е годы работал консультантом по этнопедагогике в Калмыкии .
Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)

Научная деятельность

Владея многими тюркскими языками, обобщённо представил и на основании первоисточников обосновал духовно-нравственное единство русского народа с тюркскими.

Родоначальник ряда идей национального образования в России. Получила государственное признание его этнопедагогическая концепция национальной школы.

Подготовил более ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России. Его ученики, в свою очередь, на местах возглавляют направления этнопедагогики.

  • 1962 год - предложил термин «этнопедагогика ». К началу XXI века термин широко распространён в научном мире.
  • 1967 год - защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации.
  • Действительный член АПН СССР с 15 марта 1990.

О роли Волкова в развитии этнопедагогики как средства гармонизации межнациональных отношений см.: Ленский И. Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991-1997 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1998. Научный руководитель - академик РАО, профессор Г. Н. Волков.

Анастасия Титова
Презентация «Великие педагоги Чувашии. Волков Геннадий Никандрович»

Волков Геннадий Никандрович (31.10.1927 – 27.12.2010)

«К сожалению, забываем традиции, а без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Биография

Геннадий Никандрович Волков - педагог; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель- публицист, основатель этнопедагогики.

Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары.

Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани.

Геннадий Волков в 1952-1972 гг. трудился старшим преподавателем, доцентом и зав. кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе в Чувашском государственном педагогическом институте им. И. Я. Яковлева.

С 1971г. работал в Москве, как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.

С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфрутской высшей педагогической школы (Эрфрут, ГДР).С 1991 года заведующий лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО.

В 2000-е годы работал консультантом по этнопедагогике в Калмыкии.

Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)

Научная деятельность

Геннадий Волков – автор более 1000 публикаций, в том числе около 50 монографий. Родоначальник ряда идей национального образования в России. Его этнопедагогическая концепция национальной школы получила государственное признание.

Подготовил более ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России. Его ученики, в свою очередь, на местах возглавляют направления этнопедагогики.

1962 год - предложил термин «этнопедагогика». К началу XXI века термин широко распространён в научном мире.

1967 год - защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации.

Признание и награды

Первый и единственный из нерусских педагогов награждён Золотой медалью И. И. Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».

Заслуженный деятель науки Российской федерации

Заслуженный учитель Чувашской Республики

Почетный гражданин Чувашской Республики (20.06.1997)

Заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва

Заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия)

Почётное звание «Учитель учителей» Якутии

Отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987)

К. Д. Ушинского

Я. А. Коменского (ЧССР)

Н. К. Крупской

За заслуги в образовании в Республике Татарстан

Память

Памятник Геннадию Волкову (35 дом, проспект Ленина, Чебоксары)

Сквер в с. Красные Четаи с памятными посадками дуба (Сквер им. российского академика Г. Н. Волкова).

Научно-исследовательский институт этнопедагогики при Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева носит имя академика РАО Волкова Г. Н.

Спасибо за внимание!

Учитель. Педагог. Мыслитель. Именно эти три слова легли в название самого известного труда Геннадия Никандровича Волкова - знаменитого советского профессора и писателя. Наверное, каждый работник педагогической сферы слышал о воспитательных подходах этого человека. Волков стал основателем этнопедагогики - известной научной отрасли, положения которой широко используются по настоящее время. О жизни и профессиональной деятельности Геннадия Никандровича будет подробно рассказано в нашей статье.

Юные годы

Биография Геннадия Никандровича Волкова берет свое начало в Чувашском селе Большие Яльчики. Именно здесь, 31 октября 1927 года, был рожден герой нашей статьи. Отцом Геннадия был преподаватель физики и математики. Возможно, именно из-за влияния родителей Волков выбрал путь учителя. Уже в 1948 году он начинает преподавать в средней школе города Чебоксары.

В молодости Геннадий Никандрович Волков вел переписку с Василием Сухомлинским - выдающимся педагогом-гуманистом. На тот момент Волков был всего на десять лет младше своего приятеля. Однако влияние, оказанное Сухомлинским, не могло не сказаться на дальнейшей деятельности Волкова.

Волков является выпускником Чувашского педагогического университета имени Яковлева. Здесь Геннадий Никандрович закончил аспирантуру, после чего трудился доцентом и старшим научным сотрудником.

В начале 70-х годов знаменитый педагог переезжает в Москву. В столице РСФСР он начинает создание обширного педагогического сектора Института национальных школ. Геннадий Никандрович Волков активно развивал концепцию этнопедагогики, которую он сформировал еще в молодом возрасте. знаменитого педагога привлекла зарубежных специалистов, а потому герой нашей статьи отправляется в Эрфурт - на тот момент город в ГДР. Здесь он работает профессором в Высшей педагогической школе.

С распадом Советского государства Волков переезжает в Калмыкию. Тут он становится консультантом по этнопедагогической теории и заведующим лабораторией при Институте развития личности. На данный момент Геннадий Никандрович продолжает трудиться. Он состоит в редакторских коллективах различных научных журналов, а также продолжает совершенствовать свои теории.

Научная деятельность Волкова

Геннадий Никандрович за всю свою жизнь написал более тысячи публикаций. В одной лишь педагогике он стал автором порядка полусотни монографий. Большинство его работ посвящены этнопедагогической концепции - науке, предметом которой является воспитание по народным традициям. Сам Волков - это представитель чувашской народности, а потому он активно популяризирует национальные методы воспитательно-образовательного процесса.

Ученый посвятил несколько своих работ тюркско-русским отношениям. На основе первоисточников он сумел обосновать нравственное единство этих двух народов. За всю свою биографию Геннадий Никандрович Волков освоил несколько азиатских языков, а потому его можно с уверенностью назвать полиглотом.

Понятие этнопедагогики

Традиционная образовательная практика должна иметь место в современной педагогике. Многие этносы и народности владели настолько удивительными и эффективными приемами воспитания, что их применение было бы актуальным даже сегодня. Важно лишь соответствие применяемых методов принципам гуманности и добросовестности.

Выявление архаичных принципов воспитания и гармоничное их встраивание в современный педагогический процесс - вот, что называется сегодня этнопедагогикой. Геннадий Никандрович Волков явился главным разработчиком и популяризатором этой концепции. Впервые она появилась в 1962 году. Практически сразу этнопедагогика получила широчайшее развитие.

Сущность концепции Волкова

Для чего нужна этнопедагогика? Ведь многие ее положения архаичны, размыты или вовсе не актуальны. Критики теории считают, что воспитательные подходы наших предков значительно отличаются от подходов современных. Так, во многих традициях встречаются грубость, неконтролируемая стихийность, а порой и вовсе насилие. Однако по теоретической информации Геннадия Никандровича Волкова все не так однозначно.

Предметом этнопедагогики являются целенаправленные, четко обозначенные воспитательные процессы. Все традиционные подходы к воспитанию должны соответствовать принципу гуманизма, а потому они проходят очень тщательное их выявление. Предмет концепции Волкова - - используется не целиком, а наиболее прагматично. Элементы фольклора, нравственный семейный опыт, духовные ценности - все это органично вливается в современный воспитательный процесс. В результате реализуются сразу несколько задач: сохраняется и развивается национальная культура, а также совершенствуется и наполняется новыми красками современный педагогический процесс.

В чем важность этнопедагогической концепции Волкова?

Книги Геннадия Никандровича были в основном посвящены исследованию национальных образовательных традиций. Образовательный процесс делится на обучающий и воспитательный. Каждый из этих элементов может окрашиваться народными обычаями. Важно лишь грамотно сформулировать задачи и цели дальнейшей работы.

С приходом советской власти народные традиции стали заметно угасать. Большевики с их глобалистскими намерениями не желали делить общество даже по культурным критериям. Подобная политика заметно отразилась на обычаях и духовной составляющей различных национальностей. Воспрепятствовал этому Геннадий Никандрович Волков. Сказки, песни, поговорки и прочие элементы фольклора различных этносов бережно собирались знаменитым ученым для последующего их применения.

Цели и задачи этнопедагогики

Основная цель этнопедагогической концепции очень проста: это развитие в умах подрастающего поколения гражданского сознания и национальных ценностей. Творческое вдохновение может сыграть большую роль в самых разных сферах деятельности, в том числе и в педагогике.

Как можно привить молодым людям любовь к народным традициям? Необходимо искать различные методики и приемы, с помощью которых можно было бы актуализировать этнические подходы к воспитанию. В этом и состоит основная задача концепции Волкова. Однако выявить все необходимые факторы не так уж и просто. А уж грамотно их вставить в педагогический процесс порой и вовсе невозможно. Тем не менее, выход здесь есть. Именно о нем будет рассказано далее.

Методология в работах Волкова

Предмет этнопедагогики - народная культура - является невероятно обширной сферой для изучения. Сложно даже представить, насколько развита духовная составляющая в России. Громадное количество этносов и национальностей порождает невероятное число традиций и обычаев. Как можно классифицировать всю эту систему? Возможно ли сконструировать методологическую структуру, применение которой было бы возможным в любое время? У Геннадия Никандровича это получилось.

Сразу следует оговориться, что методы, предложенные Волковым, довольно специфичны. Даже звучат они немного не научно, хотя тому есть свое объяснение. Здесь следует выделить требования, уговор, приказы, советы, поверья и просьбы. Шесть этих элементов составляют костяк методологической системы этнопедагогики.

Все представленные методы легко встраиваются в систему воспитания. Необходимо лишь учитывать психотип ребенка, и исходя от него выбирать наиболее оптимальные способы развития. Так, спокойным детям больше подходят просьбы и советы, а чрезмерно активным - уговоры и требования. Подбор методов - это сложная и кропотливая работа, выполнить которую способен лишь настоящий педагог.

Средства воспитания по Волкову

В произведениях Геннадия Никандровича большое внимание уделяется средствам воспитательного процесса. Безусловно, все средства должны выбираться исходя из традиций определенного этноса. Однако следует помнить о необходимости их соответствия нормам этики, морали и гуманности. Лишь адекватные факторы воспитания помогут ребенку адекватно выражать свои мысли и эмоции.

Самым распространенным педагогическим средством в любой воспитательной среде является общение. Необходимо оно для того, чтобы завладеть вниманием ребенка, получить его доверие. На втором месте находится игра - важнейший психологический элемент. При помощи игры можно добиться невероятно успешных результатов. Грамотно выстроенный и четко спланированный игровой процесс позволит укрепить командный дух в детях, сделать их частью социума.

Этнопедагогические средства довольно разнообразны. Поговорки, загадки, сказки - все это может оказать куда большее влияние на ребенка, чем того ожидают взрослые.

Значение научных трудов Волкова

Взгляд поколений очень важен для современного научного опыта. Тем более, когда речь идет о таких категориях, как быт, народность, семья или нация. Образовательное пространство нашего государства довольно неоднородно. Этим оно и прекрасно: всегда найдутся новые факторы и средства.

Критики научной деятельности Геннадия Никандровича Волкова считали, что этнопедагогика - это бессмысленная и неактуальная сфера. Якобы сторонники старых традиций отворачиваются от прогресса и обращаются к архаичным нормам. Это, конечно же, неверно. Волков активно выступал за прогрессивное развитие во всех научных отраслях. Традиции же являются своеобразным двигателем в этом развитии. В монографиях и рассказах Геннадия Никандровича Волкова не раз проскальзывала мысль, что русскую культуру пытаются забыть, стереть из памяти. Но как можно забыть то, что является базой для всего остального?

Литературная деятельность

Монографии, повести и рассказы Геннадия Никандровича Волкова широко известны по всей стране. Первой работой ученого стали "Рассказы бабушки" 1957 года. В этой книге знаменитый педагог приобщал маленьких читателей к понятиям добродушия, благородства и чести. Делалось это на примере поведения чувашского народа. Спустя год выходит "Чувашская народная педагогика". В ней Волков вновь делает упор на этнические нормы, их значение для воспитательных процессов.

Волков прославился и как детский писатель. Его сказки и басни переведены на десятки языков. В произведениях Геннадия Никандровича сосредоточено немалое количество поучительных образов, прогрессивных идей и традиционных элементов. Волков - это тот человек, что уже при жизни вписал свое имя в российскую историю.

… Путь гения…

Волков Геннадий Никандрович родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семье учителя математики и физики. С отличием окончил Чувашский педагогический институт по специальности «Учитель физики»

Ученый Совет Высшей педагогической школы имени Теодора Нойбауэра в Эрфурте присудил Геннадию Никандровичу титул Почетного доктора.

В.А.Сухомлинский писал:

«На примере чувашского народа ясно видно, что каждый, даже маленький народ в нашей стране, активно развивает свои духовные богатства, вносит их в общенародную сокровищницу, выходит на почетное место в мировой культуре…»

Неоценимый вклад в образование Калмыкии и непосредственное участие ученого в развитии национальной системе образования республики возвели педагогику на новый уровень. Ученые, аспиранты, и студенты Калмыцкого государственного университета, которым выпала честь учиться у Геннадия Никандровича и гордо называть себя его учениками, восхищались не только его теплотой и добротой, но и его энциклопедическими знаниями, его скромностью и чистотой любви к нам.

Из воспоминаний Очировой Марии, студентки КГУ педагогического факультета:

«Я искренне рада, что мне довелось быть учеником таких Великих людей как Г.Н.Волков и Мукаева О.Д. Ведь они имеют высочайший интеллект, врожденную умственную свободу.»

Под руководством Волкова свыше 50 человек стали докторами наук, около 250 – кандидатами наук, а для Республики Калмыкия подготовлено более 40 кандидатов и докторов наук.

Гражданский и научный подвиг Волкова Геннадия невозможно переоценить. Существует богатая литература о его творчестве – более 800 научных работ

В 1962 году - предложил термин «Этнопедагогика». К началу XXI века термин широко распространен в научном мире. К началу XXI века термин широко распространен в научном мире.

Геннадий Никандрович – истинный патриот своей Родины, высоконравственный, сильный духом человек. Путь, который прошел в своей трудовой деятельности профессор – является для нас учеников, для учителей, студентов и молодых ученых примером беззаветного служения Родине и народу

Трудно осознавать, что нет больше рядом с нами Человека, который всю жизнь исповедовал идеи гуманистической педагогики, который верил, что его пример и любовь к детям способны преобразовать мир

Время быстротечно…

Хочется надеяться, что имя Волкова Г.Н. будет увековечено. Он был умер 27 декабря 2010 года и был похоронен со своей супругой по его завещанию…

… Светлая память о нем, патриархе отечественной этнопедагогики, учителя учителей, мудром, талантливом Человеке, наставнике молодежи, ставшим еще при жизни настоящей легендой и гордостью Чувашии, Калмыкии и России, навсегда останется в сердцах его современников и потомков …