Культура Руси X - XIII вв. презентация к уроку по истории (10 класс) на тему. Презентация - Культура Киевской Руси в X-XII веке Зарождение культуры 10 12 век презентация

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Культура Руси в XII-XIII веках

«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская!

Многими красотами прославлена ты…

Всем ты преисполнена, земля Русская…»

Особенности культуры XII-XIII веков

Крупные культурные центры

Великий Новгород

Владимир-на-Князьме

Отличительные черты развития культуры

  • Новгород и Псков - проявились черты, которые
  • соответствовали вечевым порядкам и активности городского населения.
  • Владимиро-Суздальская земля - образец пышности,
  • торжественности, стремления подчеркнуть силу и значение владимирских князей.
Образование и наука В XII-XIIIвв. города и монастыри были центрами науки и образования. Почему?
  • Горожане занимались торговлей, в том числе и с зарубежными странами.
  • Купцы вели учет купленных и проданных товаров. Они обязаны были уметь писать и считать. Также они привозили на Русь сведения о жизни в других странах.
  • Самый высокий уровень грамотности на Руси был в Новгороде.

В школах учились мальчики и девочки. Основным материалом для письма была береста .

+
  • Чтобы служить в церкви, монахи и духовенство должны были знать грамоту.
  • Монахи вели летописи. Они записывали не только события политической жизни, но и фиксировали такие явления природы, как: затмения, кометы, бури, засухи и т.д.
  • Князьям и боярам образование было нужно чтобы знать законы, издавать их и правильно применять.
  • В большинстве русских земель школы существовали при монастырях.
Развитие науки

Накопление научных знаний

Путешествия купцов

Паломни-чество

Ведение летописей

Военные походы

География

Астрономия

Биология

Описание других стран и различный природных явлений

Описание комет, затмений

Описание эпидемий, болезней

Литература

Новые жанры

Земельные особенности

Поучение

Хождение

Новгород- Северская земля

Владимиро-Суздальская земля

«Слово о полку Игореве»

«Моление Даниила Заточника»

Призыв к единству Русской земли перед лицом внешней угрозы

Размышления об идеальном правителе

Архитектура

Новгородская земля

Владимиро-Суздальская земля

Скромность убранства, небольшие размеры церквей

Пышность убранства, большие размеры церквей

Известняк, каменная резьба

Новгород Церковь св. Георгия на Ладоге Церковь Спаса на Нередице под Новгородом Владимир Дмитриевский собор Храм Покрова на Нерли Боголюбовский монастырь Успенский собор Иконопись

  • Изначально иконы на Руси писались художниками, приглашенными из Болгарии и Византии.
  • В начале XIII в., после половецких набегов и разгрома крестоносцами Византийской империи, приток художников на Русь прекратился.
  • Возникла русская школа иконописи. От византийской она отличалась более яркими красками и очеловеченными образами святых.
Ангел Златые Власы XII в. Дмитрий Солунский XII в. Вывод: В XII-XIII веках на Руси появлялись местные культурные традиции, также возникали местные школы архитектуры и живописи.

Как зарождалась культура Руси. Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения. Таким образом, культура-это исторически развивающаяся, многослойная, многоликая, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.


Карта. Киевская Русь в веках.


Факторы, повлиявшие на формирование единой русской культуры: Опыт восточного славянства Иноплеменное международное влияние Влияние Византии - одной из наиболее культурных государств мира Влияние различных культурных направлений, стилей, традиций и их значительная духовная переработка постоянным преломлением в абсолютно духовном стиле Языческая религия, языческое мировоззрение Христианство


Феномен русской культуры Открытость и синтетичность древнерусской культуры Опора культуры на народные истоки и восприятие Переплетение христианских и народно-языческих влияний Русская Культура Характерные черты Стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании Народность, цельность, простота в искусстве Изящество, глубокое гуманистическое начало в архитектуре Мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи Постоянное биение пульса, исканий, сомнений, страсти в литературе


Письменность, грамотность, школы. Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. Об этом говорит «Житие» славянского просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е гг. IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян до их христианизации. Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., также были написаны на греческом и русском языках. К этому времени относится существование толмачей переводчиков и писцов, которые записывали речи послов на пергамент. Азбука, вырезанная на дощечке, и писало – инструмент для письма на дереве и бересте, найденные археологами в Новгороде.


Книгоиздание в древней Руси Книгоиздание в древней Руси Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводились, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания святых. Переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеско-боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащая легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», которое представляло собой перевод византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.


Образование Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XIXII вв., особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девушек. Грамотность Благодаря алфавиту уровень грамотности в Древней Руси XI–XII вв. был очень высок. И не только среди высших слоёв общества, но и среди простых горожан. Об этом свидетельствует то, что в 1951 г. во время археологических раскопок в Новгороде извлекли из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. С тех пор найдены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Витебске, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые, в том числе юридические, документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Осталось и еще одно любопытное свидетельство развития грамотности на Руси так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Так, Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве: «Ох, тяжко мне» и подписался своим христианским именем Василий.


Летописи. Летописи это средоточие истории Древней Руси, ее идеология, понимание ее места в мировой истории; они являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летопись была делом государственным, княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие тому или иному княжескому дому. Летописание, по мнению ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди – священники, монахи.


Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы. Составитель очередного летописного свода выступал не только как автор заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор предшествующих записей. Вот это-то его умение направить идею летописи в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями. Свод, который вошел в историю под названием «Повесть временных лет», создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка Изяславича. Большинство историков считают автором этого свода монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Используя предшествующие своды, документальные материалы, в том числе, например, договоры Руси с Византией, летописец развертывает широкую панораму исторических событий, которые охватывают как внутреннюю историю Руси становление общерусской государственности с центром в Киеве, так и международные отношения Руси с окружающим миром. В гг. летопись снова была переписана. И в дальнейшем «Повесть временных лет» входила непременной составной частью как в киевские летописи, так и в летописи отдельных русских княжеств, являясь одной из связующих нитей для всей русской культуры.


Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, но продолжавшими свою литературную жизнь еще много столетий, являются: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление» Даниила Заточника, «Киево-Печерский патерик», «житие Феодосия Печёрского», «житие Бориса и Глеба» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начало XII в.). Для большинства из них характерен широкий, общерусский взгляд на события и явления, гордость созданным государством, сознание необходимости постоянной совместной борьбы против кочевнических орд, стремление прекратить разорительные для народа войны русских князей между собой. В эпоху сложения и первоначального развития феодальной формации прогрессивным было то, что очищало путь новому, укрепляло его, помогало ему развиваться. И русская литература успешно содействовала новому феодальному государству, направляя его преимущественно на решение задач общенародного значения. Русские писатели XI–XIII вв. заставляли своих читателей и слушателей думать о судьбах русской земли, знать положительных и отрицательных героев родной истории, чувствовать и укреплять единство всей древней русской народности. Почетное место в этой литературе занимают исторические труды. Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.



Слайд 2

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями древнерусской культуры периода политической раздробленности

Слайд 3

План изучения новой темы: Особенности русской культуры XII-XIII вв 2. Образование и наука 3. Литература 4. Архитектура 5. Иконопись

Слайд 4

«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена земля Русская…»

Слайд 5

Особенности культуры XII-XIII вв. Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Крупные политические центры: Великий Новгород * Псков Владимир-на-Клязьме * Галич. Отличительные черты развития культуры: Новгород и Псков - в культурном развитии этих центров проявились черты, которые соответствовали вечевым порядкам и активности городского населения. Владимиро-Суздальская земля – это образец пышности, торжественности, стремления подчеркнуть силу и значение владимирских князей.

Слайд 6

Образование и наука Центрами науки и образования в XII-XIIIвв. были города и монастыри. Почему? Горожане занимались торговлей, в том числе и с зарубежными странами. Купцы вели учет проданных и купленных товаров, они должны были уметь писать и считать. Купцы приносили на Русь сведения о жизни в других странах. Самый высокий уровень грамотности на Руси был в Новгороде. В школах учились мальчики и девочки. Основным материалом для письма была береста.

Слайд 7

От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце (прислать слугу с жеребцом)… Да пришли сороцицю (рубаху)… Поклон от Марине к сыну к моему Григорью. Купи ми Зендянцу добру. А куны яз дала Давыду Прибыше… Тексты берестяных грамот

Слайд 8

Монахи, духовенство должны были знать грамоту, Чтобы служить в церкви, ведь церковная служба ведется по книгам. Монахи вели летописи. Они записывали не только события политической жизни, но и фиксировали такие явления природы, как: затмения, кометы, бури, засухи и т.д. Князьям и боярам образование было нужно, чтобы знать законы, издавать их и правильно применять. Школы в большинстве русских земель существовали при монастырях. Земля Школы/ предметы Кто учился Уровень грамотности Новгородская Светские/ грамота, счет, молитвы, торговый учет Большинство детей горожан Высокий Все остальные княжества Монастырские/ грамота, молитвы, счет Дети духовенства и феодалов Низкий

Слайд 9

Путешествия купцов Палом- ничество Ведение летописей Военные походы Накопление научных знаний География Астрономия Биология Описание других стран и различных природных явлений Описание комет, затмений Описание эпидемий, болезней Развитие науки

Слайд 10

Литература Новые жанры Земельные особенности Поучение «Поучение Владимира Мономаха детям» Хождение «Хождение игумена Даниила в Иерусалим» Слово Моление Новгород- Северская земля Владимиро- Суздальская земля «Слово о полку Игореве» «Моление» Даниила Заточника Призыв к единству Русской земли перед лицом внешней угрозы Размышления об идеальном правителе Политическая раздробленность

Слайд 11

Политическая раздробленность Архитектура Новгородская земля Владимиро-Суздальская земля Скромность убранства, небольшие размеры церквей Пышность убранства, большие размеры церквей Кирпич Белый камень известняк, каменная резьба

Слайд 12

Церковь святого Георгия на Ладоге. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом. Новгород

Слайд 13

Дмитриевский собор сооружен князем Всеволодом III как дворцовый храм. (1194-1197 гг) Резьба на стене Владимир

Слайд 14

При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры – неповторимый по своей утонченности Храм Покрова на Нерли XIIв. .

Слайд 15

Боголюбовский монастырь XIIв.

Слайд 16

Успенский собор. Архитектурный памятник XIIв.

Слайд 17

Слайд 18

IАлтарь: II Средняя часть: - престол 6. -северные врата 11. - солея -жертвенник 7. -южные врата 12. - амвон -горнее место 8. -икона Богоматери 13. – аналой с иконой -Иконостас 9. -икона Спасителя праздника -Царские врата 10. –храмовая икона 14. – клирос (место для хора) 15. – канун III. Притвор IV. Паперть Схема православного храма

Слайд 19

Храм Покрова на Нерли Дмитриевский собор Сравните оба храма. Найдите общее и черты различия.

Слайд 20

Иконопись Русская иконопись в XII-XIII вв. все больше приобретает самобытные черты. Изначально иконы на Руси писали приглашенные из Болгарии и Византии художники. В начале XIII в. после половецких набегов и разгрома крестоносцами Византийской империи приток художников из-за рубежа на Русь прекратился. Возникла русская школа иконописи. От византийской она отличалась более яркими красками и очеловеченными образами святых.

Слайд 21

Иконопись Ангел Златые Власы. икона XII в. Дмитрий Солунский. икона XII в.

Слайд 22

Вывод: В XII-XIII вв. появились местные культурные традиции, возникли местные школы архитектуры и живописи.

Посмотреть все слайды

Это прежде всего знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха.

Основные политические идеи «Поучения» во всех трех частях его - те же, что и во всей деятельности Владимира Мономаха. Князь проповедует необходимость сохранять разделение Русской земли между князьями, но одновременно быть объединенными взаимными договорными обязательствами для совместных походов на степь. Простейший пример такого объединения В. В. М. в своем «Поучении» видит в птицах. Птицы весной прилетают из рая, и каждая находит свое, принадлежащее ей место: и «худые» птицы, и сильные. Ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место, но каждая довольствуется своим уделом. Затем В. В. М. проповедует умеренность во всем: в отношении к подчиненным, зависимым, слабейшим. Взаимная уступчивость, трудолюбие, неустанные совместные походы, осторожность, «послушание» и «покорение» старшим, уважение прав младших, - вот, что является идеалом людей княжеского положения и что должно являться основой политического единства Руси.

Слайд 1

Культура древней Руси

Слайд 2

Христианство на Руси

Первый шаг к созданию христианской религии на Руси был сделан при князе Владимире. А второй не менее важный при князе Ярославе в 1051 году. До этого времени русскими митрополитами были исключительно наместники из Византии, и Русская церковь подчинялась ей. При Ярославе Мудром впервые Русским митрополитом был поставлен русский священник Илларион. С этого момента церковь на Руси стала полностью независимой. Но, несмотря на такой мощный прогресс церкви не удалось полностью изменить древние традиции россиян.

Слайд 3

Не смотря на запреты церкви, на Руси происходили различные языческие Празднества, такие, как изгнание зимы и старого года. Смех был магическим символом приумножения человеческого рода и урожая, отсюда и пошла «смеховая культура» древней Руси. Таким вот смешением двух культур, двух религий: языческой древнеславянской и Византийской православной, остаётся христианство на Руси до сих пор.

Слайд 4

Письменность, литература, образование.

60е годы IX века – время создания русской письменности, считается, что её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий)

Слайд 5

Первым этапом русской литературы был перевод Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной литературы. Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житиё, поучения повесть. Кратко рассмотрим некоторые из них.

Слайд 6

Летопись – эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Но надо отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во первых летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во вторых освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; в третих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя.

Слайд 7

Житиё – жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще. Большое место занимала поучительно – бытовая литература такая,как притчи и другие поучения.

Слайд 8

Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки).

Слайд 9

Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу, научиться красноречию.

Слайд 10

Зодчество и архитектура в Киевской Руси

Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Давайте рассмотрим планировку древнего Киева: на вершине холма стоял каменный княжеский дом, возле него помещались в основном деревянные дома чиновников, купцов и других богатых людей, ниже же помещались дома остального населения в основном землянки.