Структура и функции политических систем общества. Политическая система общества, её структура и функции Структура и функции политической системы общества

Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, то есть установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

В юридической литературе выделяют следующие компоненты, или подсистемы , политической системы, которые связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти.

1. Институциональная;

2. Нормативная;

3. Функциональная;

4. Коммуникативная;

5. Культурно-идеологическая.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой – государственной, партийной, общественно-политической, состоящей в свою очередь, из частных подсистем. Ведущим политическим институтом, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, в том числе профсоюзам, организациям предпринимателей всевозможным лоббистским организациям, создаваемым при структурах законодательной и исполнительной власти. С одной стороны, они являются важным участниками политического процесса, осуществляют своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. По этой причине их иногда объединяют под общим понятием «политическая инфраструктура». Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты, как средства массовой информации и Церковь, которые способны существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, а через него – оказывать давление на политическую власть.

Нормативная подсистема образует всевозможные нормы – правовые и моральные, политические традиции, ценности, обычаи. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан, определяя правила их взаимоотношений.

Функциональная подсистема выражается в формах и направлениях политической деятельности, в различных политических процессах, в способе и методах осуществления власти. Она составляет основу политического режима, задача которого состоит в обеспечении функционировании, преобразовании и защите механизма власти и общества.

Коммуникативная подсистема предполагает совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. При этом это и отношения, основанные на нормах права, так и неформальные нормы и отношения, не закрепленные в нормах права.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.


Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым , относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Культурно-идеологическая подсистема представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая каккомплекс типичныхдля конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения.

Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в которой соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.

В современной политологии принята типологизация политической культуры, предложенная учеными С. Вербой и Г. Алмондом. Избрав в качестве критерия степень ориентации людей на участие в политической жизни, они выделили три «чистых» типа политической культуры.

1. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные ценности, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Этот тип политической культуры характерен для развивающихся стран Азии и Африки.

2. Подданническая политическая культура отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Ее носители имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.

3. Гражданская политическая культура присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на выработку принятия решений государственными органами.

На сегодняшний день редко можно встретить «чистый» тип политической культуры. Для большинства современных обществ характерны смешанные типы : патриархально-подданническая, подданническо-гражданская ипатриархально-гражданская политическая культура.

Политическая система выступает в единстве всех указанных подсистем, которые тесно взаимосвязаны и не могут функционировать, если хотя бы одна из подсистем не работает надлежащим образом.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечении ее жизнедеятельности.

Можно выделить следующиефункции политической системы:

1. Функция политической социализации , т.е. приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти. Этот процесс подразумевает формирование политического сознания индивида, когда последний включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем приобщения все новых членов общества к политическому участию и деятельности. Таким образом, политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике.

2. Функция адаптации . Подготовка и отбор субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

3. Функция реагирования . С помощью этой функции политическая система реагирует на сигналы, поступающие извне или изнутри системы. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих требований может привести к дезинтеграции и распаду общества.

4.Экстракционная функция . Извлечение ресурсов из внешней и внутренней (природной, экономической, социальной и т.д.) среды.

5 . Дистрибутивная (распределительная) функция . Предполагает распределение функциональной нагрузки между различными политическими институтами и компонентами политической системы, Распределение ресурсов среди групп внутри общества; поддержание нормальной жизнедеятельности политической системы и обеспечение ее повседневного действия и дальнейшего развития.

6.Функция регуляции , т.е. воздействие на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.

Понятие политической системы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:- состоит из многих частей;

Части составляют единое целое;

Система имеет границы.

Сущность политической системы

Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни.

В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).

Функции политической системы

1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);

2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) Дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Структура политической системы

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Типы политических систем

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

7. Гражданское общество. Происхождение, понятие, признаки, функции. Взаимоотношения гражданского общества и государства.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти

Признаки гражданского общества

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· развитая демократия;

· правовая защищённость граждан;

· определённый уровень гражданской культуры;

· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

· самоуправление;

· конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

· свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

· легитимность.

Функции гражданского общества

· законность обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым

· способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.

· Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· функция социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· коммуникационнуя функция .Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах

· стабилизирующая функция создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Политическая система общества имеет свои функции , среди которых исследователями выделяются:

  • 1) определение целей, задач и путей развития общества;
  • 2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;
  • 3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности);
  • 4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;
  • 5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
  • 6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы;
  • 7) разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;
  • 8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;
  • 9) распределение материальных и духовных ценностей.

Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью.

В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляются перемещения элементов в системе и их приспособление друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей совершенствоваться и не допускать социальных взрывов.

Политическая система - это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима.

Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности. Любая система имеет следующие характеристики:

  • * состоит из многих частей;
  • * части составляют единое целое;
  • * система имеет границы.

Системный подход в политологии впервые был применен Д. Истоном. Он разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы (требование и поддержка) и «исходящие», связанные с первой путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования - всего лишь «исходный материал», из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Другой вид входящих импульсов - поддержка. Она выступает в разных формах: материальной, воинской службе, соблюдении законов и директив государственной власти, уважении к государственной символике.

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем.

Институциональная подсистема - это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации.

Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.

Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).

Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.

Прежде всего, политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества. Понятие власти - это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное - это понятие собственности.

Основными функциями политической системы являются следующие:

  • 1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны.
  • 2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач.
  • 3. Укрепление единства общества.
  • 4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека.
  • 5. Урегулирование конфликтов.

Кроме того, политические системы выполняют два базовых набора функций - функции «ввода» и функции «вывода».

К функциям «ввода» относятся:

  • 1. Политическая социализация и привлечение к участию.
  • 2. Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена между гражданами и государством.
  • 3. Агрегирование интересов, т.е. превращение требований в альтернативы государственной политики.
  • 4. Политическая коммуникация.

Функции «вывода» :

  • 1. Разработка норм-законов.
  • 2. Применение норм.
  • 3. Контроль за соблюдением норм.

Условия политической стабильности.

Основные условия и факторы политической стабильности:

  • - эффективное функционирование политической системы, всех ее подсистем, успешное разрешение обществом насущных задач развития и обеспечения прогресса;
  • - согласие основных или ведущих социальных групп и выражающих их интересы политических организаций по основным вопросам общественного развития;
  • - необходимый уровень доверия к деятельности властных институтов со стороны общества, их умение в достаточной степени выражать интересы большинства;
  • - высокая эффективность и легитимность политического режима, легальность властей;
  • - наличие правовой системы, создающей необходимые условия для рационального и естественного функционирования данного общества;
  • - обеспечение основных прав и свобод человека, нахождение оптимума между участвующими в политике и абсентеистами;
  • - разумное распределение полномочий между центральными и местными властями, оптимизация количества политических подсистем, уровня их автономизации;
  • - руководство страной в соответствии с основными традициями, нормами морали, этики и религии, нахождение их оптимального взаимодействия. Нахождение оптимального взаимодействия между правом, моралью и политической культурой общества;
  • - недопущение резкой социальной дифференциации общества;
  • - отсутствие (предотвращение и эффективное разрешение) острых социальных, национально-этнических и религиозных конфликтов;
  • - эффективность господствующего, инициируемого руководством страны (общества) потока политической коммуникации;
  • - умение руководителей властных структур и общественных движений использовать международный опыт, международные и региональные стабилизационные факторы в интересах национального развития, социального прогресса и политической стабильности общества;
  • - наличие общих элементов политической культуры у “управляющих” и “управляемых”.

Рассмотренные выше условия и факторы в своей совокупности представляют идеальную модель политической стабильности. Ясно, что в реальной жизни степень их наличия и реализации различна. Однако во всех случаях ключевыми условиями политической стабильности являются легитимность, легальность и эффективность существующего режима, политической системы общества; наличие необходимой социальной базы поддержки властных институтов; согласие ведущих социально-политических сил по поводу основных целей и задач развития страны; консолидация общества на основе общепризнанной цели; своевременное разрешение и предупреждение острых конфликтов; значимость и действенность господствующего, инициируемого властными структурами, потока политической коммуникации.

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ -- способность государственной системы длительное время функционировать без значительных изменений, обеспечивая планомерное развитие, преемственность власти, благоприятный инвестиционный климат и экономический рост.

Вероятно, первым государством, пришедшим к пониманию стабильности как высшего блага для подданных, стал древний Китай, принявший идеи Конфуция в качестве государственной доктрины. «Не дай вам бог жить в эпоху перемен!» -- до сих пор одно из любимых пожеланий китайцев, наряду с традиционными для всех землян пожеланиями счастья, здоровья и успехов.

Однако в своем современном смысле признание ценности политической стабильности как части общей идеологии гуманизма, закрепилось в политическом дискурсе уже после Второй мировой войны, став своеобразным ответом человечества на ее ужасы и разрушения.

Политическая стабильность -- одно из важных условий равномерного экономического роста и привлечения инвестиций, как внутренних, так и внешних, что делает ее достижение и сохранение чрезвычайно желательным не только для развивающихся, но и для развитых стран.

Достичь политической стабильности, особенно развивающимися и реформируемыми системами, довольно сложно, т. к. степень вовлечения государственного бюрократического аппарата в общественные процессы в таких странах, как правило, слишком велика, что, с одной стороны, тормозит необходимые изменения системы в целях улучшения ее функционирования, а с другой, приводит к тому, что даже незначительное отклонение от взятого политического курса требует радикального переустройства всего существующего порядка вещей.

Политическая стабильность достигает своего минимума во время революций, чей инновационный эффект нередко сильно преувеличивается, зато разрушительные последствия очевидны. Выступая 10 мая 1907 г. на прениях по земельному вопросу в Госдуме, премьер-министр Российской империи П. Столыпин говорил: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения -- нам нужна Великая Россия!».

Слова Столыпина не потеряли актуальности в наши дни. Считается, что самым важным шагом на пути обретения политической стабильности является наличие конституции, а также усложненного механизма внесения поправок в нее, что обеспечивает более или менее стабильное правовое поле внутри страны. Минимум политических партий в государстве тоже способствует равномерному -- в случае двухпартийности -- синусоидальному движению системы, создавая, таким образом, необходимые условия стабильности.

Политическую стабильность невозможно увязать с политическим устройством государства, будь то демократия или тирания. Стабильность это прежде всего гарантия того, что определенные правила, какими бы плохими они ни были, не будут переписываться во время игры.

Есть мнение, что политическая стабильность невозможна в демократическом государстве, что она достигается лишь при длительном пребывании у власти единственной политической силы и при существенном ограничении гражданских свобод. Однако практика показывает: подобные схемы утопичны. Системы, основанные на однопартийности и безальтернативности власти, не отвечают требованиям постоянно меняющейся среды; они неэффективны и склонны к стагнации.

Не обладая другими механизмами сглаживания политических и прочих противоречий, кроме механизма подавления и ограничения, они обречены на крах. Настоящая стабильность не противоречит развитию, а наоборот способствует ему.

Политическая система, как и экономическая, правовая, духовная, а также социально-классовая системы, является подсистемы общества. Если существенным признаком экономической системы является собственность, правовой - правовые нормы как регуляторы общественной жизни, духовной - формирование ценностей, воспроизведение личным занятости, адекватной этим ценностям, то существенный признак политической системы заключается в формировании и осуществлении политической, государственной власти. Именно властные отношения характеризуют политическую систему.

В отличие от других систем, особенности политической системы заключаются в том, что:

  • - во-первых, она обладает монополией на власть в масштабах всего общества;
  • - во-вторых, определяет стратегию общественного раз-развития в целом и экономическую, социальную, культурную и внешнюю политику частности;
  • - в-третьих, определяет и представляет интересы господствующих социальных групп или всего общества на государственном уровне;
  • - в-четвертых, обеспечивает политическую и административно-дер-государственное управление общественными процессами;
  • - в-пятых, способствует стабилизации или дестабилизации об-ной жизни;
  • - в-шестых, формирует правовую систему и функционирует в ее рамках или выходит за пределы правового поля.

Одни политологи понятие «политическая система» отождествляют и оценивают с политическим режимом этой системы, другие - с политическими организацией, третьи значительно расширяют объем и содержание понятия «политическая система», включая в ее структуру элементы, которые нельзя считать собственно политическими.

В целом политическая система - это совокупность институтов, которые формируют и распределяют государственную власть и осуществляют управление общественными процессами, а также представляют интересы определенных социальных групп в рамках соответствующего типа политической культуры.

Политическая система имеет свою структуру. Большей частью, в отечественной литературе в структуру политической системы включают: политические отношения, политические институты (организации), политические и правовые нормы, политическое сознание и политическую культуру.

На наш взгляд, в структуре политической системы можно выделить ряд структурных уровней:

  • - институциональный (организационно-нормативный), который раскрывает характер функционирования основных институтов политической системы;
  • - процессуальный - характер групповых и массовых субъектов политики;
  • - интеракционистский - характер взаимодействий на межличностном, групповом и институциональном уровнях.

Для того чтобы выделить структурные элементы политической системы на институциональном уровне, необходимо, прежде всего, дать ответ на следующие вопросы: как осуществляется государственная, региональная и местная власть, какие механизмы формирования этой власти, качество ментальных и деятельно-практических компонентов политической системы.

Отвечая на них, выделим следующие структурные элементы: государство, региональные и местные органы самоуправления, партийная система, избирательная система, политическая культура.

Интеракционистский уровень структуры политической системы включает совокупность различных форм взаимодействия (сотрудничества, консенсуса, конкуренций, конфликта).

С позиции этого подхода можно выделить содержанию компонентом политической деятельности. Предложенная нами структура политической системы позволяет сгруппировать различные политические явления и процессы в единую целостную систему, раскрыть ее структурный и функциональный характер как на макро-, так и на микроуровнях, т.е. на институциональном, межличностном и групповом уровнях.

Политическая система в обществе выполняет ряд функций: властно-политическую, национальной интеграции, стабилизации социально-политической жизни, социально-политической модернизации, управления, правовую.

Властно-политическая функция. Суть ее сводится к механизму формирования, использования и поддержки власти в соответствии с уровня политической культуры и интересов субъектов политического процесса.

Механизм распределения власти в политической системе зависит от типа политического режима, содержания форм взаимодействия субъектов политического процесса, а также от степени цивилизованности других систем общества, геополитического положения, тенденций мирового развития.

Политическая система с точки зрения механизма формирования власти может характеризоваться:

  • 1) равновесием жесткой конкуренции и конструктивного сотрудничества в получении и использовании власти;
  • 2) дисбалансом распределения власти между официальными государственными факторами и скрытыми интересами;
  • 3) недоразвитыми формами конкуренции и сотрудничества;
  • 4) отсутствием равных условий для реализации интересов групповых субъектов политики при добытой власти;
  • 5) перманентной насильственной борьбой за власть.

Итак, политическая система развитых обществ функционирует на основе баланса жесткой конкуренции и конструктивного сотрудничества в распределении власти или с преобладанием механизмов консенсуса над механизмами противовесов. Политические системы других обществ характеризуются недоразвитыми формами конкуренции и сотрудничества или разрушительной борьбой за власть.

Функция национальной интеграции. Политическая система по обеспечению интеграции племен в народность, а народностей в нацию. При этом политическая система осуществляет национальную интеграцию в рамках империи-государства и национального государства. В рамках империи-государства политическая система обеспечивает национальную интеграцию путем принуждения и насилия, предоставляя народу метрополии определенные привилегии и лишая народы колоний права на выражение своей этнической идентичности.

В рамках национального государства политическая система осуществляет национальную интеграцию несколькими путями:

  • 1) насильственным путем объединяет этнически родственные территории (как это имело место в Германии во времена Бисмарка) вокруг центральной власти;
  • 2) создает новую политическую нацию этнически пестрого населения бывшей колонии путем консолидации на принципах гражданства;
  • 3) формирует нацию на основе коренного этноса, лишая некоренные этносы гражданских прав;
  • 4) формирует нацию на основе коренного этноса и пытается присоединить территории соседнего государства, где живут этнические «родственники».

Национальная интеграция сегодня возможна только при условии учета политическими факторами специфики разносторонних интересов (религиозных, социальных, идеологических) и создание соответствующего механизма консолидации социально-политических сил, преодоления партикуляризма и клановости.

Функция стабилизации социально-политической жизни. Стабилизационная деятельность политической системы заключается в ее способности выяснять причины разнообразных конфликтов (классовых, групповых, межэтнических, межпартийных, межгосударственных), предупреждать их углубления, находить выход из конфликтных ситуаций путем достижения компромиссов, восстановление консенсуса.

Закономерностью политической системы, по Д. Истону, есть стремления к равновесию, то есть обеспечение уравновешенности подсистем. Такое равновесие может обеспечиваться либо путем жесткого контроля общественной жизни с помощью политических институтов, либо путем согласования социальных интересов.

Еще одной закономерностью политической системы является закономерность маятника. Суть этой закономерности заключается в том, что система, выведенная из оптимального равновесия в сторону доминирования авторитаризма или демократии, непременно сначала переходит в свою противоположность и амплитуда колебаний за время якобы равнозначна. Если, например, период диктата продолжался несколько поколений, то переход к состоянию демократии длиться столько же времени. Итак, переход от одной политической системы к другой всегда сопровождается дестабилизационными процессами.

Для стабильности политической системы нужны следующие условия:

  • - наличие механизмов достижения и сохранения постоянного равновесия общественно-политической жизни;
  • - своевременное опережение и вытеснение в политической системе элементов, нарушающих ее нормальное функционирование;
  • - постоянное обновление внутренних структур системы;
  • - связь внутреннеполитических элементов с мировым политической жизнью;
  • - усиления универсальной и глобальной адаптивности системы.

Функция социально-политической модернизации. Суть ее сводится к тому, что политическая система реформирует все стороны общественной жизни. Если политическая элита не обладает соответствующим реформистским потенциалом, то переход от одной системы к другой сопровождается затяжными катаклизмами, стагнационными процессами, постоянным воспроизведением старых структур, способов мышления и поведения. Выбор пути модернизации общественной жизни, поиск особых (именно для этой нации) вариантов развития зависит от того, насколько институты политической системы обнаруживают способность к самообновлению, решительно порывают с отжившими традициями.

Правовая функция. Политическая система формирует право и функционирует в его рамках. Правотворческая функция политической системы зависит не только от законодательного органа государства, но и от способности всех субъектов политического процесса (партий, общественных организаций, групп давления) достичь согласия по выработке таких правовых норм, способствует стабилизации общества, гармонизации интересов социальных групп.

Если субъекты политического процесса пренебрегают правом, предпочитают групповым интересам, в обществе господствует дезинтеграция и дезорганизация, появляется соблазн стабилизировать общественные отношения тоталитарными способами. Поэтому важно оценивать деятельность той или иной политической организации сквозь призму ее способности упорядочивать свою деятельность в рамках правовых норм и выдвигать правотворческие инициативы. Без высокой правотворческой способности субъектов политического процесса политическая система перестает действовать в рамках правового поля, становится средством бюрократического произвола и беззакония.

Важным аспектом изучения политической системы является ее типология. С точки зрения формационного подхода, политическую систему можно классифицировать как рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую и посткоммунистическую. За культурологической классификацией ее разделяют на западную, восточно-православную, латиноамериканскую, китайскую, японскую, мусульманскую, индусскую, африканскую. Согласно теории трех стадий, существует политическая система аграрного, индустриального и постиндустриального общества.

Такая типология основывается на определении типа политической системы, исходя из анализа типа общества и культуры в их генетическом и структурно-функциональных измерениях. Речь идет о том, что с помощью этого анализа является возможность проследить не только сегодняшнее состояние общественного развития, но его историю, на основе которой возникают и функционируют политические системы.

Возможен также подход на основе анализа типов политических систем по способу и масштабом их влияния на общество, а также характеру осуществления собственно своих основных функций. Согласно такому подходу выделяют три типа политических систем: административно-командную, соревновательную, социопримирительную.

Административно-командная система характеризуется тем, что объединение общественных структур происходит не благодаря естественному процессу борьбы и сотрудничества социально-политических сил, а благодаря бюрократической централизации, отрицанию политического плюрализма и администрированию в решении всех политических проблем:

  • - ликвидируются автономные центры принятия решений;
  • - исключительная роль политического лидера выражается в культе его личности;
  • - нивелируется гражданский статус человека, ограничиваются его права и свободы;
  • - значительно распространяется политическая демагогия о защите интересов народа;
  • - превалирует откровенное насилие;
  • - царит бюрократия (теократическая, королевская, военная или партийно-государственная), построенная на принципах феодальной иерархии с соответствующими льготами и привилегиями.

Командная политическая система прошла исторический путь от правления египетских фараонов, тиранам Греции, императоров Рима, абсолютных монархов до современных тоталитарных и авторитарных режимов. Историческая практика показала, что, хотя на определенных этапах общественного развития этим политическим системам удавалось достичь определенного успеха, в итоге они становились тормозом общественного прогресса.

Для соревновательной политической системы характерны политических плюрализм, влияние на государственную власть социальных сил, жесткая конкуренция политических сил за власть, наличие различных центров принятия политических решений, конституционные гарантии прав и свобод личности. Утвердилась такая система в условиях свободной конкуренции. Хотя она и сейчас существует во многих странах (СЕЛА, Италия, Греция), однако постепенно начинает эволюционировать в сторону социопримирительной политической системы.

Социопримирительная политическая система имеет такие признаки:

  • - приоритет решения социальных проблем перед заданиями политическими,
  • - замена политической конкуренции политическим сотрудничеством,
  • - распределение властных полномочий путем коллегиальности и консенсуса,
  • - учета большинством потребностей меньшинства,
  • - распыление-децентрализация, а не концентрация власти,
  • - преобладание решений прямой демократии над представительной,
  • - стремление властных структур к утверждению социального мира, социальной справедливости.

Такая система утвердилась, прежде всего, в Швейцарии, Исландии, частично в Швеции, Германии, Голландии, Австрии и других странах.

Политические системы можно типологизировать по их политических режимам и политическим культурам. В таком аспекте можно принять термины «политическая система тоталитарного режима» или «англо-американская политическая система».

Политическая система общества – организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность отношений политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Формы политических систем:

· Демократия

· Теократия

Выделяют следующие компоненты политической системы, определяющие каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны:

· организационный (институциональный) компонент - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

· культурныйкомпонент - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороныполитической власти

И политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

· нормативный компонент - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

· коммуникативный компонент - информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

· функциональный компонент - политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Выделяют следующие функции политической системы:

· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества

· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения

· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач

· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений

· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества

· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры

· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

· Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).


8.Политические режимы, их классификация.

Политические режимы – совокупность средств и методов осуществления политической власти, отражающих степень демократичности взаимоотношений гос-ва с личностью и обществом.

Характер пол. режима определяется:

интересами политических групп, на которых опирается режим демократичностью средств и методов властвования ролью насилия и принуждения в гос. Управлении соблюдением правителем законов отношением власти к правам и свободам человека уровнем пол. Участия и пол. Культуры граждан возможностями свободного соперничества правящей и оппозиционной элит

Признаки демократического режима:

Источник власти – народ; наличие «среднего класса» - соц. Основа демократии; гос. Устройство по принципу «разделения властей»; разрешено все, что не запрещено законом; пол. Плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества

Признаки тоталитарного режима:

Всеобъемлющий контроль гос-ва над обществом; доминирование адм.-командных методов управления обществом; глава гос-ва и правительства – лидер, не подотчетный гражданам; принцип «запрещено все, что не разрешено законом»; власть манипулирует общественным сознанием и поведением

Неограниченная власть одного лица или гос. Органа; методы принуждения, стремление к тотальному контролю над обществом; закрытые методы подбора и выдвижения гос. Лиц; система запретов; структуры гос-ва манипулируют сознанием и поведением граждан

Олигархия – власть немногих, форма гос. Управления, при кот. Управляет обществом небольшая группа представителей финансового капитала.

Полития – гос. Правление, сочетающее принципы монархии, аристократии и народовластия.

Общество состоит из множества подсистем: экономической, политической, социальной, духовно – идеологической, правовой и др. Политическая система, представляя собой одну из подсистем совокупной общественной системы, занимает в ней особое место. Политическая система - это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть.

Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативно – правовую и функционально- коммуникативную.

Институциональная подсистема – включает в себя всю совокупность политических институтов, как формализованных так и не формализованных. К формализованным институтамотносятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно – политические объединения и организации, группы давления и др.

К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.

Нормативно правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают приделы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу нормативно - правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.

Функционально- коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культуры, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствами информации и др.

Политическая система многофункциональную структуру, которая включает компоненты:

· институционаональный, состоящий из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения);

· функциональный (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь);

· регулятивный (Конституция, законы, политические принципы);

· коммуникативный – совокупность отношений между субъектами плитической системы по поводу власти;

· идеологический (политическое сознание, политическая и правовая культура).

Существует ряд функций , которые являются обязательными для сохранения и развития политической системы в целом.


Согласование интересов различных социальных слоев, классов, групп. Снятие социального напряжения в обществе;

Определение общих целей, задач и путей развития общества;

Разработка конкретных программ деятельности и организация их выполнения;

Распределение, перераспределение материальных и духовных ценностей между различными социальными общностями и сферами жизнедеятельности общества;

Политическая социализация граждан: подготовка и включения индивидов в систему сложившихся политических отношений;

Контроль за сохранением существующих институтов и правовых норм и внедрение новых.

Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. Для определения типа политической системы существуют различные основания:

В зависимости от типа общества и характера политического режима политические системы можно разделить на тоталитарные, авторитарные и демократические

В зависимости от типа государствующей в обществе идеологии – коммунистические, фашистские, либеральные, исламские и др.

Формационный (классовый) подход предполагает деление политических систем по типам общественно- экономических формаций: рабовладельческие , феодальные, буржуазные, социалистические.

Цивилизационный подход предлагает деление политических систем по типам цивилизации: традиционная (доиндустриальная) индустриальная, постиндустриальная (информационная).

По степени открытости к внешней среде и способности к восприятию инноваций извне – на открытые и закрытые.

По характеру взаимоотношений между центром и местами –на децентрализованные и централизованные.