Академический или прикладной бакалавриат разница. Чем отличается прикладной бакалавриат от академического: основные особенности. Доля практического обучения

Разделение на академический и прикладной бакалавриат появилось в России сравнительно недавно - в 2009 году. Такое решение было предложено Минобрнауки в качестве эксперимента для диверсификации подготовки специалистов на первом уровне высшего образования. С этого момента студенты бакалавриата вузов РФ могут осваивать некоторые профессии по практико-ориентированному и теоретическому направлению.

Виды бакалавриата

Несмотря на то что образовательный эксперимент проходит уже без малого десять лет, не всем абитуриентам понятно, чем отличается прикладной бакалавриат от академического, поэтому остаются сомнения: стоит ли на него поступать и будет ли цениться диплом после окончания учебы. Давайте разбираться.

Академический

Главная цель академического бакалавриата - дать студентам глубокие теоретические знания в конкретной области профессиональной деятельности, подготовить их к научно-исследовательской работе. Выбирая при поступлении любую из его программ, абитуриент может ориентироваться на продолжение учебы по специальности и получение степени магистра.

Академический бакалавриат - это классический вариант высшего образования.

Прикладной

По задумке Минобрнауки прикладной бакалавриат - это учебная программа, направленная на практическую профподготовку. Базой этого уровня стало сочетание ФГОС СПО, максимально нацеленных на овладение утилитарными аспектами производственных специальностей, и стандартов высшего образования, ориентированных на глубокую теоретическую подготовку.

Задача прикладного бакалавриата состоит в том, чтобы вместе с дипломом об окончании института или университета выпускник получил исчерпывающий всесторонний набор не только знаний, но и навыков, необходимых для того, приступить к работе по специальности без дополнительных стажировок.

Если речь о технических направлениях, то выпускники с квалификацией прикладного бакалавра позиционируются как профессионалы высокого уровня - инженеры, обладающие ценными навыками рабочего. В процессе обучения основной упор делается на производственную практику, что способствует повышению востребованности молодых специалистов на рынке труда. По планам Минобрнауки к 2020 году около 30 % выпускников вузов будут получать степень прикладного бакалавра.

Направления и специальности

Получить квалификацию прикладного бакалавра можно по 60 направлениям, среди которых есть такие популярные у абитуриентов, как:

  • юриспруденция;
  • менеджмент;
  • туризм;
  • реклама и связи с общественностью;
  • гостиничное дело;
  • архитектура;
  • социология;
  • хореография;
  • информатика и вычислительная техника;
  • экономика.
Полный перечень направлений подготовки прикладного бакалавриата:

С 2015 года апробировалась еще одна программа прикладного бакалавриата по специальности « ». Но в 2018 году прием на нее прекращается .

В чем разница

Обучение на программах прикладного и академического бакалавриата имеет одинаковую продолжительность - 4 года. По окончании выпускники получают равноценные дипломы о высшем образовании, но практикам в дополнение выдается документ о СПО, если учеба была организована на базе колледжа или техникума. Есть еще несколько принципиальных расхождений.

Отличия прикладного и академического бакалавриата:

На протяжении первых семестров обучение академических и прикладных бакалавров проходит по одинаковой программе. Это позволяет студентам определить приоритеты и сделать осознанный выбор перспектив.

Предполагается, что, освоив четырехлетнюю программу практико-ориентированного бакалавриата, студенты станут ценными инженерными, техническими, социальными работниками с фундаментальной теоретической подготовкой высшего образования. Дефицит таких специалистов сейчас налицо, и их востребованность не вызывает сомнений. Поэтому решать, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, практика или теория - только абитуриенту, опираясь на собственные представления о том, как должна сложиться карьера после окончания вуза.

P. S. В марте 2018 года Минобрнауки изменениями в приказе № 1061 утвердило новый список специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, которую получают выпускники вузов. Из него исключены формулировки «академический» и «прикладной» бакалавр.

В предыдущей редакции предлагалось делать записи в вузовских дипломах с уточнением академический или прикладной бакалавриат окончил выпускник.

В актуальной версии приказа бакалавров унифицировали.

Конкретного документа, официально объявляющего о завершении эксперимента с делением бакалавров на прикладников и академистов, редакции не удалось найти. Но ведущие вузы страны уже корректируют формулировки на своих сайтах.

Перейти же на страницу факультета прикладного бакалавриата РЭУ имени Плеханова не получается.

А в интервью «Независимой газете» в январе 2017 министр тогда еще единого Минобрнауки Ольга Васильева отметила:

«Спорным моментом является и прикладной бакалавриат. Сегодня нет единого мнения насчет необходимости его повсеместного введения. Например, для педагогов».

В 2019-м Ольга Юрьевна уже не вершит судьбы высшего образования (она возглавила Минпросвещения, курирующее детсады, школы и ссузы), но ведь в интервью она озвучила не свою собственную точку зрения. Да и в законе об образовании нет ни одного упоминания о прикладном или академическом бакалавриате, так что, скорее всего, эксперимент если и не окончен, то вошел в стадию анабиоза.

В соответствии с действующим законодательством, есть несколько уровней высшего образования:

  • аспирантура;
  • магистратура;
  • академический и прикладной бакалавриат.

В чем разница?

В соответствии с федеральными госстандартами высшего образования, которые начали действовать с сентября 2014 года, у бакалавра теперь есть возможность получить квалификацию академического или же прикладного бакалавра. Таким образом, помимо традиционной до недавнего времени квалификации академического появился также так называемый прикладной бакалавриат, в связи с чем многие люди до сегодняшнего дня не знают о том, что это за квалификация, и в чем заключаются основные различия между ними.

Особенности академической формы обучения

Еще недавно многие сомневались в том, что, поступая на форму обучения «бакалавриат», можно в принципе получить интересующий диплом о высшем образовании. На сегодняшний день уже многие задаются другим вопросом: «Что выбрать - бакалавриат академический или прикладной бакалавриат?» Но в первую очередь стоит рассмотреть то, для чего вообще существует данная форма обучения.

История

Бакалавриат представляет собой форму получения высшего образования, которая традиционно существовала на территории Европы, а также США и других развитых стран. В передовых странах Азии ее приняли только в конце прошлого века, в то время как Россия приняла решение присоединиться к Болонской конвенции, а также взять на себя обязательства по полному переходу на эту систему образования в 2003 году. Именно по этой причине с 2011 года более традиционная для нашей страны форма образования типа «специалитет» практически была заменена новой, и перечень профессий, где она остается, постоянно сокращается.

Понятие

Сам по себе вопрос о том, что значит прикладной бакалавриат, начал появляться относительно недавно, когда в 2009 году было выпущено постановление, чтобы начать проведение эксперимента, направленного на формирование подобной формы обучения в различных образовательных учреждениях.

Данная форма обучения имеет базу в виде различных образовательных программ высшего образования, которые ориентируются в первую очередь на получение предельно серьезной теоретической подготовки в комплексе с программами среднего специального образования, направленными уже на предоставление учащимся практических навыков непосредственно на производстве. Однако с 2014 года с введением новой формы обучения многие задались вопросом о том, что значит прикладной и академический бакалавриат.

Кто такой бакалавр?

Бакалавр представляет собой выпускника вуза широкого профиля, то есть ему предоставляется полная база всех навыков и знаний, которые должен иметь человек с высшим образованием, включая как фундаментальную подготовку, так и различные гуманитарные дисциплины.

Однако некоторые узкоспециальные предметы, преподаваемые специалистам исключительно на пятом курсе, бакалавр и вовсе не будет изучать, потому что все эти навыки и знания он сможет уже получить непосредственно на предприятии, то есть работая на конкретной должности. Далеко не секрет, что специфическая подготовка, которая предлагается на старших курсах современных вузов, часто не соответствует тем запросам, которые выдвигаются работодателями, вследствие чего в преимущественном большинстве случаев приходится проводить повторное обучение на новом оборудовании или же технологических линиях. С этой точки зрения и появляется разница между прикладным и академическим бакалавриатом, ведь в первом случае предоставляется гораздо больше практических знаний каждому ученику.

При этом в соответствии с базовым смыслом академической формы иногда лучше получить универсальную подготовку и тщательно освоить азы перед тем как начинать работать.

Как это помогает в будущем?

Бакалавры, у которых за плечами есть хорошая фундаментальная подготовка, могут успешно работать практически на любых инженерных или же экономических областях, вследствие чего уже получают более узкое специальное образование в соответствии с потребностями конкретного предприятия или организации.

Новая уровневая система подготовки, присутствующая в современных вузах, позволяет каждому человеку выбрать наиболее оптимальную для него личную образовательную траекторию в соответствии с собственной жизненной ситуацией, а также интеллектуальными и финансовыми возможностями или же определенными профессиональными интересами. Не стоит забывать о том, что после того как человек получает диплом о высшем образовании, а также приобретает квалификацию «бакалавр», у него есть возможность продолжить обучение в магистратуре.

Как он работает?

В соответствии с требованиями Министерства науки и образования, более 50% общей трудоемкости образовательной программы в данном случае составляют исключительно практические занятия, что существенно больше по сравнению с тем, как ведется программа академического бакалавриата. В связи с данным фактом определенно нельзя сказать, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, так как у них есть свои плюсы и минусы.

Ориентированность на практику в данном случае выражается дополнительно в том, что бакалавров подготавливают для определенных предприятий тех или иных отраслей, вследствие чего в процессе составления и дальнейшей реализации образовательной программы будут учитываться также пожелания конкретных работодателей. Программа, использующаяся в бакалавриате прикладного типа, имеет нормативный срок освоения четыре года, на протяжении которых учащимся предоставляется профессиональная подготовка, ориентированная на практику и характерная для различных учебных заведений среднего специального образования. В то же время предоставляется и профессиональная теоретическая подготовка, которой и славится академический бакалавриат. Таким образом, рассматривая, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, в первую очередь стоит отталкиваться от целей учащегося, а также интересующей его сферы деятельности.

Зачем это нужно?

Некоторые профессии за последние несколько лет стали гораздо сложнее, и если раньше от специалистов среднего звена было принято требовать исключительно технические навыки, то в наше время нужно обладать еще и значительной теоретической базой. В преимущественном большинстве случаев всевозможные колледжи или же техникумы не дают возможности обеспечить подготовку специалистов на этом уровне, в то время как выпускники вузов, которые на протяжении нескольких лет получили неплохую академическую базу, отличаются малым опытом в реальных производственных условиях. Именно поэтому, раздумывая над тем, что лучше - бакалавриат или прикладной бакалавриат, многие выбирают именно второй вариант, так как его ввели в виде нового качественного уровня действующего высшего образования.

Создан он был с той целью, чтобы объединить в себе усилия средней профессиональной и высшей школы, перенимая только наиболее важные формы теоретической и практической подготовки. Продолжаем рассматривать прикладной бакалавриат и бакалавриат. Отличия их заключаются в том, что в прикладной форме вместе с дипломом о высшем образовании ученик получает максимум навыков и знаний, которые требуются для начала работы по специальности без необходимости проведения каких-либо дополнительных стажировок.

Как это происходит?

Точно так же, как и в случае со стандартной формой обучения, после проведенного обучения выпускнику предоставляются диплом и квалификация «бакалавр». В чем еще не похожи прикладной бакалавриат и бакалавриат? Отличия их заключаются в том, что в прикладной форме ученику обеспечивается определенный квалификационный разряд по какой-либо конкретной или же нескольким разным профессиям.

Таким образом, прикладной бакалавр - специализированная образовательная квалификацию, предоставляемая тем ученикам, которые полностью закончили программу высшего уровня образования на уровне бакалавриата. При этом, разбираясь в том, что лучше - бакалавриат или прикладной бакалавриат, нельзя не отметить и то, что в прикладной форме после выпуска учащийся имеет компетенцию по решению всевозможных технологических задач в разных социально-экономических сферах, и может начинать профессиональную деятельность сразу после того, как закончит обучение. Единственным отличием в данном случае является гораздо больший объем практического обучения, в связи с чем ученику и предоставляется квалификация рабочего или же определенная должность служащего по выбранному им профилю.

В чем преимущества?

По сегодняшний день многие не понимают, что представляют собой бакалавриат и прикладной бакалавриат. В чем разница между ними, было описано выше, а далее следует рассмотреть преимущества прикладной формы.

Конечно, главным преимуществом является то, что обеспечивается подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированная в первую очередь на практику. Предполагается, что те студенты, которые смогут пройти четырехлетнюю программу обучения по этой форме, в конечном итоге будут хорошими практиками, обладающими неплохой теоретической подготовкой, соответствующей высшему образованию, и именно поэтому многие задумываются над тем, что выбрать - бакалавриат академический или прикладной бакалавриат.

Именно в таких специалистах сегодня заинтересованы все работодатели, которые осуществляют активное участие в процессе разработки учебных планов. Это также различает бакалавриат и прикладной бакалавриат. В чем разница между этим формами, можно выразить еще и в том, что в последнем случае специалист подготавливается под определенное рабочее место по востребованным технологиям и практически гарантированно имеет место трудоустройства сразу же после окончания вуза.

Таким образом, для конкретного работодателя является крайне важным наличие подобной формы обучения, если он готов принимать участие в подготовке специалистов, знает о том, какие работники ему нужны на данный момент, а какие могут понадобиться в долгосрочной перспективе.

Что с наукой?

В первую очередь научные сотрудники часто задумываются над тем, чем отличается прикладной бакалавриат от бакалавриата. В данном случае также предусматривается возможность дальнейшего обучения, то есть при желании выпускник может поступить в дальнейшем в магистратуру. Однако главным отличием с этой точки зрения является то, что прикладник в обязательном порядке в первую очередь должен идти на то производство, на которое его подготавливали, а не в науку.

Другие отличия

Также стоит отметить и несколько других фактов того, чем отличается прикладной бакалавриат от бакалавриата. Прикладная форма обучения полностью устраняет социальный разрыв, который образовался между рабочими профессиями, а также присущим выпускникам высших учебных учреждений повышенным социальным статусом. Ориентировочно к 2018 году уже более 30% студентов вузов будут заниматься по программам прикладного бакалавриата, и при этом в них могут преобразоваться около 50% программ среднего специального образования, существующих на сегодняшний день.

Что значит прикладной бакалавриат для современного студента? Это прекрасная перспектива для учащихся, которые собираются в дальнейшем работать в прикладных областях.

На сайте Министерства образования и науки РФ с целью общественного обсуждения был опубликован «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» (далее - проект). Новый стандарт предполагает разделение бакалавров на две группы: «академический бакалавр» (далее АБ) и «прикладной бакалавр» (далее - ПБ). Оценив и сам проект, и условия, созданные Министерством для его обсуждения, как преподаватель юридического вуза считаю долгом высказать свое мнение по поводу происходящего.

На сайте Министерства указано, что пояснительная записка к проекту «не требуется». Конечно, авторам и так все ясно. Вузовскому же сообществу пояснения по поводу причин столь революционных изменений, безусловно, требуются.

На обсуждение было отведено всего 15 дней. Добрая половина срока истекла, пока весть добралась до вузов. Обсудить проект на заседаниях кафедр или Ученых Советов, как это принято, и сформировать документ, выражающий искомое мнение вузовского сообщества, за неделю невозможно. Если бы речь шла о гражданско-правовых отношениях, поведение Министерства рассматривалось бы как недобросовестное (подобно тому, как признается недобросовестным установление стороной договора сроков исполнения, соблюдение которых другой стороной объективно невозможно). Вопрос чиновникам: почему так? Ответ один: вас интересует не общественное мнение, а возможность сослаться на то, что решение было вынесено на обсуждение общественности.

Главный вопрос - что хорошего несет проект? - остается без ответа. Негативный же эффект от нововведения очевиден. Только успели зарасти, но еще болят раны 90 - х, уведших многих талантливых преподавателей на заработки в другие сферы деятельности (научно-педагогическая школа - не акционерное общество, ее за месяц не создашь). Вузы только начали приходить в себя после перехода на систему «бакалавр - магистр», еще окончательно не сформировались оптимальные учебные планы, продолжается разработка курсов. И опять гремит боевая министерская труба: «Вперед, к новым свершениям! Читаешь курс гражданского права? Будешь читать два курса: гражданское право для академика и гражданское право для прикладника. Как распределять материал между курсами? Мы не знаем. Но знаем, что именно такое разделение будущих юристов спасет упавший авторитет юридического образования и позволит покончить с непрофессионализмом».

Ну, раз так серьезно, вузы постараются. Но только объясните, в чем разница? Из проекта видно, что с точки зрения образовательного процесса разницы между АБ и ПБ нет.

1) АБ и ПБ обучаются одинаковым видам профессиональной деятельности (п. 4.2 проекта).

2) Перед АБ и ПБ ставятся одинаковые профессиональные задачи (п. 4.3 проекта),

хотя и описанные разными словами. Например, «разработка нормативных правовых актов» (АБ) и «подготовка проектов нормативных правовых актов» (ПБ), «…совершение действий, связанных с реализацией правовых норм» (АБ) и «квалификация правоотношений» (ПБ), «обеспечение законности, правопорядка…» (АБ) и «защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства» (ПБ) и т. п.

3) профессиональные компетенции (закроем глаза на то, что профессуре уже несколько лет не удается определить логический объем полюбившегося Минобру заморского понятия КОМПЕТЕНЦИЯ), так вот - компетенции АБ и ПБ, если и отличаются, то в том, что недопустимо с точки зрения существа общей для них юридической профессии (п. 5.2 - 5.4 проекта):

АБ ПБ
Нормотворческая деятельность:

способностью разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности (ПК-1);

способностью осуществлять подготовку проектов нормативных правовых актов с использованием приемов и методов юридической техники (ППК-1);

Комментарий. Одно и тоже, ибо ни один специалист не объяснит, чем отличается разработка акта от его подготовки.
Правоприменительная деятельность:

1) способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

2) способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

3) способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

4) способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

5) способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

6) владением навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

1) способностью осуществлять профессиональную деятельность на высоком профессиональном уровне (ППК-2);

2) способностью обеспечивать соблюдение субъектами права требований правовых норм (ППК-3);

3) способностью определять отраслевую принадлежность общественных отношений, подлежащих правовой регламентации (ППК-4);

4) способностью на основе системного подхода определять круг правовых норм, применяемых к общественным отношениям, подлежащим правовой регламентации (ППК-5);

5) способностью толковать правовые нормы (ППК-6);

6) способностью определять и квалифицированно использовать эффективные способы защиты прав и законных интересов государства, общества, физических и юридических лиц (ППК-7);

7) способностью владеть юридической терминологией и грамотно применять ее в устной и письменной речи (ППК-8);

8) способность квалифицированно составлять правоприменительные акты (ППК-9)

Комментарий. Компетенции совпадают (ПК-2 с ППК-2; ПК-3 с ППК-3; ПК-4 охватывает ППК-4,5, 6,7, а ПК-7 - ППК-9; ПК -5 включает ППК - 7, а ПК-6 - ППК - 4,5).

Потрясает, что АБ не должен обладать ППК-8, то есть не должен уметь говорить и думать на юридическом языке, а ПБ не должен обладать ПК-4, то есть не должен действовать в точном соответствии с законом. Как бакалавр с юридическим образованием, не обладая ППК-8 и ПК-4, будет осуществлять остальные предписанные ему ПК - загадка для юриста. Но она, видимо, разгадана творцами малопонятных ПК и ППК.

Правоохранительная деятельность:

1) готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

2) способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

3) способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

4) способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

5) способностью выявлять, давать оценку коррупционном поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);

6) способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

1) способностью проявлять при исполнении профессиональных обязанностей принципиальность, корректность, непредвзятость и уважение прав и законных интересов личности (ППК-10);

2) способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, ко всем формам унижения человеческой личности (ППК-11);

3) способностью выявлять причины и условия совершения правонарушений и определять меры, направленные на их предупреждение (ППК-12);

4) способностью давать оценку противоправному поведению и содействовать его пресечению (ППК-13);

5) способностью проводить оперативно-розыскные мероприятия и процессуальные действия в точном соответствии с законом (ППК-14);

6) способностью грамотно и квалифицированно составлять процессуальные и иные правовые документы (ППК-15);

В июне 1999 года в городе Болонья была подписана декларация о сближении существующих систем высшего образования, целью которой стало объединение европейского образовательного пространства. Постепенно к Болонской системе стали присоединяться и страны бывшего Советского Союза:

Вконтакте

Одноклассники

  • 2003 — Россия;
  • 2005 — Украина;
  • 2010 — Казахстан;
  • 2015 — Республика Беларусь.

Присоединение к Болонской системе предполагает реформу высшего образования и приведение её к европейским стандартам - двухступенчатой системе получения образования. Первая ступень - четырёхлетнее обучение в бакалавриате , вторая ступень - двухлетнее обучение в магистратуре.

В Российской Федерации к такой системе обучения перешли через год после присоединения к Болонскому процессу - с 2004 года.

После окончания общеобразовательной средней школы абитуриент имеет право выбрать данное направление. Такое же право есть и у выпускников колледжей, техникумов и профессионально-технических училищ. Единственное отличие будет во времени продолжительности учёбы: 4 года после школы и 3 года у остальных.

Российские выпускники могут поступать в бакалавриат не только отечественных вузов, но и других стран-участниц Болонского процесса. Сроки обучения колеблются там от четырёх до семи лет, в зависимости от получаемой квалификации. Но не все так просто, так как во многих европейских странах необходимо подтверждение аттестата о среднем образовании и предъявлении сертификата о знании языка для обучения на бюджете.

Это ступень высшего образования, после окончания которого выдаётся степень бакалавра и диплом о высшем образовании. В дальнейшем предоставляется возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре или же пойти работать по выбранной специальности. Этот выбор зависит от типа законченного образования - прикладного или академического.

В чём отличие прикладного и академического направления?

С 2014 года в Министерстве образования Российской Федерации изменили госстандарты, в соответствии с которыми бакалавр теперь может получить квалификацию прикладного или академического бакалавра. И студенты столкнулись с определёнными сложностями при выборе бакалавриата, так как для многих остаётся непонятным, чем прикладной отличается от академического.

По окончании обучения и «академистам» и «прикладникам» выдаются абсолютно одинаковые дипломы о законченном высшем образовании. Но в дополнении к диплому бакалавра «прикладник» получает ещё и диплом о среднем профессиональном образовании. Основное отличие заключается в программе, по которой занимаются будущие бакалавры.

Академический бакалавриат - это, по сути, классическое высшее образование, каким оно было до присоединения к Болонской системе. Упор делается на получение теоретических знаний в определённых областях, предусмотренных программой. Выпускников больше нацеливают на научно-исследовательскую деятельность. Академический бакалавр имеет право на дальнейшее обучение в магистратуре при условии сдачи определённого минимума сразу после окончания обучения.

Программа прикладного бакалавриата предполагает уделение большего количества часов на практические умения и навыки. При этом параллельно идёт усвоение теоретических знаний. В этом и есть основная разница между бакалавриатами - практическая направленность прикладного и полное отсутствие практики академического. Кроме этого, после окончания прикладного бакалавриата необходимо определённое время отработать по специальности, прежде чем продолжить обучение на второй ступени.

Программа прикладного бакалавриата

В основу программы заложена практическая отработка получаемых знаний. Прикладной бакалавр - это на выходе профессиональный рабочий или специалист, который разбирается в работе сложной техники или электронных систем. После завершения обучения выпускники могут занимать должности, требующие высшего образования. Перед ними открываются возможности быстрого карьерного роста. Они более ценятся работодателями из-за полученных во время обучения практических навыков - и в этом их большое преимущество перед академическими бакалаврами.

Работодатели активно привлекаются к составлению учебных планов и программ и предоставляют свои площадки для прохождения производственной практики. Специалисты обучаются по конкретным технологиям, получают необходимые знания в определённой сфере. И после выпуска «прикладников» ждут на производстве , для которого его готовили.

Стратегия-2020

В 2010 году правительство начало разработку государственной программы «Стратегия-2020», в соответствии с которой на базе более 50 высших учебных заведений и техникумов проводится эксперимент по внедрению прикладного бакалавриата. Планируется, что в отдалённой перспективе может заменить среднеспециальные учебные заведения. В его ходе выявились некоторые возможные проблемы:

  • срок обучения на прикладном направлении — 3 или 4 года;
  • для каких специальностей наиболее востребован именно прикладной бакалавриат;
  • когда именно делать выбор студенту о выборе бакалавриата - сразу при поступлении или на 2-3 курсе.

К 2020 году планируется, что 30% бакалавров окончат именно прикладной бакалавриат. Кроме этого, на академический бакалавриат проходной балл будет выше, чем на прикладной, и поступить туда станет сложнее.

Таким образом, единственное сходство между академическим и прикладным бакалавриатом - продолжительность обучения. Во всём остальном это абсолютно разные направления получения высшего образования. И насколько они будут отличаться друг от друга дальше покажет время.

Современные технологии развиваются очень быстро, а значит и требования, предъявляемые работодателями к своим сотрудникам, повышаются с каждым днем. Многие специальности, востребованные на современных производствах, требуют значительно более высокого уровня квалификации, чем раньше. Современный специалист должен уметь управлять высокотехнологичным оборудованием, разбираться в чертежах, уметь читать инструкции на иностранных языках и работать с информационными системами. Фактически, это должен быть высококвалифицированный специалист со знаниями инженера и навыками рабочего.

Образовательные программы техникумов и колледжей, направленные преимущественно на освоение практических методов и приёмов работы, не могут обеспечить подготовку специалистов такого уровня. В то же время выпускники вузов, получив за годы учёбы хорошую академическую базу, зачастую не имеют опыта работы в реальных производственных условиях. Поэтому возникла необходимость создания на базе средних профессиональных и высших учебных заведений нового качественного уровня высшего образования - прикладного бакалавриата.

Что такое прикладной бакалавриат?

Понятие «прикладной бакалавриат» стало активно использоваться всего несколько лет назад - в 2009 году. В основе данного уровня образования - образовательные программы СПО (среднего профессионального образования), ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьёзной теоретической подготовки. При этом объём практической части программы, включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, составляет не менее половины всего времени, отведённого на обучение. Другими словами, задача прикладного бакалавриата - сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности.

Поскольку фактически программы прикладного бакалавриата направлены на углубленную подготовку рабочих и специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики, работодатели очень заинтересованы в том, чтобы эксперимент оказался успешным. Во многих регионах они уже сейчас принимают активное участие в разработке учебных программ и планов. При этом производственная практика проводится в организациях-работодателях в рамках освоения студентами основных видов профессиональной деятельности.

Обучение по программам прикладного бакалавриата осуществляют колледжи, техникумы и высшие учебные заведения (институты и университеты). Поступить туда можно как после 11 класса школы (в этом случае учёба в прикладном бакалавриате продлится 4 года), так и после получения профильного среднего профессионального образования (в этом случае обучение будет проходить по сокращённой программе по индивидуальному учебному плану). При этом прикладной бакалавриат не исключает возможности продолжить дальнейшую учёбу - при желании его выпускники смогут поступить в магистратуру.

Об эксперименте по созданию прикладного бакалавриата

9 августа 2009 года вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования». Участники эксперимента были определены на основании конкурсного отбора, организованного Минобрнауки России в 2010 году с целью тестирования образовательных программ, взаимодействия учебных заведений и работодателей, а также повышения качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Для участия в конкурсе необходимо было представить одну программу прикладного бакалавриата, разработанную на основе федерального государственного образовательного стандарта. Помимо этого, нужно было обосновать необходимость подготовки кадров по данной программе потребностями предприятий региона и подкрепить обоснование договором о сотрудничестве между образовательным учреждением и работодателем.

Всего на конкурс было подано 125 заявок - 51 от высших учебных заведений и 74 - от учреждений среднего профобразования. После тщательного изучения заявок к участию в конкурсе были допущены 102 образовательных учреждения (37 вузов и 65 ссузов) из 47 субъектов Российской Федерации.

Больше всего заявок на создание программ прикладного бакалавриата было подано по следующим направлениям: «Металлургия, машиностроение и материалообработка» (17 заявок), «Информатика и вычислительная техника» (17 заявок), «Экономика и управление» (16 заявок), «Образование и педагогика» (14 заявок), «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» (9 заявок). В результате, право на участие в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата получили 49 образовательных учреждений, расположенных по всей стране.

Пока еще рано говорить о каких-либо результатах эксперимента. На данный момент ведется работа по уточнению учебных программ и планов, отрабатываются механизмы взаимодействия с работодателями и готовятся нормативные акты, необходимые для придания уровню прикладного бакалавриата официального статуса. Окончательно итоги эксперимента по внедрению уровня прикладного бакалавриата будут подведены в 2014 году.

Список федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования - победителей конкурсного отбора для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата:

1. ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники» (Компьютерные системы и комплексы).
2. ГОУ ВПО «Вятский государственный университет» (Экономика).
3. ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж» (Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)).
4. ФГОУ СПО «Ивановский промышленно-экономический колледж» (Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)).
5. ФГОУ СПО «Казанский авиационно-технический колледж им. П.В. Дементьева» (Производство летательных аппаратов).
6. ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» (Химическая технология).
7. ФГОУ СПО «Калининградский государственный колледж градостроительства» (Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).
8. ФГОУ СПО «Красногорский государственный колледж» (Оптические и оптико-электронные приборы и системы).
9. ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж» (Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).
10. ГОУ СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж» (Металлургия цветных металлов).
11. Образовательное учреждение Московская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации (Банковское дело).
12. ГОУ ВПО «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)» (Информационные системы и технологии).
13. ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Металлургия).
14. ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж» (Технология машиностроения).
15. ФГОУ СПО «Новороссийский колледж строительства и экономики» (Электрические станции, сети и системы).
16. ФГОУ СПО «Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева» (Аналитический контроль качества химических соединений).
17. ФГОУ СПО «Оренбургский государственный колледж» (Профессиональное обучение (по отраслям)).
18. ФГОУ СПО «Псковский сельскохозяйственный техникум» (Электроснабжение (по отраслям)).
19. ГОУ СПО «Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики» (Многоканальные телекоммуникационные системы).
20. ФГОУ СПО «Рязанский государственный технологический колледж» (Информационные системы (по отраслям)).
21. ГОУ СПО «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологий» (Физическая культура).
22. ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (Психолого-педагогическое образование).
23. ФГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» (Технология машиностроения).
24. ФГОУ СПО «Тверской колледж им. А.М. Коняева» (Технология машиностроения).
25. ФГОУ СПО «Тульский государственный технический колледж» (Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)).
26. ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» (Информационные системы и технологии).
27. ФГОУ СПО «Хабаровский судостроительный колледж» (Технология машиностроения).
28. ФГОУ СПО «Чебоксарский электромеханический колледж» (Технология машиностроения).
29. ФГОУ СПО «Челябинский монтажный колледж» (Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)).
30. ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт» (Программирование в компьютерных системах).
31. ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации» (Сварочное производство).
32. ФГОУ СПО «Архангельский лесотехнический колледж императора Петра I» (Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования).
33. ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет» (Электроника и наноэлектроника).
34. ФГОУ СПО «Дмитровский государственный политехнический колледж» (Экономика и бухгалтерский учет).
35. ФГОУ СПО «Канский технологический техникум» (Информационные системы).
36. ФГОУ СПО «Курский государственный политехнический колледж» (Банковское дело).
37. ФГОУ СПО «Краснодарский гуманитарно-технологический колледж» (Профессиональное обучение).
38. ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет» (Компьютерные системы и комплексы).
39. ГОУ СПО «Московский государственный колледж информационных технологий» (Программирование в компьютерных системах).
40. ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (Педагогическое образование).
41. ФГОУ СПО «Нижнекамский нефтехимический колледж» (Переработка нефти и газа).
42. ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (Приборостроение).
43. ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» (Психология).
44. ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» (Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники).
45. ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (Электрические машины и аппараты).
46. ФГОУ СПО «Саратовский финансово-технологический техникум» (Экономика и бухгалтерский учет).
47. ГОУ СПО «Уваровский химический колледж» (Информационные системы).
48. ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Сварочное производство).
49. ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (банковское дело).