Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Море». Анализ стихотворения «Море» В. Жуковского Элегия море как романтическое произведение

Пушкин пытался говорить со своим народом на одном с ним языке. Поэтому его творчество вот уже которое десятилетие не забывается. Но были у него и такие произведения, которые не каждый поймет. Стихотворение «К морю» Пушкина необходимо прочитать как минимум трижды, чтобы понять суть, и шесть раз - чтобы ощутить его настроение. За россыпью слов скрывается глубокая и проникновения философия. Хотя кто-то вполне может сказать, что эти строки - зов сумасшедшего. В любом случае анализ стихотворения «К морю» поможет раскрыть истину.

Одиночество поэта

Как все-таки сложно быть в этом мире поэтом. Непризнанным, изгнанным и всеми забытым. История знает множество примеров того, как литературного гения признавали только после его смерти, да и то не сразу. Просто его современники не были готовы принять нечто новое, посмотреть правде в глаза, сразиться со своими страхами.

Судьба поэта - быть одиноким. Об этом и повествует лирика Пушкина. К морю обратившись, поэт отождествляет свое желание творить с неукротимой стихией, бушующей внутри него. Вот только напрасно рвутся с пальцев недописанные строчки, ведь именно за них отправляют поэта в изгнание. Но он - как морская стихия: бушует, рычит и бьется о скалы, рассказывая миру о чем-то важном.

История создания

А теперь можно переходить к анализу стихотворения «К морю». Оно неразрывно связано со смертью Байрона, что приключилась в апреле. Пушкин узнал о трагическом событии в июне и уже в июле набросал черновой вариант произведения. Выходит, что год написания Пушкиным «К морю» - тот, в который умер Байрон - 1824-й.

За период создания чернового варианта с поэтом много чего приключилось. П. А. Вяземский несколько раз обращался к Пушкину с просьбой написать стихи в память о Байроне. Он хотел одновременно печатать свою прозу и стихи поэта. Вот только в тот момент Пушкин стоял на рубеже своего творчества. Осенью того же года (1824) поэта вынуждают покинуть Одессу и переехать в Михайловское. На этом закончилась его южная ссылка и началась новая. И уже здесь, в Михайловском, он закончил писать стихотворение «К морю», где не забыл упомянуть о смерти Байрона, своем одиночестве и море, которого ему будет так не хватать. Вот такая история создания «К морю» Пушкина А. С. Это произведение еще считают последним «южным» стихом поэта.

Мотив прощания

Как и большинство произведений «южного» цикла, стихотворение Пушкина «К морю» преисполнено романтики. Она чувствуется и в теме, и в идее, и в стиле. Но в то же время только здесь присутствует мотив прощания, что придает романтике немного житейской грусти.

Это прощание не только с морем, что так поразило воображение поэта, но и расставание с югом и всем, что связывало поэта с этим периодом его жизни. Стихотворение написано в жанре элегии, и в этом своем последнем «южном» произведении Пушкин прощается с романтизмом как жанром повествования. Уже в Михайловском его стихотворения приобретают жизненный, реалистичный оттенок, а флер легкой и чарующей романтики остается в далеком прошлом.

Недостающие качества

При анализе стихотворения «К морю» стоит отметить, что оно носит личностно-философский характер. Произведение начинается строками прощания с морем. Поэт выражает свое восхищение бурлящей стихией, свободой морских волн и их гордостью. Складывается впечатление, что именно этих качеств так недоставало самому поэту, пока он находился в ссылке на юге. Здесь Пушкин должен был выполнять обычную рутинную работу, он пребывал под постоянным контролем и не мог свободно выражать свои прогрессивные, как на то время, мысли. Высказывать их было бессмысленно и опасно. Граф Воронцов, который невзлюбил поэта, время от времени отправлял в Петербург докладные записки о том, что Пушкин не только не отказался от своих вольных размышлений, но и выполняет работу из рук вон плохо.

И только море, бесконечное и свободное, в этом чужом краю было Пушкину единственным другом. Оно бережно хранило все те желаемые поэтом качества, которых его лишили изгнанием.

Зов

Шум волн призывал поэта к побегу из чужой страны, но у него не хватало сил, чтобы пойти на такой шаг. О чем он, собственно, и написал: «Ты ждал, ты звал… я был окован». Пушкин пишет об этом, как бы намекая, что любая попытка вернуться в Москву или хотя бы в Санкт-Петербург без соответствующего разрешения может закончиться очередной ссылкой, но уже в Сибирь.

Хотя у поэта все же возникает мысль сбежать по воде. И только при анализе стихотворения «К морю» можно понять, почему он так не поступил. Все дело в любви к Родине. Даже мысли о такой долгожданной свободе не смогли заставить его покинуть Россию.

Судьба Наполеона

Первая половина стихотворения рассказывает о желании обрести свободу, но не где-то там, за далеким морским горизонтом, а здесь, в родном краю. В стране, где родился и вырос, обрести возможность свободно высказывать свои мысли и творить, несмотря ни на что.

Пушкин прекрасно понимает, что в чужой стране его ждет нелегкая судьба, возможно, он разделит судьбу Наполеона и закончит свою жизнь не в Европе, а на острове среди бушующего моря. Пушкин также обращается к истории, отмечает, что Наполеон был таким же свободолюбивым, как и море, и просит стихию воздать полководцу посмертные почести.

Пушкин понимает, что в побеге нет смысла, ему необходимо только смириться со своей участью и ждать, пока он не сможет вернуться домой, оставив при себе воспоминания о море. Одиночество и желание обрести свободу вылились в одну из лучших композиций Пушкина - «К морю».

Основные темы

В стихотворении «К морю» поэт рассуждает о многом: судьбе, жизни и смерти, свободе и неволе. Естественно, центральный образ - это море, тема прощания с ним звучит особенно пронзительно и отчетливо. Море превращается в единственного друга, именно ему адресуются строки стихотворения.

Вся картина морской стихии построена на образах свободы и заточения. Противопоставляя свободную природу несвободному человеку, поэт рассказывает морю о своих мыслях. О том, как думал о бегстве, о неспособности выжить в чужих странах, о том, как мир покидают великие люди, и о своем ожидании. Тему стихотворения Пушкина «К морю» можно обозначить как разговор человека и природы.

Мотивы

В произведении звучат и мотивы просвещения. Однако поэт отрицает его рациональную суть, разрушающую повседневную жизнь. В его глазах просвещение объединено с тиранией: «Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран».

Далее поэт стремится к тем местам, где все еще живет истинная свобода, к «гробнице славы» Наполеона и «властителю дум» Байрону. Их уже нет в этом мире, но в представлениях романтика их образы идеальны, и навсегда останутся в памяти.

Наполеон и Байрон

О Наполеоне Пушкин говорит как о человеке, сумевшем оставить свой след в истории и в судьбах людей. Поэт считает полководца романтическим героем с трагической судьбой, ведь его последним приютом стала скала, затерянная среди бескрайних морских просторов. Скала, ставшая символом крушения надежды.

Не менее трагичной представляется Пушкину и участь гения Байрона. Он воспевал море, воспевал свободу. Яркими и выразительными словами он навсегда вписал свое имя в историю мировой литературы. О нем горюют не только люди, но сама «свободная стихия», к которой обращается Пушкин.

Дружеская беседа

Вот такие незамысловатые и бесхитростные беседы ведет поэт-изгнанник со своим единственным другом - морем. Но так и не понятна основная мысль Пушкина. «К морю» - это своего рода письмо-прощание. В конце стихотворения поэт возвращает читателя к основной теме - прощанию со всем, что так долго окружало поэта и было для него дорогим.

Еще долго автор будет слышать шум волн, находясь в заточении. Но пути назад уже не будет, в прошлом остался морской прибой и главные идеи романтизма. Пройдет еще немало времени, прежде чем поэт вновь проникнется любовью к родным просторам. А потом пройдет еще несколько недель, прежде чем он познает красоту стихотворного реализма и навсегда распрощается с романтизмом и морем, его самым ярким символом.

Стихотворение Пушкина «К морю»: художественные средства

Описывая море, поэт использует метафоры и метафорические эпитеты, которые всенепременно связаны с темами свободы и заточения. Яркими тому примерами могут послужить встречающиеся в стихотворении словосочетания: «свободная стихия», «блещешь гордою красой», «мой поэтический побег», «я был окован» и другие.

Помимо этого, Пушкин пользуется таким приемом, как перифраз - любимое средство поэтов-романтиков. Море он описывает как «свободную стихию» и «моей души предел желаний». Об острове Святой Елены говорит, что это «одна скала, гробница славы». Байрона описывает словами «другой властитель наших дум».

Само произведение создано при помощи излюбленного поэтом размера - четырехстопного ямба. Также в стихотворении прослеживается присутствие ассонанса, литературного приема, основанного на чередовании открытых и закрытых звуков, что имитируют шум морского прибоя. К тому же присутствуют аллитерация и анафора.

Значимость

Это произведение стало переломным не только в творчестве поэта. Оно олицетворяет собой развитие русской литературы, ее переход от романтизма к реализму. Стихотворение «К морю», с одной стороны, продолжает лучшие традиции романтической лирики Жуковского, передавая эстафету творчеству Лермонтова. С другой, произведение является ярким контрастом пушкинского поэтического реализма, который стал ведущей тенденцией его творчества.

Картину моря, которую нарисовал Пушкин, невозможно забыть. И в то же время сложно понять. Лишь тот, кто знает все ужасы заточения, поймет Пушкина и согласится с каждым его словом. В окружении мрачных стен, под постоянным надзором и с запретом на выражение собственных мыслей, человек превращается в безвольную куклу. Но не так-то просто сломить того, кто тверд в своих убеждениях.

Лишившись таких важных вещей, человек начинает искать утешения в природе. И для Пушкина этим утешением стало море. Бескрайняя лазурная гладь и шепот свободных волн, что хранят в себе секреты жизни и смерти... Море было Пушкину верным другом и единственной поддержкой. Иногда кажется, что в качестве признания поэт оставил морю свой романтический стиль произведений. Возможно, именно это дало ему силы двигаться дальше. Преодолевая одиночество, Пушкин заново учился любить природу родного края, заново искал свой стиль в творчестве, снова и снова создавал шедевры. Стихотворение «К морю» - это разговор друзей, которым не суждено больше встретиться, но они навсегда связаны узами, что не дают остаться в прошлом, а позволяют идти дальше.

Проводить анализ стихотворений можно различными способами. Некоторые преподаватели требуют от учеников высказать собственную позицию и размышлять. Для других важнее оказывается поиск в тексте различных художественно-выразительных приемов. Поэтому и планы у различных педагогов выглядят по-разному. Предлагаем ознакомиться с общими подходами к анализу «Моря» Жуковского.

План

Чтобы анализ стихотворного текста был полным, следует придерживаться определенного плана. Часто учителя сами диктуют ученикам последовательность пунктов, если же этого не произошло, рекомендуется придерживаться такого плана:

  • Общие сведения о стихотворении: дата создания, история и интересные факты написания, место в творческом пути автора. При раскрытии данного пункта необходимо быть кратким.
  • Основная тема. Чему посвящен текст, каков смысл его названия. Основные идеи произведения, мысли автора.
  • Описание лирического сюжета. Не стоит полностью пересказывать в прозе то, что писатель изложил стихами, достаточно наметить важные для анализа моменты.
  • Особенности композиции. Как построение текста работает на раскрытие авторского замысла: возможно, имеет место кольцевая композиция, противопоставление, сравнение одного явления с другим.
  • Лирический герой. Какие поэтические приемы использует автор, чтобы раскрыть его образ.
  • Другие персонажи, их место и роль в общем замысле.
  • Авторская позиция. Раскрывая этот пункт, не стоит стремиться «ответить правильно», гораздо интереснее высказать собственные суждения.
  • Рифмовка, размер, ритм. Здесь важно уметь использовать свои знания литературных терминов.
  • Особенности поэтической лексики и синтаксиса. Используемые поэтом приемы художественной выразительности.
  • Восприятие стихотворения современниками автора и в наши дни.

Данного плана будем придерживаться при анализе элегии «Море» Жуковского - одного из наиболее известных текстов поэта.

Общая информация о стихотворении

Жуковский - поэт-романтик, именно его считал своим главным учителем Пушкин. Творчество этого автора стало важнейшим этапом в развитии романтизма как литературного направления, в его лирике нашли отражение личностные переживания, появилась интимность, а главным героем стал человек - чувствующий, переживающий.

К числу шедевров относится элегия «Море», созданная в 1822 году. Интересно, что сам образ бескрайнего моря для творчества Жуковского был нов, но именно он подводит своеобразный итог романтическим исканиям поэта. Литературоведы полагают, что текст посвящен возлюбленной поэта, Марии Протасовой, чувства к которой были глубоки и взаимны, но реальность сурово вторглась в романтику - родители Марии были против такого неравного брака, и девушка не решилась идти им наперекор.

Известно, что элегия была очень высоко оценена Пушкиным, который несколькими годами позднее написал собственный поэтический текст с похожим названием.

Основная тема и идея

Анализ «Моря» Жуковского по плану следует продолжить определением тематики стихотворения. Так, если прочесть строки, становится ясно, что посвящено оно лазурному морю. Оно безмолвно, но думает тревожную думу.

В тексте присутствует и сам Жуковский - поэт представил себя в образе неба, которое создает гармоничный чувственный союз с морем, но никогда не сможет объединиться с ним.

Лирический сюжет

При анализе элегии «Море» Жуковского очень важно наметить основные этапы развития лирического сюжета. Сначала поэт рисует перед читателями обычное море, безмолвное и лазурное, которым любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью».

Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно и ярко рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но увы, расставание неизбежно, и с ним приходится смириться. Однако чувствам не прикажешь, оттого в завершении текста особенно сильно звучат печальные нотки.

Жуковский пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади.

Специфика композиции

Следующий этап анализа стихотворения В. Жуковского «Море» - описание его композиции. Для этого следует еще раз внимательно перечитать текст, выделяя в нем части. Сразу бросается в глаза, что море перед нами рисуется в трех своих состояниях:

  • Спокойствие морской глади. Безмолвное море.
  • Состояние в бурю.
  • После бури. Обманчивый покой.

Лирический герой тщательно следит за всеми изменениями, которые происходят со стихией, именно эти перемены и движут развитием сюжета. При анализе «Моря» Жуковского важно показать, зачем используется такая композиция. За счет нее поэту удается создать динамичность образа, поэтому море у него имеет меняющийся характер.

  • Итак, первая часть элегии - зарисовка спокойного и прекрасного моря, которое не волнуют страсти. Небо в этом фрагменте также чисто и прекрасно.
  • Вторая структурная часть - состояние моря в тот момент, когда тучи закрывают небо своей черной пеленой, начинается буря. И море отвечает ей, начинает «биться» и «рваться», наполняется тревогой и испугом. Грозна в этот момент стихия, но не все догадываются, что море страдает. Тайна становится понятной - всесильная стихия, как и все живое, не может в полной мере распоряжаться своей судьбой, оно в плену обстоятельств.
  • Наконец, третья часть - небо вновь спокойно и море, кажется, тоже, но это лишь видимость. В его душе по-прежнему бушуют тщательно скрываемые страсти.

Подобная композиция направлена на воплощение авторского замысла - показать, что даже стихия не может быть полностью свободной.

Лирический герой

В анализе «Моря» Жуковского очень важно раскрыть основные черты лирического героя. Он тонко улавливает все оттенки настроения великолепной стихии и догадывается, что под его видимым спокойствием бушуют страсти.

Лирический герой не просто восхищается стихией, но и очеловечивает ее: море кажется живым созданием, которое скрывает за своей обманчивой гладью целую гамму чувств. Именно поэтому звучат мотивы сравнения моря с влюбленной женщиной, которая оберегает тайны своего сердца от посторонних. Некоторые исследователи полагают, что в образе стихии поэт воплотил черты своей потерянной возлюбленной, Марии Протасовой.

Авторская позиция

Жуковский - поэт-романтик, поэтому в его элегии в борьбе мглы и морской стихии победу одерживает последняя. Но поэт показывает, что не все так просто, страсти продолжают бушевать в глубине вод, когда поверхность спокойная и гладкая.

Ритм и рифма

Следующий этап анализ стихотворения-элегии «Море» Жуковского по плану - выявление особенностей рифмы и ритма. Чтобы создать особое звучание, поэт использует белый стих - некоторые строки между собой не рифмуются. Размер стиха - четырехстопный амфибрахий. Для того чтобы нарисовать перед читателем яркую картину бури, во второй части поэт мастерски пользуется аллитерацией - повтором одинаковых согласных звуков в стоящих рядом словах. Это усиливает ощущение набегающих волн.

Приемы художественной выразительности, синтаксис и лексика

Жанром «Моря» Жуковского, анализ которого мы проводим, является элегия. Это грустный поэтический жанр, нередко наполненный тоской, скорбью и разочарованием. Именно он был присущ и романтизму как литературному течению, и лирике В. Жуковского. В тексте нашли выражение глубоко личностные переживания поэта, рассказать о которых автору помогло использование следующих приемов художественной выразительности:

  • Эпитеты - это главный прием, их в небольшом тексте довольно много: «лазурное море», «безмолвное море», «глубокая тайна», «враждебная мгла». Они помогают автору емко и образно показать состояние стихии.
  • Рефрен - «безмолвное море, лазурное море» - помогает автору подчеркнуть основную мысль текста, показать, что стихия двойственна, что ее истинное состояние скрыто.
  • Анафора - «ты» - создает ритм и мелодику стиха.
  • Использование синтаксического повтора.

Эти приемы помогли поэту создать глубокий психологический пейзаж, в небольшом тексте нашли отражение и прекрасная морская стихия, и тончайшие оттенки переживания человеческой души.

Вывод

Мы провели анализ элегии «Море» Жуковского по плану, теперь необходимо описать значение этого поэтического текста. Для современников поэта стихотворение стало своеобразным гимном романтизма, поэтому многие поэты впоследствии обращались к образу величавой стихии. Не утратило оно значение и в наши дни.

Чтение и анализ стиха «Море» Жуковского позволяют погрузиться во внутренний мир поэта и понять его мысли и переживания.

Элегия В. Жуковского «Море». Анализ.
«Море» — одна из прекрасных элегий, написанных Жуковским в минуты раздумья. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее.

В обращении к морю в начале стихотворения поэт использует много ярких эпитетов, но лишь один из них характеризует море как прекрасное явление природы — «лазурное». Это устаревшее и высокое слово обозначает светло-синий цвет. Все остальные изобразительные средства придают морю сходство с живым, думающим, чувствующим существом: «безмолвное» («ты живо», («ты дышишь», «смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты». Как ни прекрасно море само по себе, не только им занято воображение поэта. Море представляется ему живым, мыслящим существом, потому что его волнует и тревожит что-то в собственной душе.

«Стою очарован над бездной твоей» — лирический герой как будто смотрит на море сверху, с какой-нибудь высокой отвесной скалы. Море необъятно и бездонно, оно манит к себе, притягивает своей «глубокою тайной». Движение моря и различные его состояния передают многочисленные глаголы — метафоры и олицетворения: «дышишь», «движет»; «ласкает», «горишь», «блещешь», «бьешься», «ноешь», « подъемлешь», «рвешь», « терзаешь», «вздымаешь»,«скрываешь», «дрожишь». Жуковский наделяет море огромной силой, способностью бороться и нежностью, способностью любить.

По мере разгадки тайны моря раскрываются взгляды поэта-романтика: море находится в земной неволе, как и все живое. Земная жизнь полна борьбы, утрат, разочарований. Только там, на небе, все прекрасно и неизменно. Даже тучи, казалось бы, принадлежащие небу, у Жуковского существуют сами по себе. Они лишь собираются, чтобы «отнять» небо, а само оно – «далекое», «светлое», «ясное»,«чистое». Оно прекрасно и беззащитно. Контраст «темных туч» и «ясного» неба подчеркивает это. Борьба моря с темными, враждебными силами символизирует борьбу человека со злом. Последняя картина — море после бури – показывает психологическое мастерство Жуковского-романтика. Наступившее спокойствие лишь кажущееся, внешнее:

Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне спокойной скрываешь смятенье.
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Невольно вспоминается лермонтовский Парус:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Море у Жуковского и парус у Лермонтова — романтические герои. Они не могут существовать без борьбы. Правда, у Лермонтова идеал — сама борьба, а у Жуковского нечто высокое и чистое — «небо». Этот идеал недостижим, но значит ли это, что за него не надо бороться?

Написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах «певцом романтики и свободы». Жуковский оттачивал своё мастерство, опираясь на произведения известных писателей романтизма: Байрона , Бёрнса, Блейка. В «Море» автор раскрыл все свои душевные порывы и предстал перед читателем как первоклассный мастер пейзажных зарисовок.

Тема стихотворения - свободное море. Оно бывает разным: прекрасным, загадочным, умиротворённым, беспокойным. Идея стихотворения - показать читателю огромность и мощь моря, его неразрывную связь с небом, его превосходство над суетностью и обыкновенностью человека. Море у Жуковского замаскировано под живой объект, до конца не понятный читателю. Эта поэтическая уловка в духе романтизма помогает автору сохранять интригу своих философских рассуждений на протяжении всего стихотворения.

С самого начала стихотворения читатель пребывает в напряжённом ожидании финала: а что же будет с морем дальше, как оно справится с бурями и страстями? Каждый волен воспринимать море по-разному. Для кого-то это только вольная, огромная стихия, для некоторых - это источник вдохновения и красоты, для иных - пространство приключений и подвигов. Многие из почитателей таланта Жуковского (а среди них и известные литературные деятели) предполагают, что «море у поэта - есть человек, а человек - есть море» . Если взять за основу анализа стихотворения такую точку зрения, то станет понятной главная мысль стихотворения - каждый человек - это большое море с личными штилями, штормами в душе, с жизненными напастями, вечными надеждами и частым одиночеством среди шумной толпы.

Сюжет стихотворения»Море» не сложен для восприятия. Читатель как бы со стороны наблюдает всё происходящее. Вначале он видит спокойное, синее море и некоего лирического героя, ведущего с ним разговор. Лирический герой стоит на берегу и, зачарованный увиденным вокруг себя, старается познать и понять тайны морского величия и небесного безграничия. Какую же мы сложную задачу он поставил перед собой, ибо никогда «нельзя объять необъятное» .

Далее читатель слушает речь лирического героя с ещё большим интересом - ведь тот теперь в свою беседу вовлекает ещё и небо. Море и небо немы, они позволяют себе с высоты своей значительности в мире только снисходительно слушать разгорячённого человека.

В конце стихотворения показаны единство моря и неба, их тайная солидарность и искренняя привязанность друг к другу.

Размер стихотворения - амфимбрахий . Если внимательно присмотреться к слоговому делению слов в строчке, то можно увидеть, что в трёх идущих друг за другом слогах ударение падает на каждый второй (серединный). Рифму можно назвать перекрёстной. Есть в ней есть много не созвучий, свойственных Жуковскому. Автор стремился не к «чистым», а к «неожиданным» рифмам, чтобы подчеркнуть исключительность описываемой ситуации. Например: море-любовью; твою-грудь; лоно-неволи . Встречаются у автора и своеобразные «свободные» строчки, которые «белый стих» его творения делают очень красивыми.

Стихотворение «Море» изобилует олицетворениями . Да это и понятно. Ведь у автора море, небо, буря - живые, как люди. Море дышит, думает, скрывает тайну, ласкает облака, дрожит . Тучи отнимают небо у моря. Небо тянет море к себе.

Эпитеты помогают точно рассмотреть картину происходящего: «безмолвное море», «тревожною думой», «необъятное лоно», «глубокая тайна», «светозарной лазурью», «облака золотые», «враждебная мгла», «прошлой тревоги», «возвращённых небес», «бездне покойной» .

Глаголы в стихотворении настраивают читателя на внезапность и неожиданность, на быстроту развития сюжета: бьёшься, воешь, подъемлешь, рвёшь, терзаешь

Жанр стихотворения - элегия. В переводе с греческого - «жалобная песня». Грусти в стихотворении много, жалоб - нет. Есть сожаление, есть жалость, есть тоска, есть печаль. Есть надежда и есть светлое, чистое размышление о жизни… Размышление в духе романтизма…

История создания. Стихотворение написано в 1822 году в период творческой зрелости Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение Жуковского особо выделял Пушкин, написавший двумя годами позднее свою элегию с тем же названием.

Жанр. В подзаголовке стихотворения автор обозначил его жанр - элегия. Это излюбленный жанр поэта. Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму. Элегия - жанр лирической поэзии, передающий настроения грусти, скорби, разочарования и печали. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные, интимные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно таким стихотворением и является элегия «Море».

Тематика и проблематика. Стихотворение Жуковского представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», как точно определил такие стихи по-эта-романтика знаменитый ученый-филолог А.Н, Веселовский, Действительно, это не только морской пейзаж, хотя, читая стихотворение, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, «лазурное море», то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. Но дня романтика мир природы - это еще и тайна, которую он пытается разгадать. Вот почему так важно то, что в стихотворении постоянно идет перекличка мира природного и человеческого - состояния лирического героя. Но важно при этом не только то, что Жуковский создает психологический пейзаж, то есть выражает чувства и мысли человека через описание природы. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником, может быть - с другом, а может - с каким-то таинственным незнакомцем. У позта-романтика не вызывает сомнения то, что море может быть наделено душой, как и человек. Ведь в соответствии с романтическими представлениями именно в природе растворяется Божество, через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой.

Жуковский уверен, что душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Оно так же тянется ко всему светлому - к небу, Богу. Но в отличие от многих других романтиков, рисующих эту «свободную стихию», Жуковский видит и то, что море томится, что его что-то тяготит, оно бунтует против этого. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода тоже относительна. Вот почему традиционные романтические проблемы свободы и неволи, бури и покоя у Жуковского получают очень необычную трактовку.

Идея и композиция. Стихотворение «Море» построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет. В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то. что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души. Этот внутренний сюжет можно разделить на три части; «Безмолвное море» -

1-я часть; «Буря» - 2-я часть; «Обманчивый покой» - 3-я часть. В соответствии с ними проследим за развитием художественной мысли стихотворения.

В 1-й части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Но «чистота» и ясность присуща морской душе «в присутствии чистом» «далекого светлого неба»:

Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь.
Ласкаешь его облака золотые "
И радостно блещешь звездами его.

Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ - выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:

Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..

2-я часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму, начинает рваться, биться, око исполнено тревоги и испуга:

Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Жуковский с удивительным мастерством рисует картину бури. Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. И все же это не просто картина разбушевавшейся стихии. Перед нами раскрывается глубоко спрятанная тайна души моря. Оказывается, как и все земное, море находится в неволе, которую оно не в силах преодолеть: «иль тянет тебя из земныя неволи». Это очень важная для Жуковского мысль.

Для поэта-романтика, верящего в «очарованное Там», то есть иной мир, в котором все прекрасно, совершенно и гармонично, земля всегда представлялась миром страданий, скорби и печали, где нет места совершенству. «Ах! Не с нами обитает / Гений чистой красоты», - писал он в одном из своих стихотворений, рисующих Гения, лишь на миг посетившего землю и вновь умчавшегося в свой прекрасный, но недоступный для земного человека мир.

Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там - в небе - все вечно и прекрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.

Эта мысль становится понятной лишь в 3-й части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:

И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь понятно, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье. Но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.

Художественное своеобразие. Стихотворение насыщено средствами поэтической выразительности, помогающими сделать картину морской стихии не только зримой, но и слышимой, осязаемой и тем самым облегчить для читателя путь к постижению авторской мысли. Особую роль при этом играют эпитеты. Если в 1-й части они призваны подчеркнуть чистоту моря и свет, пронизывающий всю картину («светлое небо», «ты чисто в присутствии чистом его», «облака золотые»), то во 2-й части создают грозный, тревожный тон («враждебная мгла», «темные тучи»). Очень важны для выражения художественной идеи стихотворения эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного: «лазурь», «свет», «светозарный». Особый ритм создают анафора на «ты» («ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь.,.»), синтаксический параллелизм, а рад вопросительных предложений передает напряженный эмоциональный строй стихотворения. Следует также отметить важную роль рефрена: «безмолвное море, лазурное море», - который не только задает ритм стихотворения, но и утверждает важную поэтическую мысль. И, как и везде, Жуковский мастерски использует мелодические возможности речи, «Море» написано четырехстопным амфибрахием, белым стихом, который помогает передать ритм набегающих волн. Особенно эффектна картина бури, для воссоздания которой поэт использует прием аллитерации, то есть повторения одних и тех же согласных звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой строки, имитирующей движение волн: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу». В целом можно сказать, что поэтическое мастерство Жуковского в этом стихотворении достигает небывалых высот, о чем удивительно точно сказал Пушкин: «...его стихов пленительная сладость».

Значение произведения. Художественное новаторство Жуковского в стихотворении «Море» не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за ним романтическую картину морской стихии рисовали многие великие русские поэты, например Пушкин в стихотворении 1824 года «Море»,. Лермонтов в своем знаменитом «Парусе», Тютчев в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное..,». Но в каждом из них образ моря - не только романтический символ, но и то, что помогает автору выразить свои мысли, чувства и настроения.