История куйбышевской железной дороги. Куйбышевская железная дорога Новые проекты куйбышевской железной дороги

Куйбышевская железная дорога.

Куйбышевская железная дорога обслуживает регионы Среднего Поволжья. Дорога образована из Самаро-Златоустовской железной дороги, ряда участков Московско-Казанской железной дороги и бывшей Сызрано-Вяземской железной дороги. Общая протяжённость путей - 11 502,5 км, в том числе главных - 7 234,8 км. Управление Куйбышевской дороги находится в Самаре.

Куйбышевская железная дорога обслуживает крупнейшие автомобильные заводы в Ульяновске, Набережных Челнах и Тольятти, нефтеперерабатывающие заводы и оборонные предприятия.


Первый участок Куйбышевской железной дороги (Ряжск - Моршанск) был построен в 1867 году. В 1877 году Куйбышевская дорога была продолжена до станции Кинель. В 1888 году дорога от станции Кинель продлена до Уфы, в 1890 до Златоуста, в 1892 году до Челябинска. Соединенные участки составили Самаро-Златоустовскую железную дорогу, управление которой было перенесено из Уфы в Самару.

В годы Великой Отечественной войны Куйбышевская железная дорога сыграла важную роль, связывая тыл с фронтом. Всего за годы войны на фронт доставлено 443 тыс. поездов (около 20 млн. вагонов). Объём народно-хозяйственных грузов составил более 40 млн. вагонов. По Куйбышевской железной дороге на Урал, в Западную Сибирь, Поволжье и другие районы страны было перевезено оборудование 1 360 крупных промышленных предприятий, эвакуировано свыше 10 млн. человек.

В 1943 году на Куйбышевской дороге был электрифицирован для пригородных перевозок первый участок: Куйбышев - Безымянка. Срочная электрификация этого внутригородского участка железной дороги была вызвана необходимостью подвоза большого количества рабочих на эвакуированные оборонные заводы. Электрификация Куйбышевской дороги стала важнейшим событием для города Куйбышева.

Электровоз ВЛ10У−163 в депо Самара Куйбышевской дороги. В 1944 году было закончено строительство Волжской рокады: Иловля - Саратов - Сызрань - Свияжск. Часть Волжской рокады от Громово до Цильны ныне относится к Куйбышевской железной дороге. В течение долгого времени отсчёт расстояний на Куйбышевской железной дороге в самарском регионе шёл от станции Батраки.


В 1953-1954 годах был электрифицирован на постоянном токе участок Куйбышевской дороги Дёма - Кропачёво. К концу 1958 года электрифицируется участок Похвистнево - Куйбышев - Сызрань - Инза. Населённые пункты, находящиеся вблизи от железной дороги, впервые получали электроэнергию именно от линий, питающих тяговые подстанции.

14 июля 1959 года в состав Куйбышевской дороги были включены Уфимская и Оренбургская железные дороги. В 1960–1970 годах на Куйбышевской дороге была реализована большая программа технического перевооружения: перевод дороги на электрическую и тепловозную тягу, реконструкция узлов и станций, укладка вторых путей.

В октябре 2003 года вместе с остальными 16 дорогами России Куйбышевская магистраль вошла в состав ОАО «Российские железные дороги».

В 2011 году закончилась реконструкция моторвагонного депо «Безымянка» в Самаре. Обновлённое депо «Безымянка» позволило проводить обслуживание пригородных электропоездов Самарского, Пензенского и Башкирского регионов Куйбышевской железной дороги, а также обслуживать новые электропоезда «Ласточка», поступление которых ожидается в ближайшие 2-3 года.

Железнодорожная сеть Куйбышевской железной дороги представляет собой две почти параллельные линии, идущие с запада на восток: Кустарёвка - Инза - Ульяновск и Ряжск - Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор.

Куйбышевская железная дорога

Общая протяжённость путей - 11 502,5 км, в том числе главных 7 234,8 км. Управление дороги находится в Самаре .

Куйбышевская железная дорога

Симская (станция)
Полное название Филиал ОАО «РЖД» - Куйбышевская железная дорога
Годы работы с 26 мая
Страна Россия Россия
Город управления Самара
Состояние действующая
Подчинение ОАО «Российские железные дороги»
Телеграфный код КБШ
Числовой код 63
Награды
Протяжённость 11 502,5 км
Сайт kbsh.rzd.ru
Медиафайлы на Викискладе
Внешние изображения
Схема Куйбышевской железной дороги

Дорога обслуживает крупнейшие автомобильные заводы в Ульяновске , Набережных Челнах и Тольятти . Кроме того в регионе дороги находятся крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, заводы химической промышленности и оборонные предприятия.

История

Первый участок в пределах Куйбышевской железной дороги (Ряжск - Моршанск) был построен в 1867 году по инициативе тамбовских помещиков и предпринимателей. Вскоре встал вопрос о соединении участка с рекой Волгой. 25 октября (по новому стилю) 1874 года в торжественной обстановке была сдана в эксплуатацию Моршано-Сызранская железная дорога . Именно эта дата считается днем рождения магистрали. Протяженность Моршанско-Сызранской железной дороги составляла 485 верст (517 км). На линии было задействовано 42 паровоза, 47 аппаратов Морзе, в эксплуатации находилось 530 товарных, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. За сутки по дороге пропускали одну пару пассажирских и три пары товарных поездов до 120 т .

В 1960-1970 годах на Куйбышевской дороге была реализована большая программа технического перевооружения: перевод дороги на электрическую и тепловозную тягу, реконструкция узлов и станций, укладка вторых путей. В эти годы проложено 430 км новых линий, 601 км вторых путей, 273 км станционных; электрифицировано 1369 км; включено в электрическую централизацию 5200 стрелок; оборудовано автоблокировкой более 1 тыс. км и диспетчерской централизацией более 1,5 тыс. км.

В 1980-х годах на магистрали было построено 270 км новых линий, в том числе Белорецк - Карламан с выходом на Магнитогорск; уложено 525 км вторых путей, 259 км станционных; оборудовано электрической централизацией около 3700 стрелок; введена автоблокировка и диспетчерская централизация на новых участках; уложено 1682 км бесстыкового пути. Свыше 80 % грузооборота стало выполняться электрической тягой.

В октябре 2003 года вместе с остальными 16 дорогами России Куйбышевская магистраль вошла в состав ОАО «Российские железные дороги» .

Структура

Железнодорожная сеть Куйбышевской железной дороги представляет собой две почти параллельные линии, идущие с запада на восток: Кустарёвка - Инза - Ульяновск и Ряжск - Самара , которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор . От станции Уфа идёт линия до станции Карламан , где разделяется на ветку в сторону Белорецка , Магнитогорска и на ветку в сторону городов Стерлитамака , Салавата , Мелеуза и Кумертау . От станции Аксаково идёт тупиковая ветка в г. Белебей которая не имеет пассажирского сообщения. Две другие линии дороги Рузаевка - Пенза - Ртищево и Ульяновск - Сызрань - Саратов идут с севера на юг. Границы дороги на этих линиях: Громово (Саратов - Сызрань), Кривозёровка (Пенза - Ртищево). Основные узловые станции дороги: Пенза , Сызрань , Октябрьск , Самара , Дёма , Кинель .

  • НОД-1 Пензенское (Пенза)
  • НОД-2 Рузаевское (

Общая протяжённость путей - 11 502,5 км, в том числе главных 7 234,8 км. Управление дороги находится в Самаре .

Куйбышевская железная дорога

Симская (станция)
Полное название Филиал ОАО «РЖД» - Куйбышевская железная дорога
Годы работы с 26 мая
Страна Россия Россия
Город управления Самара
Состояние действующая
Подчинение ОАО «Российские железные дороги»
Телеграфный код КБШ
Числовой код 63
Награды
Протяжённость 11 502,5 км
Сайт kbsh.rzd.ru
Медиафайлы на Викискладе
Внешние изображения
Схема Куйбышевской железной дороги

Дорога обслуживает крупнейшие автомобильные заводы в Ульяновске , Набережных Челнах и Тольятти . Кроме того в регионе дороги находятся крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, заводы химической промышленности и оборонные предприятия.

История

Первый участок в пределах Куйбышевской железной дороги (Ряжск - Моршанск) был построен в 1867 году по инициативе тамбовских помещиков и предпринимателей. Вскоре встал вопрос о соединении участка с рекой Волгой. 25 октября (по новому стилю) 1874 года в торжественной обстановке была сдана в эксплуатацию Моршано-Сызранская железная дорога . Именно эта дата считается днем рождения магистрали. Протяженность Моршанско-Сызранской железной дороги составляла 485 верст (517 км). На линии было задействовано 42 паровоза, 47 аппаратов Морзе, в эксплуатации находилось 530 товарных, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. За сутки по дороге пропускали одну пару пассажирских и три пары товарных поездов до 120 т .

В 1960-1970 годах на Куйбышевской дороге была реализована большая программа технического перевооружения: перевод дороги на электрическую и тепловозную тягу, реконструкция узлов и станций, укладка вторых путей. В эти годы проложено 430 км новых линий, 601 км вторых путей, 273 км станционных; электрифицировано 1369 км; включено в электрическую централизацию 5200 стрелок; оборудовано автоблокировкой более 1 тыс. км и диспетчерской централизацией более 1,5 тыс. км.

В 1980-х годах на магистрали было построено 270 км новых линий, в том числе Белорецк - Карламан с выходом на Магнитогорск; уложено 525 км вторых путей, 259 км станционных; оборудовано электрической централизацией около 3700 стрелок; введена автоблокировка и диспетчерская централизация на новых участках; уложено 1682 км бесстыкового пути. Свыше 80 % грузооборота стало выполняться электрической тягой.

В октябре 2003 года вместе с остальными 16 дорогами России Куйбышевская магистраль вошла в состав ОАО «Российские железные дороги» .

Структура

Железнодорожная сеть Куйбышевской железной дороги представляет собой две почти параллельные линии, идущие с запада на восток: Кустарёвка - Инза - Ульяновск и Ряжск - Самара , которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор . От станции Уфа идёт линия до станции Карламан , где разделяется на ветку в сторону Белорецка , Магнитогорска и на ветку в сторону городов Стерлитамака , Салавата , Мелеуза и Кумертау . От станции Аксаково идёт тупиковая ветка в г. Белебей которая не имеет пассажирского сообщения. Две другие линии дороги Рузаевка - Пенза - Ртищево и Ульяновск - Сызрань - Саратов идут с севера на юг. Границы дороги на этих линиях: Громово (Саратов - Сызрань), Кривозёровка (Пенза - Ртищево). Основные узловые станции дороги: Пенза , Сызрань , Октябрьск , Самара , Дёма , Кинель .