Одна и две н в кратких причастиях правило. Н и нн в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных Краткие страдательные причастия буквой н

Из урока «Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных» вы узнаете новые для вас правила русского языка. Чтобы верно написать слово, вам нужно будет ответить на ряд вопросов. Ответ на каждый из них поможет быстро решить, как правильно писать суффиксы страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Для того чтобы вспомнить это правило, рассмотрим следующее стихотворение:

В именных пишу НН

Я на стыке двух морфем

Или в суффиксах -онн- /-енн -,

А ещё в словах оконных,

Каждому из нас знакомых:

Деревянный , оловянный и, конечно же, стеклянный .

В -ин- , -ан- , -ян-

Одно лишь Н напишу -

И нет проблем.

1. Посмотрите, есть ли в слове суффикс -ова- или -ева- .

Если такой суффикс есть пишите нн

бал нн ый

риск нн ый

Обратите внимание. В словах жёваный , кованый -ёва- и -ова- - это часть корня.

Если такого суффикса нет смотрите следующий пункт

2. Посмотрите, есть ли в слове приставка (кроме приставок не- и полу- ).

Если приставка есть пишите нн

жёванн ый

кованн ый

Сама приставка не- не влияет на написание одной или двух букв Н в суффиксах, но в слове может быть и другая приставка. Например, в слове не про жёванный есть две приставки (не- и про- ), поэтому в этом случае в суффиксе пишется две буквы Н .

Если приставки нет смотрите следующий пункт

3. Посмотрите, есть ли у слова зависимые слова, то есть те слова, к которым можно задать вопросы, например:

Если зависимые слова есть пишите нн

Если зависимых слов нет проверьте, не входит ли слово в списки слов-исключений, в которых всегда пишется одна или две Н

Всегда пишутся две буквы Н в словах:

Всегда пишется одна буква Н в словах:

писан ая красавица

кончен ый человек

прощён ое воскресенье

Если пункты 1-3 алгоритма дали отрицательный ответ, а в списках слов-исключений вашего слова не оказалось, необходимо приступить к более глубокой проверке.

4. Посмотрите, от какого глагола образовано слово.

несовершенного вида пишите одну букву н

ломан ая линия (от глагола несовершенного вида ломать )

глаженые брюки (гладить )

Если оно образовано от глагола совершенного вида пишите нн

купленные игрушки (от глагола совершенного вида купить )

Слово раненый (раненный) может писаться с одной и двумя буквами Н . Если это прилагательное, то пишется с одной н , а если причастие, то пишется с двумя. Поэтому необходимо смотреть на значение слова.

Прилагательное раненый обозначает постоянный признак качества , а причастие раненный обозначает временной признак . Например:

Раненые солдаты переговаривались и перешучивались.

В данном случае раненые - это прилагательное, обозначает постоянный признак, качество существительного солдаты .

Будучи раненным, солдат ещё полчаса оставался в строю.

В данном случае раненный - это причастие, обозначает временной признак.

Обратите внимание:

В сочетаниях типа глаженый-переглаженый, ношеный-переношеный пишется одна буква н , так как эти слова считаются прилагательными.

В сложных словах, образованных от отглагольных прилагательных и причастий, пишется столько же букв н , сколько в исходных словах:

свежеморожен ый и свежезамороженн ый

В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных при-лагательных, также пишется столько же букв н , сколько в исходных словах:

воспитанн ик

избранн ик

медленн о

морожен ое

копчён ости

В кратких причастиях всегда пишется одна буква Н . В кратких прилагательных, образованных от глаголов, две буквы Н . Например:

Дети воспитан ы отцом.

В данном случае воспитаны - это краткое причастие.

Дети воспитанн ы и образованн ы.

В данном случае воспитаны и образованны - отглагольные прилагательные в краткой форме.

Как же различить, краткое причастие перед нами или краткое прилагательное? Необходимо вспомнить о морфологических признаках этих двух частей речи. Причастие выражает признак как результат действия. Краткая форма причастия может быть заменена на глагольное сочетание. Например:

Дети воспитаны отцом. - Детей воспитал отец.

А краткое прилагательное можно заменить только на полное. Оно обозначает качество предмета:

Дети воспитанны и образованны . (А также умны, красивы, талантливы)

Перед нами краткие прилагательные.

асфальтир нн ая дорога - в слове асфальтированная есть суффикс -ова- , поэтому пишется нн ;

стеклённ ая веранда - в слове застеклённая есть приставка за- , поэтому пишется нн ;

крашен ая скамейка - слово крашеная образовано от глагола красить , это глагол несовершенного вида, поэтому пишем одну букву н ;

крашенн ая хозяйка - в слове ненакрашенная есть приставка не- , но после этой приставки ещё есть приставка на- , поэтому пишем две буквы н ;

крашенная вчера скамейка - у слова крашенная есть зависимое слово (вчера ), поэтому пишем нн .

Список литературы

  1. Ра-з-умов-ская М.М., Льво-ва С.И. и др. «Рус-ский язык. 7 класс». Учеб-ник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Ба-ра-но-ва М.Т., Ла-ды-жен-ская Т.А. и др. «Рус-ский язык. 7 класс». Учеб-ник. - 34-е изд. - М.: Про-све-ще-ние, 2012.
  3. «Рус-ский язык. Прак-ти-ка. 7 класс». / Под ред. Пиме-но-вой С.Н. - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Льво-ва С.И., Львов В.В. «Рус-ский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мне-мо-зи-на, 2012.
  1. School-assistant.ru ().
  2. Google.com.ua ().
  3. Gramma.ru ().
  4. Youtube.com ().

Домашнее задание

1. Вставьте н или нн :

Реза_ые овощи, импровизирова-_ое выступление, незва_ый гость, краше_ые волосы, упуще_ый шанс, давле_ый руками виноград

2. Вставьте н или нн :

Травы, сея_ые в паровом поле, хорошо взошли. Началась уборка сея_ых трав. Стол для зва_ых гостей был покрыт вяза_ой скатертью. Зва_ых на вечер гостей было немного, явились только близкие друзья. Город благоустроился асфальтирова_ыми и мощё_ыми брусчаткой дорогами. Трудно было ехать по немощё_ой дороге.

3. Вставьте н или нн :

Платье сделано из гладкокраше_ой ткани. Доставлено свежемороже_ое мясо. Среди музейных сокровищ был драгоценный златокова_ый ларец.

4. Вставьте н или нн :

Всё внимание зрителей сосредоточе_о на развитии действия пьесы. Лицо студента серьёзно и сосредоточе_о. Стремления нашей молодёжи возвыше_ы. Многие простые люди были возвыше_ы Петром 1. Местность ограниче_а горами. Гоголевская Коробочка была очень ограниче_а. Море взволнова_о сильным ветром. Лицо юноши взволнова_о.

Причастия и в полной, и в краткой форме нередко встречаются в нашей речи, особенно письменной. А это значит, что необходимо правильно их писать. Тема эта обширная, поэтому в статье мы рассмотрим только правописание суффиксов кратких страдательных причастий.

Как образуются краткие страдательные причастия

Краткие страдательные причастия образуются от полных. Если окончание полного причастия состоит из двух, а то и трех букв, то окончание краткого причастия состоит из одной буквы или вообще нулевое (в мужском роде единственном числе). Краткое прилагательное, как и краткое причастие, отвечает на вопросы Каков? какова? Каково? Каковы? Оно не изменяется по падежам, а всегда стоит в именительном падеже и потому является обычно именной частью составного именного сказуемого.

В редких случаях краткое причастие может являться определением при подлежащем: Утомлен долгой дорогой, он уснул.

Краткая форма образуется только от страдательных причастий настоящего или прошедшего времени. Напомним, что любые страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Краткие страдательные причастия настоящего времени

Причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -ом-, -ем-, -им-. Те же суффиксы сохраняются и в краткой форме.

  • Ведомый - ведом.
  • Гонимый - гоним.
  • Угнетаемый - угнетаем.

Выбор суффикса -ем- (-ом-) или -им- зависит от спряжения глагола. В причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения, употребляется суффикс -ем- (-ом-), а в тех, что образованы от глагола 2 спряжения, – суффикс -им-.

Краткие страдательные причастия прошедшего времени

Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -н- (-нн-), -ен- (-енн-), -т-.

Краткие страдательные причастия отличаются от них тем, что в них никогда не бывает два Н.

В кратких страдательных причастиях всегда пишется одна буква Н.

  • Исписанный - исписан.
  • Назначенный - назначен.
  • Проколотый - проколот.

Н или НН?

Казалось бы, все ясно: в кратких страдательных причастиях всегда пишется одно Н. В чем же подвох? А в том, что причастия часто переходят в прилагательные, в кратких же прилагательных бывает и одно Н, и два - столько, сколько было в полной форме. А суффикс Н в кратких страдательных причастиях очень легко спутать с суффиксом -енн- краткого прилагательного.

Отличить причастие от прилагательного, образованного путем перехода из одной части речи в другую, порой непросто. Можно воспользоваться такими подсказками:

  • в переносном значении употребляются прилагательные, а не причастия (лицо испуганно - прилагательное, ведь лицо не может пугаться);
  • дополнения в творительном падеже сопровождают причастие, а не прилагательное (фигура образована тремя пересекающимися прямыми - причастие, чем? - прямыми);
  • прилагательное обозначает постоянный признак, а причастие - временный (дама прекрасно образованна - прилагательное, ведь это постоянный признак).

Приведем пример:

  • Тучи рассеяны ветром (чем? - причастие).
  • Дети очень рассеянны (переносное значение, ведь детей никто не рассеивал, - прилагательное).

Гласная перед Н

Страдательные причастия образуются от основы инфинитива, а следовательно, их правописание зависит от гласной перед -ть в инфинитиве:

  • А и Я, стоявшие перед -ть, сохраняются и в причастии: рассеять - рассеян, запаять - запаян ;
  • во всех остальных случаях перед Н пишется Е: построить - построен, увидеть - увиден .

Чтобы не ошибиться в омофоничных (одинаково звучащих) причастиях, надо определить, от какого глагола они образованы.

Приведем примеры:

  • Вода выкачана - выкачать.
  • Бочка выкачена - выкатить.

4.7 . Всего получено оценок: 64.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с орфограммой “Одна буква Н в суффиксах кратких страдательных причастий”;
  • закрепить навык правописания суффиксов кратких и полных причастий;
  • развивать мышление, память, речь учащихся;
  • прививать интерес к изучению родного языка.

Оборудование:

1) интерактивная доска;
2) презентация к уроку;
3) листы с заданием для закрепления нового материала;
4) учебник “Русский язык. 6 класс”; авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Запишите в рабочей тетради число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

Сейчас вы должны будете ответить на несколько вопросов, и тогда вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке, помимо важного разговора на лингвистическую тему.

Слайд “Кроссворд”

1. Какие причастия имеют краткую форму?
(Страдательные.)

2. Какой суффикс будут иметь страдательные причастия прошедшего времени, образованные от основ глаголов не на -а, -я?
(-енн-)

3. Определите падеж причастия в словосочетании развивающегося города .
(Родительный)

4. С какой частью речи мы работаем на последних уроках?
(Причастие)

5. Назовите вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже.
(Управление.)

6. Образуйте действительное причастие настоящего времени от глагола холодеть .
(Холодеющий.)

7. Каким членом предложения чаще всего являются полные причастия?
(Определение.)

8. Глагольными признаками причастия являются вид, время. Назовите третий признак.
(Возвратность.)

ТРАДАТЕЛЬНЫЕ
Е НН
Р ОДИТЕЛЬНЫЙ
П РИЧАСТИЕ
У ПРАВЛЕНИЕ
Х ОЛОДЕЮЩИЙ
О ПРЕДЕЛЕНИЕ
В ОЗВРАТНОСТЬ
  • Прочитайте слово по первым буквам.
    (Серпухов.)

III. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке русского языка мы поговорим о нашем родном городе и познакомимся с новой орфограммой.

Слайд “Мой любимый город”

IV. Открытие новых знаний и формулирование темы урока

Прочитайте текст.

Слайд “Текст о гербе Серпухова”

Наш город основан в XIV веке. Немало удивительных страниц вписано в его историю. Необычен и герб Серпухова. На нем изображена диковинная птица – павлин. История создания герба связана с визитом Екатерины Дашковой в один их монастырей города. Княгиня была очень удивлена, когда ей навстречу из монастырских ворот вышли два павлина.

Слайд “Мой любимый город”

V. Закрепление нового материала.

1. Подберите определения, характеризующие наш город.
2. Я подобрала такие определения.

Отреставрированный, покрашенный, украшенный, построенный, освещенный, высаженный, позолоченный, ухоженный.

(Причастия на листе на доске.)

  • Это слова какой части речи?
    (Причастия.)
  • Какие это причастия?
    (Страдательные причастия прошедшего времени.)

3. Опишите, как выглядит наш город. Составьте предложения, образуя краткие причастия от данных. Вам помогут слова для справок и фотографии с видами Серпухова.

(Слова для справок на листе на доске.)

Слайд “Виды города”

Слова для справок: деревья, дома, площади, купола церквей, здания, улицы, фасады домов, жилые кварталы, клумбы, парк.

(Здания отреставрированы.
Фасады домов покрашены.
Площади города украшены к празднику.
Жилые кварталы недавно построены.
Улицы ярко освещены.
Деревья высажены вдоль тротуаров.
Купола церквей позолочены.
Газоны и цветочные клумбы ухожены.)

  • 1–3 предложения – устно.
  • 4–6 предложения – “по цепочке” у доски.
  • 7, 8 предложения – 2 ученика за доской.

VI. Развитие орфографических умений.

Слайд “Деформированный текст”

  • Перед вами деформированный текст, нарушена последовательность предложений в тексте. Прочитайте его про себя.

В 1982 году наш город награжде(н,нн) орденом Великой Отечестве(н,нн)ой войны I степени. Спустя четыре столетия, осенью 1941 года, путь устремившемуся к столице врагу вновь был прегражде(н,нн). Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы. Фашисты были вынужде(н,нн)ы отступить. В середине XVI века для защиты от войска крымского хана была построе(н,нн)а белокаме(н,нн)ая крепость. За мужество и героизм, проявле(н,нн)ые в годы войны, тысячи серпуховичей отмече(н,нн)ы высокими правительстве(н,нн)ыми наградами.

  • Восстановите деформированный текст, то есть поставьте предложения в нужном порядке.

Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы. В середине XVI века для защиты от войска крымского хана была построе(н,нн)а белокаме(н,нн)ая крепость. Спустя четыре столетия, осенью 1941 года, путь устремившемуся к столице врагу вновь был прегражде(н,нн). Фашисты были вынужде(н,нн)ы отступить. За мужество и героизм, проявле(н,нн)ые в годы войны, тысячи серпуховичей отмече(н,нн)ы высокими правительстве(н,нн)ыми наградами. В 1982 году наш город награжде(н,нн) орденом Великой Отечестве(н,нн)ой войны I степени.

Слайд “Восстановленный текст”

  • Найдите предложение, в котором отражена тема текста.

(Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы.)

  • Какова основная мысль текста?

(Мужество и героизм города и его жителей, стоящих на защите южных рубежей столицы.)

  • Запишите текст, решая орфографические задачи. Графически обозначьте орфограммы.

Слайд “Проверка текста”

Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы. В середине XVI века для защиты от войска крымского хана была построен а белокаменн ая крепость. Спустя четыре столетия, осенью 1941 года, путь устремившемуся к столице врагу вновь был прегражден . Фашисты были вынужден ы отступить. За мужество и героизм, проявленн ые в годы войны, тысячи серпуховичей отмечен ы высокими правительственн ыми наградами. В 1982 году наш город награжден орденом Великой Отечественн ой войны I степени.

  • Объясните правописание слов с удвоенной Н.

(Белокаменная, проявленные, правительственными, Отечественной.)

  • Почему в остальных словах пишется одна буква Н?

(В суффиксах кратких причастий всегда пишется одна буква Н.)

  • Каким членом предложения являются краткие причастия в предложении?

(Входят в состав составного именного сказуемого.)

  • Подчеркните краткие причастия как член предложения.

(На интерактивной доске.)

  • Найдите в тексте причастный оборот. Выделите его графически.

(За мужество и героизм, проявленные в годы войны ,…

устремившемуся к столице врагу…)

  • Объясните постановку знаков препинания при причастном обороте.

(Причастный оборот обособляется, если стоит после определяемого слова;
причастный оборот не обособляется, если стоит перед определяемым словом, выраженным существительным.)

(На интерактивной доске.)

Слайд пустой

VII. Контроль знаний.

Вам предстоит выполнить 6 тестовых заданий. Обращаю ваше внимание на то, что в каждом задании только 1 правильный ответ. Вы должны записать номер задания и вариант ответа. Время ограничено.

Слайд “Тест. Задание № 1, 2”

1. Чем в предложении чаще всего бывают причастия?

А) Сказуемым и обстоятельством.
Б) Определением и дополнением.
В) Сказуемым и определением.
Г) Определением и обстоятельством.

2. Причастие увиденный – это…

А) Действительное причастие настоящего времени.
Б) Действительное причастие прошедшего времени.
В) Страдательное причастие настоящего времени.
Г) Страдательное причастие прошедшего времени.

Слайд “Тест. Задание № 3, 4”

3. В причастии из словосочетания построенные здания пишется две буквы Н, потому что…

А) Это краткое причастие.
Б) Причастие имеет зависимые слова.
В) Причастие имеет приставку.
Г) Причастие имеет суффикс -ова- (-ева-).

4. В кратких причастиях пишется…

А) Одна буква Н, если причастие образовано от глагола совершенного вида.
Б) Всегда одна буква Н.
В) Всегда две буквы Н.
Г)
Две буквы Н, если у причастия есть зависимые слова.

Слайд “Тест. Задание № 5, 6”

5. Выберите ряд, в котором все слова являются краткими причастиями.

А) составлена, привезен, подготовлен
Б) исследован, румян, сделанный
В) обозначен, современна, укреплен
Г) окружена, искусственны, построен

6. Выберите ряд, в котором во всех причастиях пишется одна буква Н.

А) выполне..ые мастером, невида..ый успех
Б) вымоще..ый улицы, привезе..ый издалека
В) сорва..ые цветы, туристыобрадова..ы
Г) тайны разгада..ы, смышле..ый ученик

  • Проверьте себя.

Слайд “Ключи к тесту”

Ключи к тексту.

1. В.
2. Г.
3. В.
4. Б.
5. А.
6. Г.

  • Поставьте себе оценки.

Слайд “Нормы оценок”

“5” – нет ошибок.
“4” – 1 ошибки.
“3” – 2–3 ошибки.
“2” – более 3 ошибок.

  • Кто выполнил работу на оценку “5”?

Слайд пустой

VIII. Итог урока.

С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке?

Слайд “Название орфограммы”

Назовите ключевые слова урока.

  • Страдательные причастия прошедшего времени.
  • Краткие причастия.
  • Суффиксы причастий.

Слайд “Ключевые слова”

IX. Домашнее задание.

Учебник § 76, № 642 стр. 270.

Правописание причастий включает несколько типов правил:

1) правописание окончаний причастий;
2) правописание гласных в суффиксах причастий;
3) правописание нн и н в причастиях (и в отглагольных прилагательных).

Поскольку правописание нн и н в отглагольных прилагательных аналогично правописанию нн и н в причастиях, эти правила рассматриваются в одном параграфе. По этой же причине в данном параграфе рассматриваются также правила правописания нн и н в существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных.

1. Правописание окончаний причастий:

Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам.

Ср.: в [какое ?] бушующее море ; в [каком ?] бушующем море ; с [каким ?] бушующим морем.

2. Правописание гласных в суффиксах причастий:

а) настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:

    в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) - I спряжение; -ащ-(-ящ-) - II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;

    Ср.: решаю т (I спр.) - решаю щий ; строя т (II спр.) - строя щий .

    Обратите внимание!

    В слове будущ ий (по происхождению - причастии) суффикс -ющ- добавляется к основе буд -, поэтому перед суффиксом не следует писать лишнюю гласную ю (!).

    в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) - I спряжение; -им- - II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.

    Ср.: решае т (I спр.) - решае мый ; строи т (II спр.) - строи мый .

б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:

  • в действительных причастиях ;
  • Клеи ть - клеи вший, тая ть - тая вший.

    в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:

    • гласные а, я, е , если основа глагола оканчивается на а, я, е ;

      Увеша ть - увеша нный; засея ть - засея нный, увиде ть - увиде нный.

      гласные е, ё , если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.

      Ср.: повеси ть - повеше нный; построи ть - построе нный, подмести - подметё нный, застрели ть - застреле нный.

3. Правописание н и нн в полных причастиях и полных отглагольных прилагательных:

а) Н пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

    если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн- и если они образованы от глагола несовершенного вида;

    Красить [что делать?] - крашен ый пол; косить [что делать?] - кошен ый луг, писать [что делать?] - писан ый портрет .

  • во фразеологизмах: ;
  • в субстантивированном отглагольном прилагательном: приданое (невесты).

б) НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

  • если есть приставка (кроме не- ).

    С косить - с кошенн ый луг, на писать - на писанн ый портрет.

    Приставка не- на написание н и нн не влияет;

    Ср.: не кошен ый луг - не скошенн ый клевер; не крашен ый пол - не покрашенн ый пол.

  • если есть зависимое слово;

    Кошенн ый [когда?] в прошлую пятницу луг; крашенн ый [когда?] в прошлую пятницу пол; писанн ый [чем?] масляными красками портрет.

  • если причастие и отглагольное прилагательное образованы от глагола совершенного вида (независимо от того, есть ли приставки и зависимые слова);

    Ср.: решить [что сделать?] - решённ ая задача; бросить [что сделать?] - брошенн ая шахта.

    если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный , причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса.

    Ср.: балова ть - балованн ый, арестова ть - арестованн ый, корчева ть - корчёванн ый.

    Исключения: кованый, жёваный (-ов- является частью корня: ков-, жёв- );

    в исключениях (в некоторых бесприставочных отглагольных прилагательных или прилагательных с приставкой не- ): данный, деланный, медленный, священный, желанный, жеманный, чванный, чеканный, пеклеванный, отчаянный, окаянный, невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, нежданный, недрёманный .

Обратите внимание!

1) При образовании причастия (отглагольного прилагательного) от двувидового глагола ранить без приставки и зависимого слова по общему правилу пишется одна буква н ; при наличии приставки или зависимого слова - нн .

Ср.: ранен ый солдат - израненн ый солдат, раненн ый в руку солдат.

2) В сложных словах, где вторая часть отглагольное прилагательное, действуют общие правила. Наличие первого корня значения не имеет: если нет приставки перед вторым корнем, то пишется одна буква н , если приставка перед вторым корнем есть, - то пишется нн .

Ср.: морозить - свежеморожен ая рыба; заморозить - свежезамороженн ая рыба.

3) Слова кованый и жёваный подчиняются общим правилам написания н и нн : без приставки, зависимого слова пишется одна н , с приставкой или зависимыми словами - нн .

Ср.: кован ый сундук, подкованн ая лошадь, кованн ая на все четыре ноги лошадь.

4) Не путайте главное для причастия (отглагольного прилагательного) слово и зависимые от причастия (прилагательного) слова! Главным для причастия (прилагательного) является то слово, от которого к данному причастию задаётся вопрос: лошадь [какая?] кованая; лошадь [какая?] подкованная . Наличие или отсутствие главного слова на написание н и нн не влияет! Для зависимого слова уже причастие является главным и именно от причастия задаётся вопрос: лошадь, подкованн ая [кем?] кузнецом . Наличие или отсутствие зависимого у причастия слова влияет на написание н и нн !

5) Одна буква н пишется в сочетаниях посажёный отец, названый брат только в том случае, если они являются фразеологизмами. Вне таких сочетаний причастия с приставками посаженный , названный пишутся с двумя буквами н .

Ср.: Он был посажён ым отцом на моей свадьбе. - Отец, посаженн ый слева от жениха, был угрюм; Будешь мне братом назван ым. - Сергей, названн ый в честь деда, был горд этим.

6) Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в отличие от прилагательных, образованных от существительных, не зависит от гласной перед н , ср.:

    прилагательные, образованные от существительных: серебрян ый - торжественн ый;

    отглагольные прилагательные и причастия: писан ый - напиcанн ый, ранен ый - израненн ый .

7) Для запоминания слов, в которых пишется одна буква н , можно использовать такое предложение:

В ветреный день на масленицу в уютной гостиной посажёный отец познакомил названого брата со смышлёной девушкой, труженицей, писаной красавицей с большим приданым.

4. Правописание н и нн в кратких причастиях и прилагательных:

а) в кратких причастиях всегда пишется одна буква н ;

Ср.: завязанн ый узел - узел завязан ; уложенн ые волосы - волосы уложен ы.

б) в кратких прилагательных пишется столько же букв н , сколько и в полных формах.

Ср.: ценн ая вещь - вещь ценн а; зелён ые посевы - посевы зелен ы.

Обратите внимание!

Для того чтобы разграничить краткое причастие и прилагательное, необходимо учитывать следующее:

1) Если краткая форма образована не от глагола, то это, безусловно, краткое прилагательное (н в нём будет писаться столько, сколько в полной форме):

знойный - зноен; достойный - достоин; ценная - ценна.

2) Краткая отглагольная форма может быть как кратким причастием, так и кратким прилагательным.

а) Краткая отглагольная форма будет причастием (и в ней будет писаться одна буква н ), если:

  • эта форма имеет при себе зависимое слово в творительном падеже:

    дом построен рабочими ; гастроли организованы известной фирмой ; ребёнок избалован родителями ;

  • эта форма имеет при себе зависимый инфинитив, зависимое обстоятельство (кроме обстоятельства меры и степени):

    она намерена поступать в университет; она воспитана [где?] в монастыре;

  • сочетание с причастием можно перефразировать с использованием глагола.

    Ср.: ребёнок испуган - ребёнка испугали ; она воспитана в монастыре - её воспитали в монастыре;

б) краткая отглагольная форма будет прилагательным (и в ней будет писаться столько же букв н , сколько и в полной форме), если она имеет качественное значение, даёт постоянную (качественную) характеристику лица или неодушевлённого объекта.

Ср.: дети капризны и избалованны (это их постоянное качество); девушка скромна и воспитанна (это её постоянное качество).

5. Правописание н и нн в существительных и наречиях на -о , образованных от причастий и отглагольных прилагательных:

а) в существительных и наречиях на -о , образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько букв н , сколько их пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных, ср.:

ОДНА буква Н : путан ый → путан ик, путан о; варён ый → варен ик; копчён ый → копчён ости; морожен ый → морожен ое; мучен ый → мучен ик; учён ый → учен ик, учен ица;

ДВЕ буквы Н : данн ый → данн ик; приданн ый → бесприданн ица; избранн ый → избранн ик, избранн ица; утопленн ый → утопленн ик; священн ый → священн ик; деланн ый → деланн о;

б) следует запомнить правописание существительных: тружен ик, придан ое - бесприданн ица, ставленн ик.

УРОК 117

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схема, ключевые слова, алгоритм),

анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Предметные:

4ЛР: опознавать новую орфограмму, анализировать выбор н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и

отглагольных прилагательных, писать одну или две буквы н с опорой на алгоритм, устно и графически объяснять выбор

написаний.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашней работы.

Ученики обмениваются приготовленными дома заданиями. Несколько человек выполняют задания у доски (желательно, чтобы задания были разными по типу), остальные на листочках.

Ученики у доски производят самооценку в диалоге с учителем.

Учитель собирает листочки с выполненными заданиями на проверку.

ТОУУ

III. Языковая разминка.

Учитель диктует сочетания слов:

конный спорт, песчаная отмель, ураганный ветер, соломенное чучело, серебряная медаль, карманные часы, горы величественны, юный герой, румяные щёки, даль пустынна, старинные здания, девочка легкомысленна, картинная галерея, стеклянная трубка.

Какая орфограмма есть во всех сочетаниях?

От слов каких частей речи образованы имена прилагательные?

Графически обозначьте условия выбора написаний.

Прочитайте слова группами: 1) с суффиксом - н -; 2) с суффиксом - ан -(- ян -); 3) с суффиксом - енн -. Сколько букв н в словах каждой группы?

Какие слова не попали ни в одну из групп? (Юный, румяные .) Почему? ( н – часть корня, не образованы от существительных).

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

IV. Постановка проблемы урока.

Ученики проводят наблюдение по материалу учебника: § 76, рубрика «Определяем проблему урока».

Выявляют противоречие в написании суффиксов выделенных слов:

с одной и двумя буквами н , формулируют проблему: в каких случаях

пишется одна буква н , а в каких две буквы н в суффиксах причастий?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

V. Открытие новых знаний.

1 . Используется подводящий диалог.

а) Учащиеся выписывают из текста Н.А. Тэффи слова группами и

проводят их анализ под руководством учителя (с опорой на вопросы учебника).

1-й слайд .

Выявляют две особенности, влияющие на написание: вид глаголов,

от которых образуются причастия и отглагольные прилагательные, и

структура слов (наличие или отсутствие приставки).

После предварительных выводов учеников о написании одной и

двух букв н на слайде по клику мыши появляются соответствующие

обозначения (СВ над глаголами 1-го столбика, НСВ – над глаголами

2-го столбика, приставки в причастиях нарезанная, выкрашенные ).

б) Продолжение наблюдений.

2-й слайд .

Задание: сравните пары слов и дополните ранее сделанный вывод.

(Приставка не не влияет на написание одной и двух букв н .)

в) Продолжение наблюдений.

3-й слайд .

Задание: найдите сходные слова в каждом столбике. Выскажите

предположения, с чем связана разница в написании одной и двух

букв н в этих словах.

После ответов учеников по клику мыши подчёркнуты слова на

гриле, углём, в бою , вверху надпись зависимое слово .

Сделайте общий вывод: в каких случаях в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных пишется две буквы н , а в каких – одна.

2. Упр. 620 – чтение текста правила.

Какую новую информацию вы обнаружили?

Запишите в виде ключевых слов признаки, влияющие на выбор двух букв н .

Назовите опознавательный признак новой орфограммы.

Представьте графическую модель орфограммы. (См. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов» к § 76.)

Знаком ли вам этот опознавательный признак? В каких орфограммах он встречается?

Как отличить эти орфограммы? Какое условие выбора орфограммы является основным для разграничения орфограмм разных видов? (От какой части речи образовано слово, называющее признак: от существительного или от глагола.)

Представьте правило в виде схемы. (См. материал предметного диска – схему правила выбора одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов к § 76.)

3. Упр. 621 – шуточная грамматическая миниатюра, придающая

правилу мотивирующий характер.

Найдите причастия, объясните написание в них двух букв н , опираясь на одно из условий, названных в этом тексте.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1 . Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2 . Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (графическая модель, схема).

VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Упр. 622 – анализируется ход рассуждений при выборе написания

одной или двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Ученики самостоятельно восстанавливают 1-й шаг алгоритма

(вспоминают начало этапа открытия знаний): найти слово (глагол),

от которого образовано причастие (прилагательное).

Выполняется письменно в тетрадях с комментированием.

Упр. 623 – развивается первичное умение находить слова с изученной орфограммой, объяснять написание двух букв н в причастиях, опираясь на алгоритм и одно из условий, названных в упр. 621.

Выполняется с комментированием устно.

Упр. 624 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой с опорой на алгоритм (либо схему правила), графически обозначать условия выбора орфограмм.

Выполняется с комментированием письменно.

Познавательные УУД

1 . Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть навыками отбора и систематизации материала.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст (правило) в алгоритм).

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII. Итог урока.

Прочитайте пары слов. Установите, в какой паре не работает заданная закономерность. Объясните, почему.

покрашенный – крашеный

выстиранный – стираный

подброшенный – брошенный

проглаженный – глаженый

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Воспроизводить правило, опираясь на схему.

2. Упр. 627.