Ограниченность ресурсов (экономика). В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов примеры

(по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 года.)

Основными объектами проверки по данному разделу являются понимание круга проблем, изучаемых экономической наукой; знание важнейших признаков, законов, процессов и институтов рыночной экономики; понимание роли государства в условиях рыночной экономики, проблем экономического роста и развития, а также широкий спектр умений, видов познавательной и практической деятельности.

По данным ФИПИ лишь около половины участников экзамена умеют различить различные виды экономической деятельности по определению или примеру.

Примеры заданий

1. Общее собрание акционеров предприятия одобрило передачу 30% акций правительству и решило сократить на 60% аппарат генеральной дирекции завода.

2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

2. В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения, содействующие росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения.
Это вид экономической деятельности в сфере: 1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

3. Выделение денежных средств из государственного бюджета на поддержку фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу характеризует экономическую деятельность государства в сфере:

1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

4. Выделение российским правительством в условиях демографического спада дополнительных средств из государственного бюджета на помощь семьям, имеющим детей, характеризует экономическую деятельность государства в сфере:
1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

5. Верны ли суждения о производстве?
А. Разделение труда способствует повышению его производительности.
Б. Росту объемов производства способствует увеличение налогов на производителя.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

6. Какое из проявлений характеризует потребление как сферу экономики?
1) приобретение мебели в кредит,
2) посещение курсов повышения квалификации,
3) внедрение новой технологии,
4) увеличение расходов бюджета на социальные программы.

7. Запишите слово, пропущенное в таблице

Комментарий. При выполнении заданий, нужно вспомнить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни: производство, распределение, обмен, потребление.

Производство - это процесс с создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Пути увеличения объёма производства:
1) расширение объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь);
2) увеличение эффективности их использования (интенсивный путь).

Главными способами повышения производительности всех ресурсов (факторов производства) является специализация и разделение труда, торговля.

Обмен - 1) экономическая операция, в процессе которой одно лицо передаёт другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь;

2) процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой товар.

Распределение - 1) соблюдение пропорций, в которых произведённый продукт делится между участниками производства, а также людьми, не участвующими в нём;

2) разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Потребление - использование произведённого продукта (предметы длительного пользования) или его уничтожение (продукты питания и др.).

Ответы:
1 - 1; 2 - 3; 3 - 3; 4 - 3; 5 - 1; 6 - 2; 7 - обмен.

Задания на знание проблем ограниченности факторов производства по данным ФИПИ смогли успешно выполнить лишь половина участников экзамена. Еще менее успешно были выполнены задания на конкретизацию общего представления о факторах производства.

Примеры заданий

1. Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести ее из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь?
1) информация,
2) предпринимательские способности,
3) земля,
4) капитал.

2. Фактором производства являются
1) методы планирования объемов производства,
2) способы распределения прибыли,
3) источники финансирования предприятия,
4) промышленные станки и оборудование.

3. Верны ли суждения о факторах производства?
А. В современной экономике важнейшим фактором производства становится информация.
Б. Количество используемых в экономике факторов производства ограниченно.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

4. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


А Б В Г Д

Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.

5. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

Комментарий. Прежде всего вспомним факторы производства - ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.

Труд - совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ.

Капитал - произведенные человеком средства производства. Капитал в качестве средств производства следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг.

Земля - все виды природных ресурсов.

Предпринимательские способности - умение правильно соединить факторы производства и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведениям.

Ответы:
1 - 2; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 31232; 5 - ограниченность пахотной земли, исчерпаемость полезных ископаемых, ограниченность трудовых ресурсов.

Одним из субъектов экономики является фирма. В 2011 г. задания, связанные с затратами фирмы, предлагались в двух частях работы. В части 1 предлагались задания на распознание вида затрат (постоянные/переменные) в конкретной ситуации. Для выполнения задания достаточно было в конкретной ситуации определить, зависит ли количество приобретаемых факторов производства от объема выпуска продукции. С подобными за-даниями справились около 60% участников экзамена. А вот задание с кратким ответом, в котором в одном столбце таблицы раскрывалась сущность, а в другой надо было вписать один из видов затрат, выполнили менее 45% экзаменуемых.

Примеры заданий

1. Верны ли суждения о затратах фирмы?
А. Заработная плата работников не относится к затратам фирмы.
Б. Затраты фирмы влияют на цену товаров и услуг, производимых фирмой.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

2. Верны ли суждения о затратах фирмы?
А. Затраты фирмы отражают стоимость используемых факторов производства.
Б. Затраты фирмы не всегда зависят от объёма произведённой продукции.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

3. Запишите слово, пропущенное в таблице

Комментарий. Издержки производства - это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.

Экономические издержки - это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах.

Экономические издержки делятся на внутренние (или неявные) и внешние (явные, бухгалтерские). Внутренние издержки - стоимость собственного ресурса - равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело. Внешние издержки - выплаты поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топлива, услуг и т.д.

Все издержки делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки - та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация). Переменные издержки - та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.)

Прибыль можно подсчитывать разными способами. Экономическая прибыль - это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками. Бухгалтерская прибыль - это разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками. Различное понимание прибыли фирмы экономистами и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии. Для подсчета действительной величины издержек и прибыли следует использовать бухгалтерский метод. Для принятия же решений о выборе одного из альтернативных вариантов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек.

Ответы:
1 - 2; 2 - 3; 3 - внешние (явные, бухгалтерские).

В отчёте ФИПИ отмечено, что менее трети выпускников смогли составить содержащий не менее трех пунктов, из которых два детализированы в подпунк-тах, планы ответа по теме «Рыночная экономика» и по проблематике рынка труда. Всего 13% участников экзамена смогли представить систему знаний об инфляции в форме сложного плана.

Примеры заданий

1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рыночная экономика». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Что такое рыночная экономика?

2. Принципы рыночной экономики:
а) предпринимательство;
б) многообразие форм собственности на средства производства;
в) рыночное ценообразование;
г) договорные отношения между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
д) ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

3. Основные черты:
а) конкуренция;
б) многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);
в)полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
г) свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
д) сосредоточение капитала в руках буржуазии;
е) неэквивалентная физическому и умственному труду система распределения благ общества;
ж) ориентированный на покупателя рынок.

2. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Труд как экономический ресурс.

2. Спрос и предложение на рынке труда.

3. Сегментация рынка труда:
а) руководители высшего звена;
б) специалисты с высшим образованием;
в) персонал средней квалификации:
г) высококвалифицированные рабочие н др.

4. Мотивация труда и трудовые отношения:
а) оплата труда;
б) развитие экономической демократии.

5. Безработица:
а) сущность безработицы;
б) структура и виды безработицы;
в) масштабы безработицы.

6. Государственное регулирование рынка труда:
а) стимулирование роста занятости;
б) программы профессионального образования;
в) программы социального страхования.

3. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Инфляция - процесс обесценения бумажных денег. / Инфляция - опасность для экономики.

2) Основные источники появления инфляции:
а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;
б) увеличение цен на сырье и энергоносители;
в) увеличение налогов на производителя.

3) Инфляция спроса и инфляция предложения.

4) Основные виды инфляции:
а) по характеру протекания (открытая и скрытая);
б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция).

5) Последствия инфляции для экономики:
а) снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
б) обесценение всего фонда накопления и кредитов;
в) обесценение реальных доходов населения, сокращение текущего потребления;
г) снижение инвестиций;
д) потеря деньгами своей ценности.

6) Меры преодоления инфляции:
а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;
б) сокращение бюджетных расходов;
в) развитие производства, преодоление спада в экономике.

Менее 10% участников экзамена удалось полностью выполнить задания, связанные с проблемами рыночной экономики.

Примеры заданий

1. Анализируя залами экономической политики государства в условиях рыночной экономики, ученые рассматривают несовершенства рынка. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «несовершенства рынка»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о несовершенствах рынка.

Ответ:
1) смысл понятия, например: «несовершенства рынка - любые отклонения от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о несовершенствах рынка, опирающейся на знания курса, например:
- «К несовершенствам рынка относят его неспособность обеспечить в необходимом объёме производство общественных благ».
- «Проявлением несовершенства рынка служит возникновение монополий».

2. Одним из недостатков рынка учёные признают то, что он не создаёт материальных стимулов для производства общественных благ. Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения причин данного недостатка рынка.

Ответы:
Могут быть приведены следующие объяснения причин:

1) невозможно обеспечить связь потребления общественных благ (например, обеспечения правопорядка) с их оплатой, т.е. предоставлять их лишь части населения;

2) некоторые общественные блага государство гарантирует населению как бесплатные (например, общее образование в РФ), поэтому производитель не сможет получить прибыль;

3) производство общественных благ, как правило, связано со значительными затратами. Подобным капиталом располагают далеко не все фирмы.

3. Проиллюстрируйте тремя примерами различные инструменты государственного регулирования рыночной экономики (в каждом случае сначала назовите инструмент, а затем приведите соответствующий пример).

Ответ:
1) правовое регулирование (парламент принял поправки к Гражданскому кодексу);

2) налоговая политика (правительство ввело протекционистские таможенные тарифы);

3) денежно-кредитная политика (центральный банк снизил учетную ставку рефинансирования, сделав кредиты более доступными.

4. Фирма «Чистюля» оказывает бытовые услуги населению. Она объединяет нескольких мастеров, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.

Ответы:
1) организационно-правовая форма: производственный кооператив;

2) признаки:
- фирма «Чистюля» выполняет простые работы;
- владельцы фирмы лично участвуют в её работе:
- отношения строятся по принципу равенства: независимо от того, какой по размерам внесен пай, каждый имеет один голос. Признаки могут быть даны в другой формулировке.

3) дополнительный признак, например,
- для организации такого предприятия требуется минимальный капитал в виде паевых взносов:
- прибыль распределяется по труду, а не по размерам пая, как в товариществе.

Менее половины выпускников смогли справиться с заданиями, где надо было привести хотя бы один пример, иллюстрирующий политику государства, направленную на ускорение экономического роста.

Пример задания

Проиллюстрируйте тремя примерами влияние экономической политики государства на экономический рост.

Ответы:
Могут быть приведены такие примеры:

1) государство создаёт свободные экономические зоны для привлечения отечественного и иностранного капитала;
2) правительство посредством государственных заказов обеспечивает развитие производства в отдельных отраслях;
3) государство осуществляет политику протекционизма, защищая отечественных производителей от конкуренции с иностранными товарами и тем самым поощряя развитие отечественного производства.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчёт ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.
2. Открытый сегмент ФБТЗ. Обществознание. ФИПИ.

Экономические ресурсы - это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.

Все экономические ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства принято делить на три вида: трудовые, природные и инвестиционные. К трудовым ресурсам относятся люди, их рабочая сила; к природным - земля, ее недра, леса и воды; к инвестиционным - средства производства, которые образуют капитал. Без наличия всех трех видов ресурсов процесс производства невозможен.

Кроме того, различают материальные (средства и предметы труда), финансовые (денежные средства, направленные в производство), информационные (данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники) ресурсы.

В каждый данный момент необходимые для хозяйственной деятельности ресурсы ограниченны. Тот факт, что отдельная вещь встречается редко или малодоступна, для экономиста не определяется как «ограниченность ресурсов». Последнее характеризует ситуацию, когда
ресурсов не хватает для того, чтобы полностью удовлетворить потребности каждого человека. В любой стране хотят иметь больше благ и услуг, чем они получают.

В реальной жизни человечество использует далеко не все имеющиеся ресурсы. Иногда ранее использовавшиеся ресурсы могут превратиться в «лишние» и ненужные. Например, избыток рабочей силы в периоды экономического спада производства. Но это не отменяет того факта, что на данный момент времени имеется столько-то экономических ресурсов и не больше.

«Ограниченность ресурсов» называют часто редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т.д. Отсюда не случайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше иметь хочется!»

В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.

Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная - для материальных, финансовых, информационных ресурсов.

Проблема редкости осложняется тем, что отдельные ресурсы (например, полезные ископаемые) не только ограниченны, но и невоспроизводимы. Сегодня человечество не знает, как восстановить их запасы. Другие экономические ресурсы воспроизводимы. Например, на месте вырубленного сада можно вырастить новые фруктовые деревья. Правда, для этого потребуется 5-10 лет.

Но так как ресурсы ограниченны, то общество должно сделать выбор.

Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т.е. принести некую жертву, чтобы получить желаемый результат.

То, от чего мы отказываемся, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного результата.

Выбор приходится делать отдельному человеку (при наличии определенной суммы денег пойти в театр или купить видеокассету), фирме (при расширении производства купить новые станки или нанять дополнительное количество работников), государству (увеличить армию или построить больницу и т.д.).

Если бы ресурсы были неограниченны, не надо было бы экономить. Исчезла бы проблема выбора.

Еще по теме Экономические ресурсы, их ограниченность. Экономический выбор:

  1. Экономические ресурсы, их ограниченность. Экономический выбор

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

К экономическим ресурсам относятся:

    природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно - земля;

    трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно - труд;

    капитал (в форме денег и ценных бумаг, т.е. финансовый капитан, или средств производства, т.е. реальный капитал);

    предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно - предпринимательство;

    знания, необходимые для хозяйственной жизни (вырабатываются прежде всего наукой и распространяются главным образом через образование).

Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире - меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) предложил добавить четвертый фактор - предпринимательские способности (называя их термином «организация»). В развитых странах по значимости в качестве факторов экономического роста на первое место вышли предпринимательство и особенно знания.

В жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограниченны. Экономические потребности безграничны.

Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций - безграничность потребностей и ограниченность ресурсов - образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить» 4 , или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека» 5 .

Свести только к этому современную экономическую теорию нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда стремятся потребить природные ресурсы более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученных ими в ходе образования знаний. Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность, многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса - капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство - взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе факторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.

Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость. Поиск этой комбинации размещением (аллокацией) ресурсов.

В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок - рынок труда, рынок капитала и т.д., состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей - инженеров, бухгалтеров, экономистов и т.д. В свою очередь, рынок экономистов состоит из финансистов, маркетологов и т.д.

Дело в том, что все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.

Пахотные земли и земельные массивы для размещения экономических объектов, водные ресурсы, воздушный бассейн, полезные ископаемые, животный и растительный мир - все это имеет конечные пределы использования, во многом относится к невозобновляемым природным ресурсам.

Труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количеством рабочего времени.

Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов обладают явно заданными пределами, обусловленными возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования. Возникновение вторичных ресурсов в виде отходов производства и потребления лишь частично позволяет восстановить затрачиваемые ресурсы.

Хотя возможности познания беспредельны, но реальный объем накопленных знаний, сведений, данных, то есть информационных ресурсов, практически всегда оказывается количественно недостаточным и качественно несовершенным для решения экономических проблем, возникающих перед людьми.

Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.

Таким образом, принцип ограниченности экономических ресурсов носит всеобъемлющий характер, в связи с чем в зарубежной экономической литературе его именуют фундаментальным, а проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих. Некоторые авторыопределяют экономику (науку) как предмет, изучающий, каким образом общество, обладающее ограниченными, дефицитными ресурсами, решает, что, как и для кого производить. Главную задачу и проблему экономической науки эти авторы видят в нахождении способов максимизации потребительского эффекта, полезности с учетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы для получения желаемого результата.

При всей важности, значимости принципа ограниченности ресурсов его не следует абсолютизировать. По отношению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности не является жестким, возможна взаимозаменяемость ресурсов. В подобных ситуациях задача заключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся, в принципе достаточные, ресурсы.

1.Ограниченность экономических ресурсов 6

1.1. Ресурсы в экономике и их классификация 6

1.2 Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и

проблема выбора. Кривая производственных возможностей 8

2 Проблемы ограниченности ресурсов 12

2.1 Современные проблемы нерационального использования ресурсов 12

2.2 Проблемы водных ресурсов, как жизненно важных 15

2.3 Экономическое регулирование природопользования 18

3 Возможное решение проблемы ограниченности ресурсов и благ 19

Заключение 22

Список использованных источников 23

Введение

Все экономические ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства принято делить на три вида: трудовые, природные и инвестиционные. К трудовым ресурсам относятся люди, их рабочая сила; к природным - земля, ее недра, леса и воды; к инвестиционным - средства производства, которые образуют капитал. Без наличия всех трех видов ресурсов процесс производства невозможен.

Кроме того, различают материальные (средства и предметы труда), финансовые (денежные средства, направленные в производство), информационные (данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники) ресурсы.

В каждый данный момент необходимые для хозяйственной деятельности ресурсы ограниченны. Тот факт, что отдельная вещь встречается редко или малодоступна, для экономиста не определяется как «ограниченность ресурсов». Последнее характеризует ситуацию, когда ресурсов не хватает для того, чтобы полностью удовлетворить потребности каждого человека. В любой стране хотят иметь больше благ и услуг, чем они получают.

В реальной жизни человечество использует далеко не все имеющиеся ресурсы. Иногда ранее использовавшиеся ресурсы могут превратиться в «лишние» и ненужные. Например, избыток рабочей силы в периоды экономического спада производства. Но это не отменяет того факта, что на данный момент времени имеется столько-то экономических ресурсов и не больше.

«Ограниченность ресурсов» называют часто редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т.д. Отсюда не случайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше иметь хочется!»

В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.

Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная - для материальных, финансовых, информационных ресурсов.

Проблема редкости осложняется тем, что отдельные ресурсы (например, полезные ископаемые) не только ограниченны, но и невоспроизводимы. Сегодня человечество не знает, как восстановить их запасы. Другие экономические ресурсы воспроизводимы. Например, на месте вырубленного сада можно вырастить новые фруктовые деревья. Правда, для этого потребуется 5-10 лет.

Но так как ресурсы ограниченны, то общество должно сделать выбор.

Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т.е. принести некую жертву, чтобы получить желаемый результат.

То, от чего мы отказываемся, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного результата.

Выбор приходится делать отдельному человеку (при наличии определенной суммы денег пойти в театр или купить видеокассету), фирме (при расширении производства купить новые станки или нанять дополнительное количество работников), государству (увеличить армию или построить больницу и т.д.).

Если бы ресурсы были неограниченны, не надо было бы экономить. Исчезла бы проблема выбора.

Вопрос ограниченности ресурсов в современном мире является одним из самых актуальных. Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время уже можно заметить, что на производство благ тратиться огромное количество ресурсов. Необходимо ограничить использование ресурсов, потому что в будущем проблема их ограниченности может оказаться неразрешимой и привести к фатальным последствиям.

Предметом работы является ограниченность ресурсов, а объектом – ресурсы.

Цель работы – исследовать проблему абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Задачи работы – рассмотреть проблему абсолютной и относительной ограниченности ресурсов с разных сторон, привести примеры, предложить пути её решения.

1.1. Ресурсы в экономике и их классификация

Производство предполагает использование ресурсов. Ресурсы,
вовлечённые в производство, выполняют роль факторов производства. Ресурсы выступают в роли факторов производства, если они задействованы в
производстве, если есть определённый результат.

Ресурсы подразделяются на:

Экономические (функционирующие);

Потенциальные (не вовлечённые в хозяйственный оборот);

Экономические ресурсы включают:

Природные ресурсы;

Трудовые (население в трудоспособном возрасте);

Материальные (все созданные человеком средства производства, являющиеся результатом производства);

Финансовые (денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства);

Информационные (научная, научно-техническая, проектно-конструкторская, статистическая, технологическая, информационная информация, а также др. виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта);

Природные ресурсы - это элементы функционирования природных систем, которые не созданы трудом человека, существуют независимо от него, но в той или иной степени используются человеком. Следует различать природные условия и природные ресурсы. Природные условия создают возможности для производственной деятельности человека. К ним относятся солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, рельеф, климат, осадки. На определённой ступени развития производительных сил природные условия превращаются в природные ресурсы. Например, ветер используется для получения энергии. Природными ресурсами являются те силы, которые могут быть использованы в производственной и непроизводственной деятельности человека.

Природные ресурсы по характеру использования делятся на:

Реальные (вовлечённые в производственный процесс);

Потенциальные (в настоящее время не используются).

Природные ресурсы делятся на:

Исчерпаемые;

Неисчерпаемые;

Заменимые;

Незаменимые.

Здесь можно подойти к ресурсам как относительно и абсолютно ограниченным.

Исчерпаемые - это такие ресурсы, которые на каком-то этапе производственной деятельности могут быть полностью исчерпаны.

Исчерпаемые ресурсы:

Не возобновляемые ресурсы (земельные угодья, воздух, полезные ископаемые), абсолютно ограничены своим количеством;

Относительно возобновляемые ресурсы;

Воспроизводимые.

Неисчерпаемые состоят из трёх групп:

Космические (солнечная радиация, морские приливы и отливы);

Климатические (атмосферный воздух, энергия ветра, воды);

Водные ресурсы.

Заменимые - это ресурсы, которые можно заменить другими, экономически более выгодными.

Незаменимые - атмосферный воздух, питьевая вода. В экономическом плане природные ресурсы выполняют роль средств труда, предметов труда и условий жизни человека.

1.2 Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и проблема выбора. Кривая производственных возможностей

Все экономические ресурсы, факторы производства обладают одним свойством, они имеются в ограниченном количестве. Эта ограниченность относительна и она означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития.

Вследствие ограниченности ресурсов объём производства ограничен. Общественное производство не способно произвести весь объём товаров и услуг, который общество хотело бы получить. Ограниченность ресурсов относительна и потому, что исторически определенный уровень научно - технического прогресса (НТП) определяет границы использования того или иного ресурса (например, глубина переработки нефти).

Поскольку наши потребности безграничны, а наши ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все наши потребности. Приходится решать какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться. Проблема ограниченности ресурсов: производство автомобилей в мире растет с каждым годом, однако желающих приобрести их значительно больше. Для увеличения производства автомобилей требуется больше металла, резины. двигателей, и т.д., а имеющиеся ресурсы ограничены. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.

С5. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

Ответ:

· ограниченность пахотной земли,

· исчерпаемость полезных ископаемых,

· ограниченность трудовых ресурсов.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

Ответ:

· производство, распределение, обмен, потребление.

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная экономика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночных отношениях.

Ответ:

· рыночная экономика – это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании,

· при рыночной экономике должен главенствовать принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю,

· для рыночной экономики характерно вмешательство государства в экономику в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами.

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.

Ответ:

· под рыночной конкуренцией понимается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов,

· роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров,

· свободная конкуренция является одним из главных механизмов рыночной экономики.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три проявления экономической свободы в рыночной экономике.

Ответ:

· свободное ценообразование,

· свобода предпринимательской деятельности,

· свободный обмен,

· свободное распределение ресурсов,

· свободная конкуренция.

Максимальный балл – 2.

С5. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

Ответ:

· свободное ценообразование,

· законодательное закрепление многообразия форм собственности,

· обеспечение правовой защиты прав собственника,

· государственная поддержка конкуренции и предупреждения монополизма,

· развитие предпринимательства и деловой активности населения.

Максимальный балл – 2.

С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

Ответ:

· принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений,

· Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения,

· повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.

Максимальный балл – 3.

С6. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводят принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.

Ответ:

Последствия:

· появление товарного дефицита,

· рост теневой экономики,

· оживление спекуляции.

Примером является ситуация в СССР в 80-е годы власти с помощью введения всевозможных карточек, талонов пытались ограничить спрос и сдержать рост цен.

Максимальный балл – 3.

С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

Ответ:

· В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль компаний, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, то есть государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

· В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, то есть государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство.

· Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования, то есть государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.

Максимальный балл – 3.

С6. В стране Т. происходит становление рыночной экономики. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

Ответ:

· господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляет производство,

· предпринимателям гарантируется свобода их деятельности,

· государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм,

· главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена

Максимальный балл – 3.

С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.

Ответ:

· формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности),

· правовое регулирование отношений между работодателем и наемным работником (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда),

· создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу).

Максимальный балл – 3.

С6. Раскройте на трех примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

Ответ:

· Накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее воздействие на граждан и администрацию фирм. Во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию.

· Фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, то есть за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства.

· В период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, то есть посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.

Максимальный балл – 3.

С6. Руководитель предприятия, находящегося в тяжелом экономическом положении, самостоятельно принимает решение о сокращении числа работников, снижении заработной платы и направления большей части прибыли предприятия на рекламу продукции. Определите, предприятие какой организационно-правовой формы иллюстрирует пример. Приведите два аргумента, подтверждающих ответ.

Ответ:

· организационно-правовая форма предприятия – индивидуальное частное предприятие,

Аргументы:

· индивидуальный собственник несет персональную материальную ответственность за результаты деятельности предприятия,

· собственник обладает экономической свободой для принятия хозяйственных решений.

Максимальный балл – 3.

С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

Ответ:

Аргументы в поддержку мнения профсоюзов:

· необходимо повысить уровень доходов населения для решения задач борьбы с бедностью,

· рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства,

· социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция государства в рыночной экономике.

Аргументы в поддержку мнения предпринимателей:

· возможность обновления техники и внедрения новых технологий,

· возможность совершенствования структуры производства,

· поддержка отечественного производителя,

· повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста.

Максимальный балл – 3.

С7. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:

· внутренние акционеры (работники, дирекция) – 62% акций,

· внешние акционеры – 21% акций

· государство – 17% акций.

При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

Ответ:

· Да, можно. Так как более половины предприятий были приватизированы.

· Нет. На долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.

Максимальный балл – 3.

С7. В структуре распределения земель в России по типам собственников в 2001 году:

· доля индивидуальных участков граждан составляла 6%,

· земли фермеров – 8%,

· а земли бывших колхозов и совхозов – 86%.

Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране.

Можно ли на основании этих данных сделать выводы: 1) о неэффективном распределении земель в стране; 2) о неэффективном использовании земель. Аргументируйте свои выводы.

Ответ:

· Да, можно. Так как огромные площади земель по-прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.

· Да, так как значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством.

Максимальный балл – 3.

С7. «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет – по одному костюму», - писал Л. Эрхарт. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

О какой экономической системе пишет Л. Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществознания, назовите еще одну черту, присущую этой системе.

Ответ:

· речь идет о командной экономической системе,

· аргумент: осуществление централизованного планирования,

Среди других черт командной экономики можно назвать:

· государственное регулирование цен на товары и услуги,

· преобладание государственной собственности.

Максимальный балл – 3.

С7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаясь к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице.

Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.

Ответ:

· Россияне постепенно приспосабливаются к современным условиям, хотя это нелегко.

Обоснования:

· только 12% никак не смогли приспособиться к нынешней жизни (за три года их число немного сократилось),

· немного (на 3%) увеличилось число тех, кому удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего,

· доля тех, кто свыкся, что пришлось жить, ограничивая себя в большом и малом, сократилась на 6%.

Максимальный балл – 3.

С7. Нередко можно услышать мнение, что для повышения эффективности рыночной экономики необходимо минимизировать влияние государства на экономику. Сформулируйте собственное мнение по данному

С7. Нередко можно услышать мнение, что профицит бюджета, существующий в России, является злом, тормозящим экономический рост в стране. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

С7. Нередко можно услышать мнение, что дефицит бюджета является стимулом к экономическому росту. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

С7. Существует мнение, что рынок обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

С7. Существует мнение, что информация является самым надежным, прибыльным фактором производства и несет обществу одни блага. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.