Государство речь посполитая образовалась в результате объединения. Образование Речи Посполитой. Люблинская уния, её результаты. Интервенция в Россию, война со Швецией

Вопрос об унии был злободневным для Польши на протяжении более полутора столетий. Польские магнаты поднимали вопрос об унии на четырех сеймах. Шляхту привлекали земли Великого княжества, чины и богатства. Идея унии находила поддержку со стороны белорусской шляхты, надеявшейся получить «золотую польскую вольность». В 1562 г. белорусская шляхта создала в лагере под Витебском конфедерацию и обратилась с просьбой к Великому князю заключить унию с Польшей. Польская католическая церковь видела в унии средство расширения своего влияния на восток.

В 1558 г. Иван Грозный начал войну с Ливонией. Великий магистр Ордена Г. Кеттлер обратился к Великому князю Литовскому и королю Польскому Сигизмунду II Августу (1548 – 1572 гг.) с просьбой о помощи. В результате Орден был поделен на две части: Курляндское герцогство и литовско-польскую провинцию Инфлянты. Курляндский герцог признал себя вассалом Великого князя Литовского. В связи с этим царь начал войну против Великого княжества Литовского. В 1563 г. взял Полоцк и стал именоваться «Великим князем Полоцким». Он занял северо-восточную Беларусь, ему открылся путь на столицу княжества. Государство оказалось на грани политического краха и военной катастрофы, под угрозу было поставлено само его существование.

В январе 1569 г. в Люблине открылся общий сейм. Продолжался он шесть драматических месяцев. Каждая сторона ставила свои условия, которые не принимались другой. Увидев угрозу насильственного заключения унии на неприемлемых условиях, послы Великого княжества Литовского покинули город. Тогда польская сторона продемонстрировала силу. Сигизмунд Август II издал указ о присоединении к Польскому королевству Подляшья, Волыни, Подолии и Киевщины, в результате чего почти половина территории Великого княжества Литовского отошла к Польше. Оказать сопротивление Польше княжество не могло. В этих условиях была сделана попытка начать переговоры с Иваном IV о мире, но она была безрезультатной. В этих условиях делегация Великого княжества Литовского вынуждена была вернуться в Люблин и 1 июля 1569 г. подписать акт унии в той форме, которую предлагала Польша.

В соответствии с этим актом Польское Королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство – Речь Посполитую. Отдельное избрание Великого князя Литовского прекращалось. Первым королём стал Стефан Баторий. Права поляков в княжестве и жителей княжества в Польше уравнивались. Для обсуждения общегосударственных дел предусматривались общие сеймы. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохранило свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. – государственные языки. В княжестве таковым был белорусский.

Причины образования:1.внешнеполитическое положение ВКЛ.

2. Стремление шляхты ВКЛ к приобретению шляхетских вольностей

3. Желание польской шляхты подчинить ВКЛ

4. Распространение католической веры на восток.

Условия: 1. Единые монарх и сейм

2. Общая внешняя политика

3. Общие условия приобретения земли польскими феодалами в ВКЛ, феодалами ВКЛ в Польше.

4. Сохранение в ВКЛ своих административного аппарата, законодательства, суда, войска, титула, печати, языка.

Итогами Люблинской унии осталась недовольная большая часть магнатов ВКЛ, которой пришлось делить политическую власть с магнатами Польши. Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей Наряду с политическими ограничениями белорусская шляхта почувствовала и экономические ограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединены к Польше. Польская же шляхта стала активно пользоваться правом приобретения имений в княжестве. Все это явилось основой сепаратистских и даже антипольских настроений в Беларуси в 70 – 90 гг. XVI в. принятие в 1588 г. своего свода законов – Статута – по существу сводило на нет некоторые положения Люблинской унии. Например, было записано, что занимать государственные псты и получать земли в ВКЛ могут только граждане ВКЛ.

Вывод Люблинская уния положила начало полонизации, многие магнаты переходили в католицизм, Таким образом, многие условия люблинской унии не были соблюдены, а её итогами была недовольная большая часть магнатов ВКЛ. Однако нарастали антипольские настроения, которые приобрели практический характер в Статуте 1588г. А с 1673г. Каждый третий сой проходил в Гродно, в православных церквях были разрешены службы на старославянском языке.18. Религиозные процессы на белорусских землях в XV – начале XVII в.

Создание Речи Посполитой

В 1569 году между двумя державами - Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским, с одной стороны, и Польским королевством, с другой, был заключен принципиально иной союз, чем неоднократно заключавшиеся до этого унии. Возникло федеративное государство Речь Посполитая, которое на первом этапе своего существования было одним из могущественных в Европе. Для того, чтобы пойти на столь тесное объединение, граничившее с потерей самостоятельности, у руководящих верхов Великого княжества Литовского было несколько причин.

Для Польши вопрос об унии был злободневным на протяжении более 150 лет до Люблинской унии. Польские магнаты его постоянно инициировали с целью усиления военной и дипломатической мощи Польши и укрепления своего положения за счет получения земель и должностей в Литве, Беларуси и Украине. Помимо этого, польская католическая церковь видела в унии средство расширения своего влияния на восток, укрепления позиций с борьбе не только с православием, но и с протестантизмом, который в это время получил значительное распространение. В середине XVI века определенная часть литовской и белорусско-украинской шляхты оказалась подверженной полонизации, что также давало польской стороне надежду на успех.

Однако полностью политические условия унии созрели только тогда, когда в результате Ливонской войны (1558–1583) Великое княжество Литовское было поставлено в критическое положение. В середине XVI века вопрос об унии стал подниматься польской стороной довольно часто. В 1551 году польские послы появились на сейме в Вильно и, предъявив свои требования на Волынь, Подляшье, Киевщину и Северщину, предложили унию. Им было отказано. Рада напомнила великому князю о данной им клятве сохранять целостность княжества в его границах.

В 1553 году на сейме в Кракове вопрос об унии также оказался злободневным. На позиции руководства Великого княжества Литовского сказался тот факт, что внутриполитическое положение государства с конца 50-х годов оказалось неустойчивым. Среди шляхты набирали силу пропольские настроения. Определенная часть древних княжеских родов стремилась использовать фактор влияния Московского государства. Третья партия была прозападной, в частности, пронемецкой, ориентации.

В середине XVI между Великим княжеством Литовским Московским государством возник конфликт за право обладания прибалтийскими землями, в частности, Ливонией. Москва стремилась добиться выхода к Балтийскому морю, но на этому пути стоял Ливонский орден, который в 1557 году попал под влияние Короны Польской и Великого княжества Литовского. Между ними был заключен договор о союзе, который противоречил условиям перемирия, заключенного между Ливонией и Россией в 1554 году, что дало повод русскому царю Ивану IV начать войну с Ливонией. В 1558 году русские войска вступили вступили в Ливонию, взяли Нарву и другие города.

Магистр ордена, приехал в Вильно, где проходил сейм Великого княжества Литовского, и обратился к великому князю литовскому и королю польскому с просьбой о помощи. В конце августа 1559 года в Вильно был подписан договор о переходе ордена под протекторат Великого княжества. Курляндский герцог признал себя вассалом великого князя литовского. В ответ на это Иван IV начал войну против Великого княжества и направил свои войска к его границам. В 1562 году русские войска взяли Витебск, Оршу, Дубровны и Шклов. Зимой 1563 года была взята самая мощная крепость - Полоцк. Иван IV стал именоваться «великим князем полоцким» и заявил, что должен вернуть все Мономахово наследие, в том числе Волынь, Подолию и Вильно.

Великое княжество Литовское оказалось в трудном внешнеполитическом положении. Ухудшилось и экономическое положение, так как очень тяжелым бременем для населения княжества были длительные войны и связанные этим постоянно растущие налоги. Еще одной причиной ухудшения внешнеполитического положения Великого княжества были постоянные набеги Крымских татар. За 69 лет (1500–1569) они 45 раз вторгались в пределы Великого княжества, опустошая его земли. Утомленная постоянными войнами, шляхта составила конфедерацию и обратилась с просьбой к великому князю заключить унию с Польшей и назначить ради этого общий польско-литовский сейм.

В 1563 году для переговоров об унии на Варшавский сейм прибыла делегация Великого княжества во главе с виленским воеводой Николаем Радзивиллом. Поданный проект унии поляков не удовлетворил. Официальные переговоры об унии начались в 1566 году. Поляки заседали в Люблине, а представители Великого княжества - в Бресте. Общий сейм открылся в Люблине в январе 1569 года. После того, как послы Великого княжества увидели угрозу насильственного заключения унии на неприемлимых условиях, они в марте 1569 покинули Люблин. Вслед последовали указы Сигизмунда Августа о присоединении к Польскому королевству Волыни, Подляшья, Подолии и Киевщины, в результате чего почти половина территории Великого княжества отошла к Польше. В Великом княжестве остались в основном только литовские и белорусские земли.

На части этих земель московское войско строило крепости. В этих условиях была сделана попытка начать переговоры с Иваном IV о мире. Предполагалось даже вручение ему или его сыну великокняжеской короны. Однако кроме собственного унижения послы Великого княжества ничего не добились. В этой ситуации делегация Великого княжества вынуждена была вернуться на переговоры в Люблин. 1 июля 1569 года акт Люблинской унии был подписан.

В акте Люблинской унии определялось, что оба государства сливаются в единое неделимое целое и обязаны содействовать интересам и выгодам общей державы. В Речи Посполитой предусматривались федеративные отношения Польши и Великого княжества Литовского. Для обсуждения общегосударственных проблем предусматривались общие сеймы, где предполагалось избрание единого государя.

Все законодательные акты Великого княжества, ущемлявшие интересы Польши, отменялись. Полякам разрешалось приобретать имения и владеть ими в Великом княжестве, а жителям княжества - в Польше. Великое княжество сохраняло свое финансовое хозяйство, административный аппарат и войско. Сохранялся титул княжества и его печать, то есть акт унии не прекращал самостоятельного существования Великого княжества Литовского.

В документах и обиходе обе части Речи Посполитой называли Короной и Великим княжеством Литовским. Федеративный характер Речи Посполитой подчеркивался и тем, что общий сейм собирался поочередно в Варшаве и Гродно. Официальная символика - герб и флаг - состояла из двух частей. Рядом размещались белый орел и Погоня.

Из постановления Люблинского сейма об унии Великого Княжества Литовского с Короной Польской - государственном устройстве Речи Посполитой:

Во имя Господне, аминь. Да будет вовеки памятно ниже описанное дело.

Мы, прелаты и паны-рада, духовные и светские, князья, все чины Великого княжества Литовского и земские послы, присутствующие с панами-радой, послами и всеми чинами Королевста Польского на этом Люблинском сейме…

…Статьи эти по краткости времени и при других неотложных государственных нуждах обоих народов не могли быть ранее скреплены общим нашим и чинов Короны договоров. А потому, пользуясь теперь более свободным временем и съехавшись 23 декабря минувшего 1569 года в г. Люблине на этот общий сейм, созванный его королевским величеством с согласия обоих советов, польского и литовского, и до сих пор безостановочно действовавший и продолжавшийся, мы учинили между собой ниже описанные трактаты и условия, которые по милости божьей мирным и единодушным с обеих сторон соглашением и общим договором привели к концу и заключению, ни в чем не нарушая Варшавского рецесса (сеймового постановления) и других привилегий…

2. Так как королевство Польское и Великое княжество Литовское представляют собой уже одно нераздельно и неотделимое тело, а также не отдельную, но одну общую республику, которая соединилась и слилась в один народ из двух государств и народов, то необходимо, что этим двумя народами на вечные времена повелевала одна глава, один общий государь, один общий король, избранный общими голосами Польши и Литвы. Место же избрания его в Польше, а на Королевство Польское он будет затем миропомазан и коронован в Кракове. Согласно привилегии короля Александра, такому избранию не может препятствовать отсутствие которой-либо из сторон, потому что сами по себе обязаны и ex deboto должны быть созываемы для этой цели советы и все чины Короны Польской и Великого княжества Литовского.

3. Существовавшее до сего в Литве отдельное избрание и возведение на княжение великого князя литовского должно быть отменено так, чтобы впоследствии не было никакого знака или подобия, которое бы указывало или намекало на возведение или посвящение великого князя литовского. Но так как остаются титул и должности Великого княжества Литовского, то избранник при избрании и короновании должен быть тотчас же провозглашен королем польским и великим князем литовским, русским, прусским, мазовецким, жомойтским, киевским, волынским, подлясским и лифляндским…

5. Новый король должен во время своего коронования подтвердить присягою и тотчас же конфирмовать одною грамотою и в одинаковых выражениях на вечные времена права, привилегии и вольности все соединенных таким образом подданных обоих народов и государств.

6. Оба народна будут иметь всегда сеймы и советы общие коронные в присутствии своего государя, короля польского, а члены совета и послы (литовские) будут заседать лично между членами совета и послами (польскими) и совещаться об общих нуждах на сеймах и без сеймов в Польше и Литве.

10. По общему Варшавскому договору никакие союзы, трактаты и мирные условия не должны впредь совершаться и заключаться с другими народами и никакие посольства не должны быть посылаемы по важным делам в чужие страны без общего ведома и совета обоих народов. Учиненные же до сего времени мирные договоры или постановления с каким-либо народом, буде окажутся вредными для какой-либо из двух сторон, не должны быть сохраняемы.

11. Монета как в Польше, так и в Литве должна быть с общего совета однообразна и тождественна по весу, пробе, счету, ценности и по нарицательной стоимости, что привести в исполнение обязаны его величество король и его потомки.

13. Все какие бы то ни было статуты и уставы, по какой бы причине они ни были введены или одобрены в Литве против польского народа, относящиеся до приобретения и владения поземельным имуществом, доставшимся поляку в Литве каким бы то ни было способом, хотя бы по жене или за выслугу, или покупкою, дарственным порядком, меною или согласно обычному и государственному праву, все эти статуты…никакой силы иметь не должны. Но как поляк в Литве, так и литовец в Польше вольны приобретать честным способом имения и владеть ими на основании права (действующего в той стране), где эти имения находятся…

Стабилизация внешней ситуации и политико-экономическое укрепление Великого княжества Литовского позволяли в некоторых случаях не считаться с отдельными положениями акта Люблинской унии. В частности, проводились отдельные сеймы, а в период так называемого бескоролевья (1574–1576) на сейме в Вильно обсуждался вопрос об избрании короля. В 1580 году на сейме Великого княжества присутствовал король речи Посполитой Стефан Баторий. Все это свидетельствует, что Польша вынуждена были считаться с интересами Великого княжества Литовского. Однако на практике Польша, которая была более сильной в экономическом и политическом отношениях, получила большие возможности осуществлять великодержавную политику в отношении населения Великого княжества.

Усилия Речи Посполитой на территории Беларуси направлялись на насаждение католицизма и дальнейшую полонизацию. Противодействовать этим явлениям законодательно было трудно. Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей. Такая же ситуация была и в сейме. Там из 180 послов только 46 приходилось на Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское. В насаждении католицизма был заинтересован и Ватикан, который давно стремился включить в сферу своего влияния православное население.

Причиной активизации деятельности католической церкви было также возникновение и развитие реформационного движения в Великом княжестве. Во второй половине XVI века быстро распространялись идеи западноевропейского протестантизма и других религиозных течений. Особенно увлекались релизиозными новшествами такие магнаты, как Сапеги, Радзивиллы, Глебовичи, Валовичи и др., которые были противниками унии с Польшей. С помощью протестантской веры они старались сохранить обособленность Великого княжества и ослабить в нем влияние католической Польши. Некоторые слои шляхты и знати Реформация привлекала возможностью подорвать могущество католической церкви, которая ущемляла их права.

Наибольшее распространение в Великом княжестве Литовском получил кальвинизм. В него перешла значительная часть магнатов и шляхты. На территории Беларуси (в Витебске, Бресте, Новогрудке, Ивье, Слуцке и некоторых других городах) действовали десятки реформационных общин, а при них - церкви, школы, приюты, типографии. Реформационное движение содействовало активизации духовной жизни общества, расширению международных контактов, книгопечатанию и т. д. Кальвинизм сначала объединил все слои, принимавшие участие в реформации, но затем из него выделилось арианское и некоторые другие течения, предводители которых требовали социальных преобразований. Кальвинисты магнаты и шляхта были недовольны этими призывами, прекратили поддерживать реформаторов и перешли в католицизм, что предопределило во второй половине XVII века упадок реформационного движения.

Для упрочения католицизма на следующий год после Люблинской унии в Великом княжестве Литовском появились опытные миссионеры ордена иезуитов во главе с главным идеологом контреформации П. Скаргой. Иезуиты взяли в свои руки образование, занялись благотворительной деятельностью, открыли сеть костелов и монастырей, что принесло свои плоды. Католицизм начал вытеснять протестантские общины, процесс окатоличивания приобрел массовый характер, но встретил массовое сопротивление православного населения и православной церкви.

Поняв, что превратить православных в католиков прямым путем не удастся, Ватикан и правящие круги Речи Посполитой выработали план, по которому объединение католической и православной церкви, якобы в целях преодоления раскола между христианскими церквями, происшедшим еще в 1054 году, должно было произойти под руководством Ватикана. Этот план был поддержан иерархами православной церкви. Началась подготовка к объединению - унии. В июне 1590 года православные епископы, руководствуясь материальными расчетами, подписали грамоту, в которой дали свое согласие на заключение унии. Добившись согласия руководства православной церкви, иезуиты и другие монашеские ордена начали усиленно пропагандировать идеи, в которых обосновывалась необходимость унии.

В эту кампанию включилась и королевская администрация. Всем тем, кто примет унию, король обещал льготы и привилегии. В Великом княжестве Литовском идеи унии были восприняты неоднозначно. Феодалы, добивающиеся новых привилегий и земель, унию поддержали. Те, кто понимал подлинный смысл и цели унии, а также результаты, к которым она приведет, отнеслись к ней с подозрением. Активно выступили против унии православные братства и широкие слои населения. Но верхушка православной церкви в 1591 году в Бресте еще раз дала понять, что унию принять готова.

Осенью 1595 года король Речи Посполитой Сигизмунд III издал универсал, согласно которому православная церковь в Речи Посполитой объявлялась объединенной с католическим костелом. Для закрепления унии римский папа издал об унии специальную буллу. В октябре 1596 года представителями иерархии католической и православной церквей, несмотря на очень серьезные разногласия между ними, уния была подписана.

Суть унии заключалась в том, что объединенная церковь создавала промежуточную - униатскую церковь, в которой все обряды, праздники и т. д. должны оставаться такими, как в православной, чтобы верующие не встретили для себя ничего непривычного. Единственным добавлением являлось обязательное признание папы римского наместником Бога на земле и уплата церковной десятины в пользу Ватикана. Таким образом, униатская церковь являлась гибридом православной и католической церквей, где форма была православной, а содержание - католическим. Это был своеобразный переход от православия к католицизму, к польскому влиянию. С принятием унии православные церкви стали насильственно превращаться в униатские. Строились и униатские храмы.

Народ, понимая действительные цели унии, не принял ее. Введение унии затянулось на долгие годы. Тех, кто унию не принимал, отлучали от церкви, избивали, сажали в тюрьму и даже карали смертью. Народ протестовал против национально-религиозного угнетения. Началось восстание. После его жестокого подавления, борьба украинского и белорусского народов вылилась в освободительную войну, которое длилось с 1648 по 1654 годы.

Из книги Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории автора Звягин Юрий Юрьевич

а. Наследие Речи Посполитой Появились также каналы, соединяющие Волгу с Доном, Буг с Припятью. Ну, про Волго-Дон рассказывать не нужно, его все знают. А вот о том, что Днепр давным-давно соединён с Вислой (точнее, приток Припяти, река Пина с притоком Буга, рекой Мухавец) и

Из книги Империя. Собирание земель русских автора Голденков Михаил Анатольевич

Разделы Речи Посполитой Еще один хитрый термин - «раздел Речи Посполитой», словно речь идет о разделе праздничного пирога за рождественским столом, словно охотники делят шкуру убитого медведя, который уже не имеет никаких прав даже на собственную шкуру. В России всегда

Из книги Тайны Беларуской Истории. автора Деружинский Вадим Владимирович

«Погоня» при разделе Речи Посполитой. Как известно, захват Россией ВКЛ происходил в три этапа - в 1772, 1793 и 1795 годы.Уже при первом разделе Речи Посполитой царица Екатерина II распорядилась создать Белорусский гусарский полк. "Белорусами" тогда называли тех украинцев,

Из книги Россия и ее «колонии». Как Грузия, Украина, Молдавия, Прибалтика и Средняя Азия вошли в состав России автора Стрижова Ирина Михайловна

Литва в составе Речи Посполитой Воспользовавшись тяжелым положением Литвы во время Ливонской войны, польская шляхта добилась от литовских панов в 1569 г. на сейме в Люблине согласия на новый унитарный договор (Люблинскую унию), по которому Польша и Литва образовали одно

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Украинцы в Речи Посполитой Речь Посполита была самой большой страной в тогдашней Европе, а украинские земли и по территории, и по населению составляли крупнейшую часть этой страны. По статистике того времени (разумеется, весьма приблизительной), население всей Речи

Из книги Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации. автора Орлов Владимир

Второй раздел Речи Посполитой Реакционное магнатство во главе с Северином Ржеусским, Щенсным Потоцким и Ксаверием Браницким развернуло борьбу против Конституции 1791 года и обратилось за военной помощью к России. Составленный в Петербурге акт антиправительственной

Из книги Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины» автора Боровой Саул Яковлевич

В. Организация еврейства в «Речи Посполитой» Организация еврейского населения польских земель в XVII в. получила резкие черты национально-религиозной обособленности, создающие внешнее впечатление почти полной изолированности еврейского мира от окружающей среды. Но при

автора Тарас Анатолий Ефимович

Глава 6. ВКЛ В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ «Нашы гістарычныя традыцыі не маюць нічога супольнага ні з маскоўскім азіяцкім абсалютызмам, ні з польскім анархістычным шляхетствам». (Вацлаў

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

3. Три раздела Речи Посполитой Уже давно, с самого начала XIX века, российские авторы пишут о том, что в Речи Посполитой непрерывно расширялся и углублялся социально-экономический и политический кризис. Мол, в результате этого кризиса основная масса населения ужасно

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Конец Речи Посполитой Короля Августа IV (С. Понятовского) после захвата Суворовым Варшавы по приказу Екатерины II отвезли в Гродно.Здесь он жил в королевском дворце, фактически под домашним арестом.Здесь же узнал о третьем разделе Речи Посполитой и 25 ноября 1795 года

автора

Создание Речи Посполитой В 1569 году между двумя державами – Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским, с одной стороны, и Польским королевством, с другой, был заключен принципиально иной союз, чем неоднократно заключавшиеся до этого унии. Возникло федеративное

Из книги Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв автора Тарас Анатолий Ефимович

Из книги Евреи, Христианство, Россия. От пророков до генсеков автора Кац Александр Семёнович

Из книги История Великого Княжества Литовского автора Ханников Александр Александрович

Разделы и крах Речи Посполитой Ослабленная в политическом и экономическом отношении Речь Посполитая быстро теряла свое международное значение и в конце XVIII века стала добычей своих более сильных соседей - австрийской, прусской и русской монархий. Политическая

Из книги Великое княжество Литовское автора Левицкий Геннадий Михайлович

Реванш Речи Посполитой В 1572 году умирает король Сигизмунд-Август. Он не оставил наследников и потому стал последним правителем из литовской династии Ягеллонов. Начались поиски нового монарха. Они, как правило, были долгими, потому что поляки привыкли устраивать что?то

Из книги Гордиев узел Российской империи. Власть, шляхта и народ на Правобережной Украине (1793-1914) автора Бовуа Даниэль

Последствия разделов Речи Посполитой Аннексия Правобережной Украины, части Белоруссии (остававшейся в составе Речи Посполитой после первого раздела 1772 г.), а также этнической Литвы, т.е. территории в 240 тыс. км2, Российской империей была предусмотрена Петербургской

Девиз
Si Deus Nobiscum quis contra nos (лат.)
(Если с нами Бог, то кто против нас?)

в XVIII веке: Pro Fide, Lege et Rege (лат.)
(За веру, закон и короля)


Речь Посполитая в период наибольшего расширения Столица Краков,
с 1596 фактически Варшава Язык(и) польский (официальный), западнорусский, латинский, немецкий Религия католицизм (государственная),
грекокатолицизм, православие, протестантизм, иудаизм, ислам Денежная единица польский злотый Площадь 1580 - 865 000 км²
1650 - 878 000 км²
1771 - 718 000 км² Население 1580 - 7,5 млн чел.
1650 - 11 млн чел.
1771 - 12,3 млн чел. Форма правления выборная монархия Король польский и великий князь литовский - 1569 - 1572 Сигизмунд II Август (первый) - 1764 - 1795 Станислав II Август Понятовский (последний) Политический режим шляхетская демократия История - 1569 Люблинская уния - 1596 Брестская уния - 1772 Первый раздел - 1793 Второй раздел - 1794-1795 Восстание Костюшко - 1795 Третий раздел

Речь Посполи́тая - федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также на части территории России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. При наличии единого государственного устройства Королевство Польское и Великое княжество Литовское имели каждое свой собственный административный аппарат, казну, войско и законы. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией.

  • 1 Название
  • 2 Государственное устройство
  • 3 История
    • 3.1 Создание
    • 3.2 Политическая история
    • 3.3 Религиозная история
    • 3.4 Разделы Речи Посполитой
    • 3.5 Попытки возрождения союза и их поражение
  • 4 Площадь территории и население
  • 5 Столица
  • 6 Административное деление
    • 6.1 Великопольская провинция
    • 6.2 Малопольская провинция
    • 6.3 Великое княжество Литовское
  • 7 Экономика
    • 7.1 Финансовая система
  • 8 Культура и религия
  • 9 Примечания
  • 10 Литература

Название

Речь Посполитая (от польск. rzecz - вещь и польск. pospolita - общая) - дословный перевод с латинского на польский выражения Res Publica, что на русский язык переводится как «общее дело» или «общая вещь». Официальное название государства - Королевство Польское и Великое княжество Литовское (польск. Królestwo Polskie i Wielkie Księstwo Litewskie). Местными жителями государство обычно называлось просто Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolita; зап.-русск. Рѣч Посполита), иностранцами - Польша. Собственно Королевство Польское местные жители называли Короной, а Великое княжество Литовское - Литвой и иногда Великим княжеством.

С XVII века в дипломатической переписке использовалось название Светлейшая Речь Посполитая Польская (польск. Najjaśniejsza Rzeczpospolita Polska; лат. Serenissima Res Publica Poloniae).

Ныне широко употребляется название Речь Посполитая Обоих Народов (польск. Rzeczpospolita Obojga Narodów), не являющееся аутентичным, было придумано польским писателем Павлом Ясеницей и получило известность после выхода в свет в 1967 году одноимённой исторической трилогии.

Государственное устройство

герб Речи Посполитой в 1617

Речь Посполитая считалась общим государством «обоих народов» - польского и литовского, под которыми понималась совокупность представителей шляхетского сословия Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Верховная власть, сильно ограниченная со стороны шляхты, принадлежала пожизненно избираемому монарху, носившему единый титул короля польского и великого князя литовского, русского и жемайтского. Законодательная, а также частично судебная власть находилась в руках Сейма, состоявшего из двух палат: Сената и Посольской избы. состав Сената входили высшие государственные сановники и католическое духовенство, Посольская изба состояла из депутатов, называемых послами. Выборы депутатов происходили на поветовых сеймиках, представлявших собой специально созываемые перед началом работы Сейма собрания местной шляхты. Каждый повет отправлял на сейм двух делегатов (называемых "послами"), которым вручались составленные на сеймике инструкции, отражающие позицию шляхты повета по обсуждаемым на Сейме вопросам.

Будучи парламентским институтом, сеймики также исполняли функцию органов местного самоуправления, представлявшими собой основную форму реализации политических интересов шляхты, постоянно добивавшейся расширения их полномочий. С формальной и идеологической точки зрения все представители шляхты были равны, хотя на практике решающую роль в управлении государством играла немногочисленная группа крупнейших землевладельцев - магнатов. Особенно сильно влияние магнатерии было в Великом княжестве Литовском, однако с течением времени подобная ситуация сложилась и в Королевстве Польском. Постепенно мелкая и даже средняя шляхта оказалась зависима от магнатов, так как без их поддержки не могла добиться назначения на должности и улучшения своего экономического положения. По мере расширения влияния магнатов сеймиковая политическая культура приходила в упадок, виной чему была слабость государственного аппарата и особенно отсутствие влияния центральной власти на регионы.

Избрание монарха происходило на проводившемся в окрестностях Варшавы элекционном сейме, принять участие в котором могли все шляхтичи. Право быть избранным также имел каждый шляхтич, при этом в большинстве случаев кандидатами на престол становились представители иностранных династий. Избираемый пожизненно монарх не имел права передачи трона по наследству, издания противоречащих законам декретов (привилеев), а также ареста шляхтича без суда. Дополнительные ограничения на королевскую власть накладывали так называемые генриковы артикулы, принимаемые монархом перед вступлением на престол. Политические и финансовые обязанности монарха определялись ещё одним обязательным соглашением, известным как Pacta conventa. Подписанием этого договора король и великий князь отказывался от передачи трона по наследству, обязывался править в согласии с королевским советом из 18 сенаторов, не реже раза в два года созывать Сейм, без разрешения которого не объявлять войны и мира и не вводить новые налоги. На территории Великого княжества Литовского условия правления великого князя определялись также положениями Статута Великого княжества Литовского.

История

Создание

Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов - личной (персональной) унии Королевства Польского и Великого княжества Литовского, существовавшей с 1385 года (с перерывами). 1569 между Польшей и Великим княжеством Литовским была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно - с избираемым общим монархом (с двойным титулом короля польского и великого князя литовского), общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну (включая денежную эмиссию), войско, суды, оставалась и граница между государствами с взиманием таможенных сборов. Великое княжество Литовское утратило при этом значительные территории на юге, Волынь, Подолье, Киевщину.

Великий хорунжий коронный Станислав Собеский на свадебном шествии короля Сигизмунда III в Польше и Швеции, рисунок ок. 1605

Политическая история

Для Речи Посполитой было характерно уникальное государственное устройство. Первое столетие её существования польские историографы называют «Золотым веком», каким он был для нобилитированного меньшинства страны - (шляхты), а также для многих горожан, пользовавшихся выгодами самоуправления по Магдебургскому праву. Однако в дальнейшем в политической жизни страны всё более нарастала анархия, а катастрофические демографические потери в ходе войн второй половины XVII - начала XVIII веков предопределили экономический упадок. последние годы существования страны были проведены масштабные реформы как в экономической, так и в политической сферах, с помощью которых планировалось обеспечить Речи Посполитой устойчивое развитие, однако в этот момент объединённые силы трёх соседних держав уничтожили и разделили между собой это государство.

В момент своего образования Речь Посполитая находилась в состоянии войны с Россией. Благодаря военной реформе, проведённой королём Стефаном Баторием, и его полководческим талантам, Речь Посполитая переломила прежде неудачный ход войны в свою пользу и завершила её умеренно выгодным Ям-Запольским миром. Разногласия по поводу выборов нового короля после смерти Стефана привели к вторжению армии Австрийской империи, которая была разбита, а возглавлявший её эрцгерцог Максимилиан взят в плен. Восстания Косинского и Наливайко в конце XVI в., несмотря на их поражение, ознаменовали становление украинского казачества как важной политической силы.

В начале XVII века внешняя политика страны становится более экспансионистской; король Сигизмунд III ведёт войны с Россией, Швецией, Османской империей. Также шляхта, иногда с позволения короля, а иногда вопреки его воле, принимала участие в Молдавских войнах магнатов с целью установления контроля над Молдавией. то же время некоторые польские подразделения приняли участие в Тридцатилетней войне на территории Священной Римской империи. Благодаря мастерству полководцев, таких как Ян Ходкевич, Речь Посполитая одержала немало побед, тем не менее эти войны не привели к кардинальному изменению геополитической ситуации в её пользу.

Речь Посполитая в 1635

Середина XVII века оказалась для Речи Посполитой катастрофической: восстание Богдана Хмельницкого, Русско-польская война (1654-1667) и война со Швецией поставили государство на грань гибели. Тем не менее король Ян II Казимир сумел удержать страну от распада и поглощения соседями. Следующий период роста политического могущества Речи Посполитой связывается с правлением Яна III Собеского; наиболее известна его победа в битве под стенами Вены, положившая конец экспансии Османской империи в Европе.

Участие в Северной войне на стороне России привело к превращению территории Речи Посполитой в арену боевых действий, вызвало разорение населения и экономическое ослабление страны. Принцип Liberum veto, мешая проведению любых реформ, приводил также и к отставанию в организации вооруженных сил по сравнению с соседними странами, что поставило дальнейшее существование Речи Посполитой под угрозу. Возрастающее вмешательство иностранных держав в её внутренние дела не встречало достойного сопротивления большую часть XVIII века, и лишь в правление последнего короля Станислава Августа были проведены масштабные реформы, кардинально изменившие государственный строй Речи Посполитой и увенчавшиеся принятием Конституции 3 мая 1791 года - второй (после конституции США) в мире и первой в Европе конституции современного типа. Реформы принесли свои плоды; благодаря участию в них видных экономистов того времени, таких как Антоний Тизенгауз, наблюдался экономический подъём. Однако Россия в ходе Русско-польской войны (1792), опираясь на Тарговицкую конфедерацию, уничтожила результаты реформ. Последней попыткой спасти Речь Посполитую было Восстание Костюшко, которое было подавлено интервентами, и в результате Третьего раздела в 1795 году Речь Посполитая прекратила своё существование.

Религиозная история

На территории Речи Посполитой в момент её образования проживали граждане самых различных вероисповедований: католики (в основном на западе и северо-западе), православные (в основном на востоке и юго-востоке), протестанты различных направлений (по всей территории, преимущественно среди высших сословий), иудаисты (среди еврейского меньшинства), мусульмане (среди татарского меньшинства) и др. Один из видных государственных деятелей того времени, Каспар Бекеш, считается атеистом. первые годы существования государства в нём господствовала веротерпимость: равноправие католиков и православных гарантировалось Привилеем 7 июня 1563 года, а в 1573 году Варшавская конфедерация провозгласила свободу вероисповедания, закрепив за Речью Посполитой статус самой толерантной страны в Европе того времени.

Однако в правление Сигизмунда III религиозная обстановка в стране изменилась; среди многих причин этого называют победу Контрреформации в Европе; взгляды ряда влиятельных иерархов католической и православной церквей, включая Петра Скаргу и Ипатия Поцея, по различным религиозным вопросам, таким, например, как вопрос о единстве веры и полезности этого для страны и общества; ослабление православной церкви в XVI веке в ходе Реформации и Ливонской войны (разорение Полоцка и взятие в плен российскими войсками православного архиепископа Арсения) и др. 1596 году на церковном соборе была принята Брестская уния, приведшая к возникновению униатской церкви. Первым следствием этого события явился резкий рост религиозной конфронтации, доходящей до восстаний и убийств (таких, например, как восстания, связанные с деятельностью архиепископа Иосафата, и его убийство). Уния также вызвала рост самоорганизации общества в форме братств и бурное распространение полемической литературы. Сейм 1633 года, приведший к власти Владислава IV, при полном согласии этого монарха сделал ряд шагов в сторону возвращения веротерпимости, приняв законы, обеспечивавшие права протестантов, православных и униатов. К 1647 году в Речи Посполитой насчитывалось около 4 тысяч униатских и более 13,5 тысяч православных приходов.

К середине XVII века уровень религиозных свобод в Речи Посполитой стал уступать уровню передовых европейских стран. К этому времени большинство протестантских общин прекратили своё существование, оставаясь заметным религиозным меньшинством только на немногих приграничных территориях. Часть протестантов эмигрировала в Западную Европу. Сделавшись господствующей религиозной организацией, католическая церковь стала преследовать атеизм; одного из приверженцев этого учения - Казимира Лыщинского - казнили в 1689 году. С другой стороны, в Речь Посполитую переселялись верующие из стран, где уровень религиозных свобод стоял ещё ниже; таковыми были, например, преследуемые в России староверы. Подчинение Киевской православной митрополии Московскому патриархату в 1688 году означало потерю самостоятельности православной церкви в Речи Посполитой; число её прихожан продолжало уменьшаться. Ко времени разделов Речи Посполитой православные стали небольшим религиозным меньшинством, в то время как униатская церковь вышла на второе место в стране после католичества, насчитывая 8 епархий с 9300 приходами, 172 монастырями, 10 300 священниками и 4,5 миллионами прихожан (36 % населения Речи Посполитой).

В XVIII веке религиозный вопрос широко использовался соседями Речи Посполитой для вмешательства в её внутренние дела.

Разделы Речи Посполитой

Основная статья: Разделы Речи Посполитой

Первый раздел Речи Посполитой 25 июля 1772 года Российской империей, Прусским королевством и Австрией в Санкт-Петербурге была подписана конвенция, согласно которой Восточная Белоруссия и часть Инфлянтов отходили к Российской империи; Вармия, воеводства Поморское, Мальборкское, Хелминьское, большая часть Иновроцлавского, Гнезненского и Познанского воеводств отходили к Пруссии; а княжества Освенцимское и Заторское, южная часть Краковского и Сандомирского воеводств, воеводства Русское и Белзское отходили к Австрии.

Второй раздел Речи Посполитой 12 января 1793, Гродно. 20 лет после первого раздела, Польша собиралась с силами, была проведена правительственная реформа, была принята вторая (после конституции США) в мире и первая в Европе конституция современного типа, наблюдался экономический подъём. Этим оказались довольны не все, снова конфедерация, снова против короля, но теперь за вмешательство России с призывом русских войск. К России отходит значительная часть Западной Белоруссии и Украины, а к Пруссии - Гданьск и Торунь, почти вся Польша, часть Мазовии и Краковского воеводства.

Третий раздел Речи Посполитой 24 октября 1795 года была подписана третья конвенция, по которой к России отошли земли восточнее рек Буг и Неман; к Пруссии отошла большая часть Мазовецкого воеводства с Варшавой, часть Трокского, Подляшского и Равского воеводств; к Австрии - воеводства Краковское, Сандомирское, Люблинское, часть Мазовецкого, Подляшского, Холмского и Брест-Литовского воеводств.

Итоги трёх разделов итоге трёх разделов Речи Посполитой к России отошли литовские, западнорусские (современные белорусские и украинские земли) (кроме части Украины, отошедшей к Австрии). Коренные польские земли поделили между собой Пруссия и Австрия. 15 января 1797 года подписана последняя конвенция, утвердившая раздел Речи Посполитой, упразднившая польское гражданство и полностью ликвидировавшая остатки польской государственности. К этой конвенции был приложен акт 1795 года отречения от престола польского короля Станислава Августа.

Попытки возрождения союза и их поражение

Попыткой возродить Речь Посполитую можно назвать создание Наполеоном Варшавского герцогства в 1807 году. Аналогичные попытки предпринимались во время Январского восстания (1863-1864) и в 1920-е, когда Юзеф Пилсудский выдвинул идею создания «Междуморья» - конфедерации Польши, Литвы, Белоруссии и Украины. Современная Польша называет себя наследницей Речи Посполитой. литовской историографии отношение к польско-литовскому союзу, несмотря на его формально «добровольный» и «обоюдный» характер, было и остаётся с некоторыми оговорками в целом отрицательным из-за интенсивной полонизации литовцев и белорусов в этот период, а также из-за попыток Польши завладеть Вильно в начале XX века, пользуясь историческими прецедентами.

Площадь территории и население

Карта Речи Посполитой после Деулинского перемирия, совмещённая с картой границ современных государств
Обозначения: Королевство Польское («Корона») Герцогство Пруссия, вассал Короны Великое княжество Литовское («Литва») Герцогство Курляндия и Семигалия, вассал Литвы, а с 1569 года - Речи Посполитой Задвинское герцогство, кондоминиум Литвы и Короны
Год Население, млн. чел. Площадь, тыс. км² Плотность, чел. на км²
1580 7,5 865 9
1650 11 878 12
1771 12,3 718 17
Источник: Cezary Kuklo. Demografia Rzeczypospolitej Przedrozbiorowej. - Warsawa: Wydawnictwo DiG, 2009. - P. 211. - 518 p.

На протяжении двух веков Речь Посполитая была одним из крупнейших государств Европы. После подписания в 1618 году Деулинского перемирия её территория достигла максимальной площади в 990 тыс. км² и оставалась таковой вплоть до перехода основной части Ливонии к Швеции по Митавскому перемирию в 1622 году.

Численность населения примерно с 7 миллионов в 1569 году достигла 12,3 миллионов человек в 1771 году. До Люблинской унии Королевство Польское было заселено гораздо плотнее Великого княжества Литовского, где при примерно троекратном преимуществе в площади территории плотность населения была в 3-4 раза ниже. Значительная часть земель Великого княжества была практически безлюдна (см. Дикое Поле). Подобная ситуация сохранялась и позднее. Наиболее значительно население государства сокращалось в годы военных лихолетий и массовых эпидемий второй половины XVII - начала XVIII веков.

Столица

Официальной столицей Речи Посполитой был Краков. 1596 замок Вавель подвергся пожару, поэтому король Сигизмунд III временно перенёс резиденцию в Варшаву.С тех пор Варшава остаётся фактической столицей, хотя столичное положение города не фиксируется ни в одном документе, а польские короли и великие князья литовские продолжают короноваться в Кракове. Варшава была провозглашена официальной столицей только по итогам принятия Майской конституции 1791 года.

Административное деление

Административно-территориальное деление Речи Посполитой в 1619 году Административно-территориальное деление Речи Посполитой в 1619 году (при нажатии на область осуществляется переход на соответствующую статью) Провинции Речи Посполитой в 1629 году

Речь Посполитая состояла из трёх провинций. Великое княжество Литовское составляло отдельную провинцию, а Королевство Польское делилось на Великопольскую и Малопольскую провинции. Провинции делились на воеводства, а те в свою очередь на поветы (уезды).

Великопольская провинция

Воеводство Воеводский город Образование Число поветов Территория (км²)
Брест-Куявское воеводство Брест-Куявский XIV век 5 3 000
Гнезненское воеводство Гнезно 1768 3 7 500
Иновроцлавское воеводство Иновроцлав XIV век 5 2 900
Калишское воеводство Калиш 1314 6 15 000
Ленчицкое воеводство Ленчица 1772 3 4 000
Мальборкское воеводство Мальборк 1466 4 2 000
Мазовецкое воеводство Варшава 1526 23 23 000
Плоцкое воеводство Плоцк 1495 8 3 500
Познанское воеводство Познань XIV век 4 15 500
Поморское воеводство Скаршевы 1454 8 12 907
Равское воеводство Рава 1462 6 6 000
Серадзское воеводство Серадз 1339 4 10 000
Хелмненское воеводство Хелмно 1466 2 4 654

Малопольская провинция

Воеводство Воеводский город Образование Число поветов Территория (км²)
Белзское воеводство Белз 1462 4 9 000
Брацлавское воеводство Брацлав 1569 2 31 500
Волынское воеводство Луцк 1569 3 38 000
Киевское воеводство Киев 1471 3 200 000
Краковское воеводство Краков XIV век 4 17 500
Люблинское воеводство Люблин 1474 3 10 000
Подляское воеводство Дрогичин 1513 3
Подольское воеводство Каменец-Подольский 1434 3 17 750
Русское воеводство Львов 1434 13 83 000
Сандомирское воеводство Сандомир XIV век 6 24 000
Черниговское воеводство Чернигов 1635 2

Великое княжество Литовское

Воеводство Воеводский город Образование Число поветов Территория (км²)
Берестейское воеводство Берестье 1566 2 40 600
Виленское воеводство Вильна 1413 5 44 200
Витебское воеводство Витебск 1511 2 24 600
Жмудское староство Россиены 1411 1 23 300
Минское воеводство Минск 1566 3 55 500
Мстиславское воеводство Мстиславль 1566 1 22 600
Новогрудское воеводство Новогрудок 1507 3 33 200
Полоцкое воеводство Полоцк 1504 1 21 800
Трокское воеводство Троки 1413 4 31 100

Особое положение было закреплено за Задвинским герцогством (Ливонским княжеством), провинцией Великого княжества Литовского с ноября 1561 года. После подписания Люблинской унии герцогство стало совместным владением (кондоминиумом) Польской Короны и Княжества Литовского. 1582 году герцогство было поделено на три части, преобразованные в 1598 году в Венденское, Дерптское и Перновское воеводства. результате войны со Швецией 1600-1627 годов основная часть герцогства отошла последней, а оставшаяся часть Венденского воеводства была преобразована в Инфлянтское воеводство (формально создано в 1667 году).

Кроме перечисленного в состав Королевства Польского входили обладавшие особым статусом автономные Княжество Севежское и Княжество-епископство Варминское. Также в состав Короны входило несколько анклавов в Спише.

Экономика

Финансовая система

Как и везде в Европе того времени, в основу финансов Речи Посполитой были положены монеты, чья ценность обеспечивалась содержанием в них драгоценных металлов. Однако обе части страны, Польша и Литва, несмотря на объединение, сохранили свои монетные системы. Основой денежной системы в Королевстве Польском был польский грош, или осьмак. Один грош делился на 8 денариев, а 30 польских грошей составляли злотый. Основой денежной системы Великого Княжества Литовского был литовский грош, причём 8 литовских грошей были равны 10 польским. Один литовский грош делился на 10 пенязей, а 60 грошей составляли копу. Копа и злотый были счётными денежными единицами, остальные выпускались в виде реальных серебряных и биллонных монет. Реже использовались другие счётные единицы, такие как вярдунок, рубль и гривна. разные годы чеканились монеты достоинством в 1/2, 1, 2, 3 пенязя, 1/2, 1, полтора, 2, 3, 4, 6, 8 польских и литовских грошей. Кроме того, в Речи Посполитой выпускалась крупная серебряная монета – талер и крупная золотая – дукат, а также дробные и кратные им единицы, такие как 1/2, 1/4, 1/6 талера; 1/2 дуката, 2 дуката. Поскольку талер чеканился из серебра высокой пробы, а содержание серебра в гроше постепенно понижалось в связи с инфляцией, его курс не был постоянным, изменившись за время существования Речи Посполитой от 30 до 240 польских грошей за 1 талер. Стоимость дуката составляла от 1,5 до 2,5 талеров. К середине XVII века пенязи-денарии вышли из употребления, им на смену пришла мелкая медная монета – солид, или шэляг (нынче обычно называемый боратинкой), курс которого составлял 1/3 польского гроша, иногда падая до 1/5 гроша. Реформой 1766 г. устаревшие монеты XVII-XVIII веков были изъяты из обращения, содержание серебра в монетах было повышено, а низшие грошовые номиналы становятся медными.

Подобно большинству стран Европы тех времён, в Речи Посполитой выплаты могли осуществляться монетами любых государств в соответствии с содержанием в них драгоценных металлов, причём в целях упрощения и единообразия расчётов суммы обычно пересчитывались в национальные денежные единицы. связи с этим рынки Речи Посполитой свободно принимали талеры и дукаты других стран Европы, равные по номиналу и стоимости отечественным. Также на рынках обращалось значительное количество мелких серебряных монет соседней Пруссии и других германских княжеств, Ливонского ордена (во 2-й пол. XVI в.), Швеции (с 1621 г.) и других государств.

Культура и религия

См. также: Барокко в Речи Посполитой

Немалую роль в жизни Речи Посполитой, особенно в её образовательной системе, играл орден иезуитов. Вступавшие в орден поляки работали как в пределах Речи Посполитой, так и по всему миру. Среди наиболее знаменитых польских иезуитов XVII века - Андрей Боболя, замученный казаками в Полесье в 1657 году, и Михал Бойм, умерший в 1659 году в джунглях на вьетнамско-китайской границе, пытаясь найти последнего южноминского императора и доставить ему ответ папы римского на просьбу о помощи от первой (и последней) китайской императрицы-католички.

Примечания

  1. Голенченко Г. «Шляхетская демократия» в Великом княжестве Литовском XVI–XVIІІ вв // Беларусь и Россия: общество и государство. - Мн. - В. 2.
  2. Хархордин О. В. Была ли res publica вещью? // Неприкосновенный запас. - 2007. - № 5 (55).
  3. См., например, текст договора Яна III Собеского с Фридрихом Августом (1677) (лат.) или текст союзного договора Речи Посполитой с Прусским королевством (1790) (польск.).
  4. 1 2 Грыцкевіч А. Дзяржаны і палітычны лад // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. - Мн.: Беларуская Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2005. - Т. 1: Абаленскі - Кадэнцыя. - С. 43-44. - 684 с. - ISBN 985-11-0314-4.
  5. Радаман А. Соймік // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. - Мн.: Беларуская Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 617. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0.
  6. 1 2 James Madison The Federalist Papers Penguin Classics 1987 ISBN 0-14-044495-5
  7. 1 2 Albert Blaustein. Constitutions of the World. Fred B. Rothman & Company 1993 ISBN 0-8377-0362-X
  8. 1 2 Bill Moyers. Moyers on Democracy 2009 Random House Digital, Inc. ISBN 978-0-307-38773-8 page=68
  9. Нарысы гісторыі Беларусі, т. 1. - Мн.: Беларусь, 1994. - т. 1, С. 177. - 528 с.
  10. Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. - Мн.: Беларуская Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2005. - Т. 1: Абаленскі - Кадэнцыя. - С. 114-116. - 684 с. - ISBN 985-11-0314-4
  11. Вольные люди из московских владений. Когда была основана Ветка? | Ветка | Ветковский район | Погода в Ветке | Город Ветка фото | Сайт города Ветка и Ветковского района Гомельс…
  12. Ветковская школа иконописи, ветковская резьба… Чем ещё знаменит город Ветка в Гомельской области?
  13. Kuklo C. Demografia Rzeczypospolitej Przedrozbiorowej - Warsawa: Wydawnictwo DiG, 2009. - 518 p. - P. 211. (польск.)
  14. 1 2 3 Cezary Kuklo. Demografia Rzeczypospolitej Przedrozbiorowej. - Warsawa: Wydawnictwo DiG, 2009. - P. 211. - 518 p. - ISBN 978-83-7181-590-4.
  15. Administration // Encyclopedia Lituanica / Simas Sužiedėlis, Juozas Kapočius. - Boston, Massachusetts, 1970-1978. - Т. I. - P. 17–21.
  16. Stasys Vaitiekūnas. Lietuvos gyventojai: Per du tūkstantmečius. - Vilnius: Mokslo ir enciklopedijų leidybos institutas, 2006. - P. 53. - ISBN 5-420-01585-4.
  17. В.Н.Рябцевич «Нумизматика Беларуси» - Мн.: Полымя, 1995.
  18. Venturing into Magnum Cathay. Seventeenth-century Polish Jesuits in China: Michał Boym S.J. (1612-1659), Jan Mikołaj Smogulecki S.J. (1610-1656) and Andrzej Rudomina S.J. (1596-1633) (A report by Barbara Hoster and Dirk Kuhlmann on a conference held in Kraków, Poland, 26-30 September 2009). China Heritage Newsletter, No. 20, December 2009.
  19. Mungello David E. Curious Land: Jesuit Accommodation and the Origins of Sinology. - University of Hawaii Press. - P. 139. - ISBN 0824812190.

Литература

  • Польша, история // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Трачевский А. С. Польское бескоролевье по прекращении династии Ягеллонов. - М.: Тип. Грачева и комп., 1869. - 664 с.
  • Артамонов В. А. Россия и Речь Посполитая после Полтавской победы (1709-1714) / Отв. ред. д-р ист. наук Г. А. Некрасов; Рецензенты: д-р ист. наук Б. Н. Флоря, д-р ист. наук Н. Ф. Демидова; Академия наук СССР. Институт истории СССР. - М.: Наука, 1990. - 208 с. - 3000 экз. - ISBN 5-02-009456-0. (в пер.)

речь посполитая, речь посполитая 1658, речь посполитая в польше что это то, речь посполитая википедия, речь посполитая карта, речь посполитая каталог монет сигизмунд, речь посполитая каталог монет сигизмунд pdf, речь посполитая после 2раздела карта, речь посполитая флаг

Речь Посполитая Информацию О

Главной причиной Люблинской унии стало тяжелое внешнеполитическое положение Великого Княжества Литовского в Ливонской войне. Польское королевство соглашалось оказать военную помощь только при условии подписания государственной унии.

Идею объединения с Польшей поддержала многочисленная шляхта ВКЛ. Она стремилась иметь равные политические права с магнатами, принимать активное участие в управлении страной. В отличие от Польского королевства, где шляхта имела шляхетские вольности, политику Великого Княжества Литовского определяли представители магнатских родов. Например, в 1530-е гг. страной управляли три человека: виленский воевода Альбрехт Гаштольд, виленский каштелян Юрий Радзивилл, жемайтский староста Ян Радзивилл. Магнаты контролировали деятельность панов-рады ВКЛ, вальных сеймов и даже влияли на постановления поветовых шляхетских сеймиков.

Историческая справка

Шляхетские вольности предусматривали равенство шляхты перед законом, право избирать монарха, право шляхты на открытый протест, право избирать депутатов на сейм, неприкосновенность личности шляхтича и его имения.

Пример Польши настраивал шляхту Великого Княжества Литовского добиваться одинаковых прав с польской шляхтой посредством заключения унии между двумя странами. Подобным образом она уравнивалась в правах и с магнатами. Поэтому шляхта, собравшаяся под Витебском в 1562 г. на полевой сейм, потребовала от короля и великого князя Сигизмунда II Августа «учинить совместный сейм с поляками, чтобы вместе короля избирать, иметь общую защиту, совместно сеймиковать и право одинаковое употреблять».

С другой стороны, более многочисленная польская шляхта стремилась присоединить Княжество в качестве придатка к Польше, чтобы получить для себя новые земли и должности. Было даже предложение заменить название «Литва» на название «Новая Польша».

Сам король был обеспокоен фактом угасания династии Ягеллонов, поскольку не имел детей. Он понимал, что после его смерти Княжество может разорвать династическую унию и избрать себе монарха, отдельного от Польши.

Историческая личность

СИГИЗМУНД II АВГУСТ (1520-1572) - великий князь литовский и король польский. Был избран на трон при жизни отца Сигизмунда I в 1529 г. Имел три брака. Первая жена Елизавета Габсбург умерла. Второй была Барбара Радзивилл, против которой выступили мать князя Бона Сфорца и значительная часть польских магнатов. Третий брак был заключен с Екатериной Габсбург.

Люблинская уния – это союзный договор, подписанный между Польским Королевством и Великим княжеством Литовским 1 июля 1569 года. По условиям этого договора Польша и Литва объединились в единое союзное государство – Речь Посполитую. Польско-литовским содружеством управлял единый монарх, который брал на себя обязанности и польского короля, и великого князя Литовского. Власть короля регулировали сенат и парламент (Сейм). Союз стал новым эволюционным этапом в польско-литовских отношениях и сделал Речь Посполитую серьезным конкурентом для России. Помимо прочего, новое объединенное государство стало крупнейшим в Европе после России.

Несмотря на то, что Люблинская уния стала важнейшим событием в истории нескольких народов, ученые разных стран дают этому событию противоречивые оценки. Польские историки акцентируют внимание на позитивных моментах, таких как добровольное создание союза и усиление всех его членов за счет распространения влияния прогрессивной польской культуры. Литовские историки относятся к созданию Речи Посполитой более критично, ссылаясь на то, что в союзе доминировала Польша, а у Литвы было недостаточно прав. Русские, белорусские и украинские историки подчеркивают, что польско-литовский союз был построен на угнетении крестьян, несмотря на то, что в Московии ситуация с крестьянством была не лучше.

Многие историки Европы сходятся во мнении, что политическая система, заложенная Речью Посполитой легла в основу Европейского Союза, который так же является добровольным союзом с единым управляющим органом власти. Однако, ЕС имеет сложную политическую инфраструктуру, целью которой является защита интересов всех членов союза на равных условиях. Речь Посполитая же находилась под большим влиянием Польши, и о равных правах в этом содружестве речи не шло. Доминирование Польши над Литвой привело в конечном итоге к развалу польско-литовского союза.

Предтечи

Подписанию союзного договора предшествовал ряд долгих переговоров. Литовские князья опасались, что могут потерять часть своих властных полномочий, если в их стране появится более могущественная государственная структура управления. Литва долго не могла решиться на объединение с Польшей, однако угроза полного поражения в Ливонской войне поставила страну перед нелегким выбором. С одной стороны, если Литва примет поражение, то она войдет в состав России. С другой – польская знать (шляхта) не хотела помогать Литве, не получив никаких ответных гарантий с ее стороны. Несмотря на сомнения литовской знати, король Сигизмунд II Август настаивал на союзе.

Сейм 1569 года

Встреча Сейма состоялась в январе 1569 года недалеко от города Люблин. Переговорщики не смогли прийти к соглашению. Польские делегаты оказали сильное давление на литовцев, и последние в знак протеста покинули Люблин 1 марта при поддержке воеводы Николая Радзивилла. Знать опасалась, что при отсутствии сдерживающего фактора Сигизмунд II теперь неминуемо подпишет союзный договор в одиночку.

Шляхта продолжала свое давление на Литву. 26 марта король Польши издал указ, который включал в состав Польского королевства земли Волыни, Подляска, Подолья и Киева. Все эти территории ранее входили в состав , а на момент подписания указа принадлежали Литве. После аннексии территорий все дворяне, которые отказались признать власть польского короля, были приговорены к казни, а их земли конфисковала корона.

Литовцы были вынуждены вернуться к переговорам. На этот раз делегацию возглавил Ян Ходкевич. Польская шляхта продолжала настаивать на полном включении Литовских земель в состав польской короны, но литовцам удалось настоять на создании федеративного государства. 28 июня 1569 года все разногласия между сторонами были преодолены, и акт об объединении был подписан королем 1 июля того же года.

Военная поддержка

Польша оказала Литве значимую военную поддержку в ходе войны. Несмотря на то, что война была выиграна, Польша отказалась вернуть аннексированные у Литвы территории, требуя от нее признания своих прав на эти земли.

Политическая ситуация внутри союза

Люблинская уния считается самым большим достижением Сигизмунда II и одновременно его самой большой неудачей. Несмотря на то, что он смог создать одно из крупнейших государств на территории Европы, которое просуществовало более 200 лет, Сигизмунд не смог провести правильных политических реформ, чтобы заставить эту систему отлаженно работать. Он пытался укрепить монархию за счет поддержки дворянства и магнатов, однако в результате неконтролируемой коррупции она пришла в упадок.

Дворянство всеми силами стремилось заполучить как можно большую власть, зачастую прибегая к подкупу или принуждению своих подчиненных и коллег. Процветали сговоры и покровительство среди заинтересованных лиц. В результате в политической системе союза воцарился хаос.

Теоретически, все дворянство внутри Речи Посполитой имело равные права, однако на практике это не работало. У государства не было рычагов управления и достаточных полномочий, чтобы контролировать действия представителей власти. Со временем это привело к тому, что каждый из магнатов пытался захватить все большую власть и сместить конкурентов. Такой порядок вещей привел страну к анархии и междоусобным стычкам.

Люблинская уния предполагала, что слияние Литвы и Польши в единое государство должно проводиться на равных условиях. Обе страны в теории сохраняли достаточную автономию и могли иметь собственную армию, казначейство и законы. На практике же, более развитая Польша занимала в Сейме больше мест (три к одному).
Создание Речи Посполитой подразумевало, что между странами Литвы и Польши наступит тесный и дружественный союз. Однако, Литва постоянно стремилась к укреплению своей автономии и всеми способами ограждала себя от польского влияния. Подписанный в 1566 году Второй Статут Литвы не потерял своей власти и после присоединения к Речи Посполитой и в конце концов трансофрмировался в Третий Статут, подписанный в 1588 году. Однако, он расходился с законами Люблинской унии во многих вопросах.

Польское дворянство стало рассматривать Статут Литвы как неконституционный. В уставе Люблинской унии было прописано, что ни один закон на территории Речи Посполитой не может противоречить законам союза.

Однако, Литва настаивала на том, что законы Статута действовали на территории страны еще задолго до вступления ее в союз. Между странами на этой почве зародился конфликт, который сохранялся на протяжении многих лет.

Попытки поляков ограничить власть литовских князей (в особенности клан Сапьеха) и унифицировать законы союза привели к возникновению в Литве движения koekwacja praw (за равноправие). В результате, благодаря этому движению на Сейме 1697 года был принят ряд реформ, нацеленных на уравнивание в правах Литвы и Польши.

Религия и культура

Несмотря на то, что для многих народов Речи Посполитой (например, русинов) традиционной религией являлось православие, на территории страны доминировал католицизм, традиционный для Польши. Русинское население занимало низший социальный слой. Они не принимали польский язык и религию, и в итоге это привело к значительному социальному расслоению. Некоторые русинские магнаты открыто противостояли влиянию шляхты, продолжая исповедовать православное христианство и давая детям на подконтрольных территориях строго православное образование. Однако со временем польскому влиянию было все труднее сопротивляться, и в конечном итоге практически все русинское дворянство было полонизировано.

Упадок Речи Посполитой

На протяжении практически всей истории своего существования Речь Посполитая принимала участие в войнах. В 1604 году польские магнаты поддержали Лжедмитрия и дали ему войско, благодаря чему развязалась очередная война с Россией. Напряженность внутри государства нарастала, по причине огромного количества политических и религиозных столкновений. Между князьями, магнатами и монархией регулярно возникали конфликты, что не способствовало укреплению государственной власти. В 1648 году Польское войско потерпело сокрушительное поражение, а войска Богдана Хмельницкого дошли до Вислы.

В Речи Посполитой начался «Потоп» — период анархии, аналог «Смутного Времени» в России. На территории польской разгорелась партизанская война, в результате которой Польша потеряла эту область. В 1654 году в Речь Посполитую вторглись русские войска. В результате этой войны Польша утратила Киев и все районы восточнее Днепра, по условиям Андруссовского перемирия.

Ян Собеский был последним королем Речи Посполитой, при котором государство находилось на пике. После его правления началась череда разрушительных событии: Шведская война (1621-1626), Война за польское наследство (1733), и ряд войн с Россией, в результате которых русские привели в Польше к власти своего ставленника. В результате всех этих событий Речь Посполитая значительно ослабела, и в 1772 начался процесс раздела государства.

Наследие Речи Посполитой

Люблинская уния послужила созданию крупнейшего союзного государства на территории Европы. Союз, подписанный между Польшей и Литвой лег в основу Европейского Союза. Опыт, который наработала Речь Посполитая за 200 лет своего существования, позволил создать современное союзное государство с учетом всех ошибок, допущенных в прошлом. Создание Речи Посполитой было сильным и прогрессивным политическим решением своего времени. Оно по-прежнему представляет интерес, как яркий пример взаимодействия крупных национальных государств с единым правящим независимым органом власти.