Определение социальной коммуникации по соколову. Соколов С.В. Социальная конфликтология - файл n1.doc. Обыденное и научное понимание коммуникации

3 ..

Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека

Учебной и научной литературы

А.В.Соколов ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Санкт-Петербург

2002

УДК 316.6

ББК 88.53

С 59

Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : Учеб-ное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.

ISBN 5-8016-0091-4

В учебном пособии излагается обобщающая теория, содер-жащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникаци-онная деятельность и общение, социальная память, коммуника-ционные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 г. Особое внимание уделено информационному подхо-ду к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой являет-ся метатеория социальной коммуникации.

Книга адресована ученым-обществоведам, студентам, аспи-рантам и преподавателям, изучающим проблематику социаль-ной коммуникации, а также социально-коммуникационным ра-ботникам, желающим повысить свою квалификацию.

ВВЕДЕНИЕ

Коммуникационные аспекты эволюции культуры

Культура всякого сообщества людей представляет со­бой, во-первых, культурное наследие, т. е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценно­стей), как овеществленных (изделия), так и неовеществ­ленных (идеи); во-вторых, деятельность по созданию, хра­нению, распространению и освоению культурных ценно­стей, называемую культурной деятельностью. Короче: культура = культурное наследие + культурная деятель­ность. Культурная деятельность, в свою очередь, является суммой: творчество (создание культурных ценностей) + социальная коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей. Таким образом, социальная коммуникация - необходимый аспект, неотъемлемая часть культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время социально-коммуникационная эволюция.
Эволюцию культуры можно представить в виде сле­дующих пяти стадий, где неизменно присутствуют ком­муникационные аспекты:
0. Пракультура (1,5 млн. лет назад - 40 тыс. лет на­зад) - период антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического вида, когда предками че­ловека (питекантропы, неандертальцы) были освоены средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельная речь. 40 тыс. лет назад на планете появил­ся современный человек (неантроп), творец и создатель собственно культуры.
I. Археокультура (40 тыс. лет назад - III тыс. лет до н. э.) - период каменного века (верхний палеолит, мезо­лит, неолит), когда в первобытных общинах получила раз­витие не только материальная культура в виде «каменной индустрии», но и духовная культура в виде магических культов, мифологии, изобразительного и музыкального искусства. Образование в IV -III тыс. до н. э. локальных цивилизаций и изобретение письменности знаменовали переход к стадии палеокультуры.
I.I. Палеокультура (III тыс. лет до н. э. - XV в. н. э.) - время возникновения мощных восточных цивилизован­ных государств, расцвета античной культуры, и сменив­шего ее средневековья. Вехами культурного прогресса человечества на этой стадии являются: иероглифы на сте­нах древнеегипетских пирамид - алфавитное письмо - Александрийская библиотека - печатный станок И. Гу­тенберга. Изобретение Гутенберга положило в Западной Европе начало новой стадии - стадии неокультуры.
III. Неокультура в разных регионах наступила в раз­ное время (некоторые африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на палеокультурном уровне), но для культурного лидера - западноевропейского мира стадию неокультуры можно датировать XVI веком - эпохой Вы­сокого Возрождения и Реформации, за которым последо­вали век Просвещения (вторая половина XVII - XVIII вв.) и XIX век - век индустриализации. К неокультуре отно­сится и XX век, но уже в конце века в развитых странах появились признаки наступления постиндустриальной эры, которую логично связать с новой, пока еще гипоте­тической стадией культурной эволюции.
IV. Постнеокультура - это компьютеризированный мир с мультимедийными глобальными коммуникационными ка­налами и с культурным наследием, хранящимся в распреде­ленной памяти компьютерных сетей. Короче: это время гос­подства электронных коммуникаций, вытеснивших документную коммуникацию на периферию общественной жизни.
Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культу­ры неизменно прослеживалась закономерность: совершен­ствование коммуникационных средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже предопределяло его), а общественный прогресс, в свою очередь, стимулировал развитие коммуникации. Но эта закономерность осознавалась обществом по-разному на разных стадиях.
В дописьменной археокультуре, где устная коммуника­ция служила главным способом хранения и распростране­ния культурного наследия, существовало обожествление Слова. Слову приписывалась магическая сила, оно требо­вало осторожного и уважительного обращения. Н. С. Гумилев в известном стихотворении «Слово» обрисовал этот культ следующим образом:
В оный миг, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, словно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для здешней жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число…
Обожествление слова означало обожествление Ком­муникации. Жрецы Древнего Египта и Месопотамии, ос­воившие письменность («иероглиф» означает «священное письмо»), способствовали трансформации культа Слова в культ Книги. Священные писания мировых религий не что иное, как результат коммуникации пророков со Всевышним. Всякая религия начинается с коммуникации, недаром «религия» в переводе с латыни значит «связь», но для священнослужителей коммуникация была (и ос­тается) предметом культа, а не предметом исследования.

10.2 Основная литература по программе:


  • Василенко ИА. Политология.учебник М.2012

  • Гостенина В.И.Социология управления.учебное пособие.СПб2013

  • Гнатюк О.Л.Основы теории коммуникаций.учебное пособие М.2012

  • Барт Ролан Мифологии, М. 1995

  • Белл Даниэл Грядущее постиндустриальное общаство.М.1999

  • Дейк ван.Т.А. Язык.Познание.Коммуникация.М.,1989

  • Дридзе Т.М. Текстовая деятельность и структура социальной коммуникации.М.2001

  • Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы.М.,2000

  • Кастельс М.П. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. М.2000

  • Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997

  • Моль А. Социодинамика культуры, М., 1973

  • Почепцов Г.Г. Теория коммуникации, М-Киев, 2001

  • Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию , М.,1979

  • Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1999

  • Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика, СПб,2000

  • Тульчинский Г.Л. ПР в сфере культуры,учебное пособие. СПб2011

  • Чумиков А.Н. Бочаров М. П.Государственный ПР.учебник М..2013

  • Шамарова Г. М.Основы государственного и муниципального управления.учебник М. 2013

    1. Дополнительная литература

  • Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация, М., 2000

  • Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации.М.,1989

  • Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления , СПб., 1999

  • Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации, М., 2001

  • Язык и массовая коммуникация.,М.,1984

  • Брекенридж Д. PR 2.0: Новые медиа, новые аудитории, новые инструменты. М.: Эксмо, 2010. 272 с.

  • Вылегжанин Д.А. Введение в политическую имеджелогию : Учебное пособие. – М., 2008.

  • Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: учеб.пособие для бакалавров и специалистов: гриф УМО / Д. П. Гавра. – СПб. Питер, 2011. .

  • Зубков С.А. Социологические проблемы рекламной деятельности и массовой коммуникации – М.: МИИТ, 2007.

  • Исаев, Б. А. Политические отношения и политический процесс в современной России: учеб. пособие / Б. А. Исаев, Н. А. Баранов. СПб. : Питер, 2009.

  • Мамонтов А.А. Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером. Версия 3.0. СПб: Питер, 2010. – 240 с.

  • Маркетинг и управление брендом. Дайджест МакКинси. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

  • Политическая конкуренция и партии в государствах постсоветского пространства. М. : ИНИОН РАН, 2009.

  • Политические отношения и политический процесс в современной России / под ред. В. И. Коваленко. М. : Изд-во МГУ, 2010.

  • Пую, Ю. В. Социально-философские основания антропологии манипулирования: автореф. дис. . д-ра филос. наук: 09.00.11 / Пую Юлия Валерьевна. СПб., 2010.

  • Римский, В. Л. Цели и мотивы политического и общественного участия российских граждан / В. Л. Римский // Политическая социология / ред. кол.: В. Л. Римский (отв. ред.) и др. М. : РАПН; РОССПЭН, 2008. .

  • Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации. М.: 2008.

  • Синяева И.М. , Маслова В.М. , Синяев В.В. Сфера PR в маркетинге: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080111 "Маркетинг" -2009.

  • Сковиков, А. К. Институциональные преобразования в российской политической системе / А. К. Сковиков // Управление мегаполисом: науч.-теор. и аналит. журнал. 2010. № 4. С. 131-136.

  • Соловьев, А. И. Власть и управление в современной России / А. И. Соловьев // Современная Россия / под ред. В. А. Никонова. М. : Изд. дом Междунар. ун-та в Москве, 2008. С. 63-93.

  • Тульчинский Г.Л., Терентьева В.И. Бренд-интегрированный менеджмент. М.: Вершина, 2007. –

  • Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «паблик рилейшнз». – Калуга, 2002

  • Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 2004. С. 420.

  • Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Учеб.пособ. – М., 2004.

  • Ворошилов В.В. Журналистика и рынок. Проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. СПб, 1997 - 232 с.;

  • Вольфсон, И. В. Язык политики. Политика языка: формы манипуляции общественным мнением через СМИ и СМК. / И. В. Вольфсон; под ред. С. И. Барзилова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 125 с. .

  • Генкин Д.М. Режиссура массовых театрализованных представлений. –М.: б.м., 1980.

  • Горчева, А. Ю. Политический менеджмент постсоветской России / А. Ю. Горчева. М. : Изд-во МГУ, 2003.

  • Грачев, Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г. В. Грачев. М. : Изд-во РАГС, 1998. 128 с.

  • Грачев, Г. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. / Г. В. Грачев, И. Мельник. М. : Эксмо, 2003.

  • Дзялошинский, И. М. Манипулятивные технологии в массмедиа / И. М. Дзялошинский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2005. № 1. С. 29-54.

  • Дорский А. Правовое обеспечение PR. СПб: Питер и др., 2005. – 208 с.

  • Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 1997.

  • Елева, В. И. Манипулирование массовым политическим сознанием: (анализ репрезентации проявления, разновидностей и технологий) : авто-реф. дис. . канд. полит, наук: 23.00.02 / Елева Валерий Иванович. Ростов н/Д, 2002. 22 с.

  • Зазыкина Е. В. Политический PR: символы. – М., 2003.

  • Засурский, И. И. СМИ России в условиях глобальных процессов трансформации: формирование новой системы средств информации и их роль в политической жизни страны 1990-1998 гг. : дис. . канд. филол. наук: 10.01.10 / Засурский И. И. М., 1998. 268 с.

  • Засурский И.И. Масс-медиа и политика в 90-е годы. – М., 2001.

  • Интегрированные маркетинговые коммуникации //Top-Manager. 2002’11

  • Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб.: Питер, 2008.

  • Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999.

  • Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью . СПб: Питер, 2006.

  • Кон Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М: Весь мир, 2003;

  • Ольшанский Д.В. Политический PR. –М., 2003.

  • Соловьев А.И. Политические коммуникации: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Под – М., 2004.

  • Почепцов Г.Г. Ошибочность нестратегических подходов в PR. // PR-менеджер. 2007, № 3, с.24-27;

  • Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. – Киев, 1997.

  • Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учеб пособие. – М., 2002.

  • PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика/Пер. с англ. – М., 2002.

  • Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ.ред. проф.В.С.Комаровского. – М., 2001.

  • Тике Э. Паблик рилейшнз: учеб. /Пер. с англ. Бердышева. – М., 2006.

  • Тульчинский Г.Л. Бизнес и власть: коммуникации и партнерство. СПб: Справочники Петербурга, 2006. –

  • Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. –СПб.: Лань, 2003.

  • Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2001

  • Шабров, О. Ф. Государственное управление в России: проблемы эффективности / О. Ф. Шабров О.Ф. // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 2. С. 137-149.

  • Шароев И.Г. Драматургия массового действа. –М.: ГИТИС, 1979.

  • Шейнов В.П. Пиар «белый» и «черный». Технология скрытого управления людьми. М.: АСТ, 2005. – 672 с.

  • Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики
    1990-х.- М., 2000.
10.6 Дистанционная поддержка дисциплины

  1. Официальный сайт Президента РФ www.president.kremlin.ru

  2. Официальная Россия - сервер органов государственной власти РФ www.rsnet.ru

  3. Официальный блог ПРЕЗИДЕНТ.РУ www.prezident.ru

  4. Официальный сайт Государственной Думы РФ www.duma.gov.ru

  5. Cайт мэрии г. Москвы www.mos.ru

  6. Российская ассоциация политической науки www . rapn . ru

  7. Cайт Национального Союза Политологовwww . soiuzpolitolog . ru

  8. ого права www.roiip.ru
Зарубежные Интернет-источники

        1. Американское общество PR (PRSA) http :// www . prsa . org

        2. База данных по российской прессе для рекламодателей и PR (контакты, прайс-листы, новости, аналитика) http :// www . mediaguide . ru

        3. Библиотека, новости по PR http :// www . pressclub . host . ru /pr_lib/pr_news.html

Соколов Аркадий Васильевич (10 февраля 1934) — советский и российский учёный, специалист в области библиотековедения, библиографоведения, информатики, теории социальных коммуникаций. Профессор кафедры информационно-управляющих и мультимедиа систем СПбГУКИ.

Кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор. Член ISKO (Международного общества по организации знаний). В 1989-1993— президент Петербургского библиотечного общества.

Внёс значительный вклад в разработку информационно-поисковых языков дескрипторного типа, семиотических проблем релевантности. Обосновал концепцию социальной информатики. Глава Санкт-Петербургской школы семантической информатики.

Окончил Ленинградский военно-механический институт, Северо-Западный заочный политехнический институт, аспирантуру ЛГИКа.

В 1958-1961 — инженер-конструктор Кировского завода. В 1961-1967 — заведующий лабораторией отдела научно-технической информации ВНИИ радиоэлектроники, одновременно преподавал во ЛГИКе.

В 1967 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальные исследования потерь информации и информационного шума в информационно-поисковых системах» в ВИНИТИ АН СССР. В 1978 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Автоматизация библиографического поиска в СССР. История, современное состояние, перспективы развития» в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина.

В 1967-1984 возглавлял первую в системе отечественного библиотечного образования кафедру информатики ЛГИК им. Н.К. Крупской в 1987-1991— кафедру отраслевой библиографии.

В 1992—1995— старший научный сотрудник Библиотеки РАН. В 1995-2009 — профессор кафедры социально-культурной деятельности СПбГУП. С 2009 — профессор СПбГУКИ.

С 1990 читает в различных вузах разработанные им курсы «Теория и история социально-культурной деятельности», «Социальные коммуникации», «Коммуникационные потребности», «Введение в теорию социальной коммуникации».

Книги (3)

Введение и теорию социальной коммуникации

В книге видного российского ученого, член-корреспондента Российской академии естественных наук, действительного члена Международной академии информатизации, профессора СПбГУП изложены основы теории социальной коммуникации.

Впервые и отечественной литературе разносторонне освещены социальная коммуникация, коммуникационная деятельность, социально-коммуникационная система. В анализе социальной коммуникации использован теоретический инструментарий философии, социологии, психологии, информатики, культурологии.

Информационное общество в виртуальной и социальной реальности

Информационное общество представляет собой не социальный факт, а предположение о возможном состоянии грядущего мирового сообщества.

Прослеживаются зарождение и развитие идеи информационного общества в России и за рубежом, технические предпосылки и государственные программы его построения. Анализируются технократические и гуманистические концепции информационного общества. Раскрывается сущность информационного общества в виртуальной и социальной реальности.

Рассмотрены тенденции формирования глобального информационного общества и перспективы социализации идеи информационного общества в России XXI века.

Общая теория социальной коммуникации

В учебном пособии излагается обобщающая теория, содержащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации.

На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 года.

Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации.

Социальная информатика как научная дисциплина предполагает изучение и анализ процессов трансформации общественных отношений и социальных институтов под влиянием развития информационнокоммуникационных технологий. Для того, чтобы представить эти процесс в историческом развитии необходимо определить базовое понятие или объект рассмотрения. Нам представляется логичным использовать для этих целей понятие «Общественная коммуникационная система».

Понятие общественной коммуникационной системы и связанную с ним концепцию эволюции культуры и социальных коммуникаций, предложил проф. А.В. Соколов. Данная концепция представляет интерес и взята нами за основу, т.к. основана на институциональном подходе к анализу социально-коммуникационных процессов и опирается на большое количество фактофафического материала.

Понятие общественной коммуникационной системы

В своей работе «Общая теория социальной коммуникации» А.В. Соколов предлагает следующее определение общественной коммуникационной системы: «Общественная коммуникационная система (ОКС) есть структурированная (упорядоченная определенным образом) совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов и служб, располагающих материально- техническими ресурсами и профессиональными кадрами» 1 .

Культура , по А.В. Соколову, является совокупностью овеществленных и неовеществленных культурных, т.е. искусственных социальных, смыслов, а ОКС - это часть овеществленной культуры, обеспечивающая движение культурных смыслов в социальном пространстве и времени. Тем самым, ОКС в целом и ее элементы - это овеществленная коммуникационная культура в различные исторические эпохи. Эволюция культуры и социальных коммуникаций не просто взаимосвязаны, - они совпадают друг с другом, поскольку коммуникация есть органическая часть культуры человечества - поэтому стадии развития социальных коммуникаций совпадают с этапами истории культуры.

Обнаруживаются следующие зависимости между стадиями культуры и видами социальной коммуникации:

  • - археокультура (сфера микрокоммуникации);
  • - палеокультура (наряду с микрокоммуникацией появляются мидикоммуникации: религиозная, литературная, художественная, материально-производственная);
  • - неокультура (массовизация и развитие макрокоммуникации: появление технических средств массовой коммуникации, международного культурного сотрудничества и информационных войн, глобализации коммуникационных систем).

В концепции А.В. Соколова различаются три уровня коммуникационной культу ры: словесность, книжность, мультимедийность.

Словесность - такой уровень коммуникационной культу ры, когда все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устной коммуникации.

Книжность - такое состояние культуры, когда основные культурные смыслы передаются посредством документной коммуникации. Книжность включает в себя три поколения: рукописную, мануфактурную и индустриальную книжность.

Мультимедийность достигается тогда, когда основные культурные смыслы передаются посредством электронной коммуникации.

Таблица 4.1 представляет в обобщенном виде хронологию развития общественных коммуникационных систем и соответствующих уровней коммуникационной культуры, предложенные А.В. Соколовым.

Важным элементом данной концепции является принцип преемственности коммуникационных каналов. Человек получил в наследство от своих предков-иралюдей два канала устной коммуникации - невербальный (общение с помощью жестов, музыка, ганец) и вербальный (человеческая речь). К этим каналам в период верхнего палеолита (40- 15 тыс. лет назад), присоединились искусственные каналы - иконический (живопись) и символьный (скульптура и первые сооружения) каналы. Таким образом, в каменном веке, на стадии археокультуры, возникли четыре исходных канала. В недрах этих каналов в виде первобытного искусства образовались художественные каналы, которые невозможно обособить: музыка и танец слиты с невербальным каналом; поэзия и риторика - продукты вербального канала; живопись выросла из иконической графики, а скульптура - из амулетов, талисманов и прочих вещественных символов.

Последовательная смена коммуникационных систем происходит не стихийно, а в силу кризиса коммуникационных каналов, который состоит в том, что эти каналы перестают удовлетворять общественные коммуникационные потребности. Разрешение кризиса достигается путем бифуркации (разделения) перегруженных каналов.

Таблица 4.1. Хронология общественных коммуникационных систем в Западной Европе и на Ближнем Востоке (по А. В. Соколову)

Наименование ОКС У ровни коммуникационной культуры

Хронологические этапы (длительность)

Кол-во

каналов

I. Общинная ОКС

Господство икоиических документов и археокуль- турной словесности (Бифуркация I)

  • 40-5 тыс. лет назад
  • (25 тыс. лет)

И. Рукописная ОКС

Сочетание словесности и палеокультур!юй книжности

(Бифуркация И)

III тыс. до н. э. - I пол. XV в. н.э. (4,5 тыс. лет)

III. Мануфактурная ОКС Мануфактурная неокультурная книжность; господство мануфактурного книгопечатания (Бифуркация III)

XV-XVIII вв. (350 лет)

IV. Индустриальная ОКС Индустриальная неокульту рная книжность; господство машинной полиграфии (Бифуркация IV)

V. Мультимедийная ОКС Господство мультимедийных телевизионнокомпьютерных каналов

II пол. XX в. - настоящее время

Следует отметить, что в концепции А.В. Соколова термин «бифуркация» используется как раздвоение, разветвление, разделение чего-либо на две части. Подобно тому, как в географии бифуркацией называют разделение реки на два русла, которые в дальнейшем не сливаются. При этом исходный канал не исчезает, а сохраняется.

В табл. 4.1 обозначены четыре бифуркации, которые происходили на стыке археокультуры и палеокультуры (III тыс. лет до н.э.); на стыке палео культуры и мануфактурной неокультуры (середина XV века); на переходе от мануфактурной к индустриальной неокультуре (начало XIX века) и, наконец, в наше время - переход от неокультуры к постнеокультуре (конец XX века). Точки бифуркации - это границы между различными ОКС. При этом подчеркивается, что в историческом времени «точка» - это не моментальная смена, а достаточно длительный промежуток, поэтому бифуркацию нужно понимать как переходный период между разными общественными коммуникационными системами.

Получается, что бифуркация I вызвала к жизни два новых коммуникационных канала - письменность и литературный язык; бифуркация II - изобретение книгопечатания и великие географические открытия, которые сделали достаточно массовым использование путешествий как нового коммуникационного канала; бифуркация III - промышленный переворот, обусловивший появление первичных технических каналов, в том числе машинной полиграфии, телефона и радио; бифуркация IV - научно-техническая революция XX в., вызвавшая к жизни электронную коммуникацию - телевидение и компьютерные телекоммуникации.

Если принять за точку отсчета четыре исходных канала, то двигаясь вдоль хронологической шкалы, обнаруживаем прогрессию роста: 4, 6, 8, 10, 12, которая представляет собой классическую арифметическую

прогрессию. А.В. Соколов выдвинул предположение, что в ходе цивилизационного процесса коммуникационные каналы увеличиваются в арифметической прогрессии с основанием 2. При этом материальные затраты общества на обеспечение коммуникаций (технические средства, капитальные вложения, кадровые ресурсы) увеличиваются не в арифметической, а в геометрической прогрессии, и, соответственно, в постнеокультурном информационном обществе будут поглощать львиную долю национального бюджета.

Представим в обобщенном виде хронологию развития общественных коммуникационных систем, а также соответствующих им уровней культуры и коммуникационных каналов 1 .

социальной коммуникации

Рис. 10.1. показывает, что метатеория социальной ком­муникации занимает центральное место (служит ядром) си­стемы социально-коммуникационных наук. Это ее положе­ние в сфере научного знания обусловлено тем, что она является обобщающей теорией, а остальные дисциплины - част­ными обобщаемыми теориями социальной коммуникации.

Объектом метатеории является социальная коммуни­кация в целом, т. е. все виды, уровни, формы, средства и технологии движения смыслов в социальном времени и пространстве.

Предметом метатеории служат не конкретные соци­ально-коммуникационные явления, а знания об этих яв­лениях, добытые частными теориями. Поскольку эти тео­рии относятся к различным научным комплексам, мета­теория социальной коммуникации приобретает статус межнаучной обобщающей теории.

Функции межнаучных теорий в системе научного зна­ния заключаются в следующем. Помимо объяснительной, описательной и предсказательной функций, которые вы­полняются всеми научными теориями, метатеории име­ют особые функции:

Трансляционную - перенос обобщенного знания из одной частной дисциплины в другую с целью углубления конкретных знаний и раскрытия общих фундаментальных закономерностей и принципов изучаемых предметов;

Стратегическую - ориентация в направлениях даль­нейших научных поисков;

Терминологическую - упорядочение и согласование терминологических систем частных наук;

Практическую - содействие решению комплексных практических проблем, требующих участия специалистов разного профиля;

Методологическую - уточнение объекта, предмета, границ и условий применимости конкретных теорий;

Общенаучную - раскрытие содержания общенаучных категорий, входящих в аппарат метатеории; в данном случае - понятия социальной коммуникации и производных от него;

Мировоззренческую - содействие формированию профессионального мировоззрения специалистов (соци­ально-коммуникационных работников).

Методическому аппарату метатеорий не свойствен­ны такие методы эмпирического познания, как экспери­мент и наблюдение, зато широко применяются методы сравнения, аналогии, типологизации, моделирования, формализации. Метатеории часто берут на вооружение общенаучные методологические подходы: системный, информационный, функциональный и др. Согласно определению метатеории, источниками зна­ния, на основе которого она вырабатывает обобщающие закономерности, типологии, принципы, служит содержа­ние частных дисциплин, как фундаментальных наук, так и прикладных учений.

В табл. 10.1. конкретизирована взаимозависимость между метатеорией социальной комму­никации и дисциплинами, входящими в систему социально-коммуникационных наук. Познавательная ценность этой таблицы в том, что она наглядно демонстрирует межнаучный статус метатеории социальной коммуникации и показывает распределение обобщаемых ею проблем меж­ду частными дисциплинами.

Таблица 10.1.

Метатеоретические проблемы и обобщаемое научное знание

Метатеоретические проблемы

Обобщаемое научное знание

Фундаментальные науки

Прикладные учения

Смыслы и понимание

Философия: теория познания;

Психология понимания

Коммуникационная деятельность

Психология общения;

Педагогика;

Теория массовой коммуникации;

Риторика

Культура речи;

Деловое общение;

Социальная память

Культурология;

Книговедение;

Психология памяти;

Социальная психология

Библиотековедение; Архивоведение; Источниковедение; Музееведение

Коммуникационные каналы

Лингвистика;

Литературоведение; Искусствознание;

Книговедение;

Теория информации

Библиографоведение; Библиополистика; Текстология; Телекоммуникация

Эволюция социальных коммуникаций

Культурология;

Антропология;

Археология

Палеография; Инкунабуловедение; Мемуаристика

Семиотика социальных коммуникаций

Семиотика;

Структурная лингвистика; Структурное литературоведение; Этнология

Теория редактирования; Теория кодирования; Рекламное дело;

Тайнопись

Социальная информация

Философия информации;

Теория информации

Научнаяин форматика; Компьютерная информатика

Коммуникационные потребности

Общая психология;

Социальная психология;

Общая социология

Библиотековедение; Журналистика; Социология культуры

Социально-коммуникационные институты

Общая социология;

Политология;

Социология культуры

Менеджмент

Система социально-коммуникационных наук

Философия:

классификация наук; Науковедение

Библиотечно-библиографические классификации

10.3. Выводы

1. В настоящее время сложилась система социально-коммуникационных наук, включающая человековедческие, обществоведческие, биогуманитарные, культуроведческие, технические и обобщающие дисциплины. Это система охва­тывает как теоретическое, так и прикладное знание.

2. Благодаря развитию системы социально коммуни­кационных наук созрели условия для формирования обоб­щающей метатеории социальной коммуникации, объектом которой являются все виды, уровни, формы, средства и технологии социальной коммуникации в целом, а пред­метом - знание о социальной коммуникации, получен­ное частными дисциплинами.

3. Метатеория социальной коммуникации является межнаучной теорией и выполняет следующие особые функции: трансляционную, стратегическую, терминоло­гическую, практическую, методологическую, общенауч­ную, мировоззренческую, которые обеспечивают консо­лидацию и дальнейшее развитие системы социально-ком­муникационных наук.

4. Terra incognita. На рис. 10.1. система социально-коммуникационных наук названа «гипотетической», т.е. не обладающей статусом достоверного и общепринятого знания. Существование различных дисциплин, включающих в свой предмет те или иные коммуникационные проблемы, - факт несомненный. Однако эти дисципли­ны оторваны друг от друга и их лидеры не осознают общ­ность изучаемого ими объекта, а именно - социальной коммуникации. Возможно ли установление научно-интеграционных связей между ними, которые преобразуют сум­му знаний в системное знание? Вопрос остается откры­тым. Ясно одно, что без формирования обобщающей ме­татеории такое преобразование не возможно.

Литература

1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Вве­дение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетейя. 1999. ― 272 с.

2. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социаль­ной коммуникации. - М.: Наука, 1984. - 268 с.

3. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 270 с.

4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. по­собие. ― М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 294 с.

5. Рождественский Ю.В. Теория риторики: 2-е изд. - М.: Добросвет, 1999. ― 482 с.

6. Рязаев А.В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социаль­ной философии. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. - 212 с.

7. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. - СПб.: СПбГУП, 1996. ― 319 с.

8. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. - М.: Ин-т Психологии РАН, 1999. ― 448 с.

9. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макро­мирах Вселенной. - М.: Радио и связь, 1996. - 214 с.