Определение социальной коммуникации по соколову. Соколов С.В. Социальная конфликтология - файл n1.doc. Обыденное и научное понимание коммуникации
Русский Гуманитарный Интернет Университет
Библиотека
Учебной и научной литературы
А.В.Соколов ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Санкт-Петербург
2002
УДК 316.6
ББК 88.53
С 59
Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : Учеб-ное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.
ISBN 5-8016-0091-4
В учебном пособии излагается обобщающая теория, содер-жащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникаци-онная деятельность и общение, социальная память, коммуника-ционные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 г. Особое внимание уделено информационному подхо-ду к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой являет-ся метатеория социальной коммуникации.
Книга адресована ученым-обществоведам, студентам, аспи-рантам и преподавателям, изучающим проблематику социаль-ной коммуникации, а также социально-коммуникационным ра-ботникам, желающим повысить свою квалификацию.
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникационные аспекты эволюции культуры
Культура всякого сообщества людей представляет собой, во-первых,
культурное наследие, т. е. совокупность искусственных социальных смыслов
(культурных ценностей), как овеществленных (изделия), так и
неовеществленных (идеи); во-вторых, деятельность по созданию,
хранению, распространению и освоению культурных ценностей, называемую
культурной деятельностью. Короче: культура = культурное наследие +
культурная деятельность. Культурная деятельность, в свою очередь,
является суммой: творчество (создание культурных ценностей) + социальная
коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) +
практическое использование (освоение) этих ценностей. Таким образом,
социальная коммуникация - необходимый аспект, неотъемлемая часть
культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время
социально-коммуникационная эволюция.
Эволюцию культуры можно представить в виде следующих пяти стадий, где
неизменно присутствуют коммуникационные аспекты:
0. Пракультура (1,5 млн. лет назад - 40 тыс. лет назад) - период
антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического
вида, когда предками человека (питекантропы, неандертальцы) были
освоены средства культурной деятельности: каменные орудия и
членораздельная речь. 40 тыс. лет назад на планете появился современный
человек (неантроп), творец и создатель собственно культуры.
I. Археокультура (40 тыс. лет назад - III тыс. лет до н. э.) - период
каменного века (верхний палеолит, мезолит, неолит), когда в первобытных
общинах получила развитие не только материальная культура в виде
«каменной индустрии», но и духовная культура в виде магических культов,
мифологии, изобразительного и музыкального искусства. Образование в IV -III
тыс. до н. э. локальных цивилизаций и изобретение письменности
знаменовали переход к стадии палеокультуры.
I.I. Палеокультура (III тыс. лет до н. э. - XV в. н. э.) - время
возникновения мощных восточных цивилизованных государств, расцвета
античной культуры, и сменившего ее средневековья. Вехами культурного
прогресса человечества на этой стадии являются: иероглифы на стенах
древнеегипетских пирамид - алфавитное письмо - Александрийская
библиотека - печатный станок И. Гутенберга. Изобретение Гутенберга
положило в Западной Европе начало новой стадии - стадии неокультуры.
III. Неокультура в разных регионах наступила в разное время (некоторые
африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на палеокультурном
уровне), но для культурного лидера - западноевропейского мира стадию
неокультуры можно датировать XVI веком - эпохой Высокого Возрождения и
Реформации, за которым последовали век Просвещения (вторая половина
XVII - XVIII вв.) и XIX век - век индустриализации. К неокультуре
относится и XX век, но уже в конце века в развитых странах появились
признаки наступления постиндустриальной эры, которую логично связать с
новой, пока еще гипотетической стадией культурной эволюции.
IV. Постнеокультура - это компьютеризированный мир с мультимедийными
глобальными коммуникационными каналами и с культурным наследием,
хранящимся в распределенной памяти компьютерных сетей. Короче: это
время господства электронных коммуникаций, вытеснивших документную
коммуникацию на периферию общественной жизни.
Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культуры неизменно
прослеживалась закономерность: совершенствование коммуникационных
средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже
предопределяло его), а общественный прогресс, в свою очередь,
стимулировал развитие коммуникации. Но эта закономерность осознавалась
обществом по-разному на разных стадиях.
В дописьменной археокультуре, где устная коммуникация служила главным
способом хранения и распространения культурного наследия, существовало
обожествление Слова. Слову приписывалась магическая сила, оно требовало
осторожного и уважительного обращения. Н. С. Гумилев в известном
стихотворении «Слово» обрисовал этот культ следующим образом:
В оный миг, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, словно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для здешней жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число…
Обожествление слова означало обожествление Коммуникации. Жрецы Древнего
Египта и Месопотамии, освоившие письменность («иероглиф» означает
«священное письмо»), способствовали трансформации культа Слова в культ
Книги. Священные писания мировых религий не что иное, как результат
коммуникации пророков со Всевышним. Всякая религия начинается с
коммуникации, недаром «религия» в переводе с латыни значит «связь», но
для священнослужителей коммуникация была (и остается) предметом культа,
а не предметом исследования.
10.2 Основная литература по программе:
Василенко ИА. Политология.учебник М.2012
Гостенина В.И.Социология управления.учебное пособие.СПб2013
Гнатюк О.Л.Основы теории коммуникаций.учебное пособие М.2012
Барт Ролан Мифологии, М. 1995
Белл Даниэл Грядущее постиндустриальное общаство.М.1999
Дейк ван.Т.А. Язык.Познание.Коммуникация.М.,1989
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность и структура социальной коммуникации.М.2001
Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы.М.,2000
Кастельс М.П. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. М.2000
Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997
Моль А. Социодинамика культуры, М., 1973
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации, М-Киев, 2001
Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию , М.,1979
Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1999
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика, СПб,2000
Тульчинский Г.Л. ПР в сфере культуры,учебное пособие. СПб2011
Чумиков А.Н. Бочаров М. П.Государственный ПР.учебник М..2013
Шамарова Г. М.Основы государственного и муниципального управления.учебник М. 2013
Дополнительная литература
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация, М., 2000
Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации.М.,1989
Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления , СПб., 1999
Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации, М., 2001
Язык и массовая коммуникация.,М.,1984
Брекенридж Д. PR 2.0: Новые медиа, новые аудитории, новые инструменты. М.: Эксмо, 2010. 272 с.
Вылегжанин Д.А. Введение в политическую имеджелогию : Учебное пособие. – М., 2008.
Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: учеб.пособие для бакалавров и специалистов: гриф УМО / Д. П. Гавра. – СПб. Питер, 2011. .
Зубков С.А. Социологические проблемы рекламной деятельности и массовой коммуникации – М.: МИИТ, 2007.
Исаев, Б. А. Политические отношения и политический процесс в современной России: учеб. пособие / Б. А. Исаев, Н. А. Баранов. СПб. : Питер, 2009.
Мамонтов А.А. Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером. Версия 3.0. СПб: Питер, 2010. – 240 с.
Маркетинг и управление брендом. Дайджест МакКинси. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
Политическая конкуренция и партии в государствах постсоветского пространства. М. : ИНИОН РАН, 2009.
Политические отношения и политический процесс в современной России / под ред. В. И. Коваленко. М. : Изд-во МГУ, 2010.
Пую, Ю. В. Социально-философские основания антропологии манипулирования: автореф. дис. . д-ра филос. наук: 09.00.11 / Пую Юлия Валерьевна. СПб., 2010.
Римский, В. Л. Цели и мотивы политического и общественного участия российских граждан / В. Л. Римский // Политическая социология / ред. кол.: В. Л. Римский (отв. ред.) и др. М. : РАПН; РОССПЭН, 2008. .
Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации. М.: 2008.
Синяева И.М. , Маслова В.М. , Синяев В.В. Сфера PR в маркетинге: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080111 "Маркетинг" -2009.
Сковиков, А. К. Институциональные преобразования в российской политической системе / А. К. Сковиков // Управление мегаполисом: науч.-теор. и аналит. журнал. 2010. № 4. С. 131-136.
Соловьев, А. И. Власть и управление в современной России / А. И. Соловьев // Современная Россия / под ред. В. А. Никонова. М. : Изд. дом Междунар. ун-та в Москве, 2008. С. 63-93.
Тульчинский Г.Л., Терентьева В.И. Бренд-интегрированный менеджмент. М.: Вершина, 2007. –
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «паблик рилейшнз». – Калуга, 2002
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 2004. С. 420.
Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Учеб.пособ. – М., 2004.
Ворошилов В.В. Журналистика и рынок. Проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. СПб, 1997 - 232 с.;
Вольфсон, И. В. Язык политики. Политика языка: формы манипуляции общественным мнением через СМИ и СМК. / И. В. Вольфсон; под ред. С. И. Барзилова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 125 с. .
Генкин Д.М. Режиссура массовых театрализованных представлений. –М.: б.м., 1980.
Горчева, А. Ю. Политический менеджмент постсоветской России / А. Ю. Горчева. М. : Изд-во МГУ, 2003.
Грачев, Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г. В. Грачев. М. : Изд-во РАГС, 1998. 128 с.
Грачев, Г. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. / Г. В. Грачев, И. Мельник. М. : Эксмо, 2003.
Дзялошинский, И. М. Манипулятивные технологии в массмедиа / И. М. Дзялошинский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2005. № 1. С. 29-54.
Дорский А. Правовое обеспечение PR. СПб: Питер и др., 2005. – 208 с.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 1997.
Елева, В. И. Манипулирование массовым политическим сознанием: (анализ репрезентации проявления, разновидностей и технологий) : авто-реф. дис. . канд. полит, наук: 23.00.02 / Елева Валерий Иванович. Ростов н/Д, 2002. 22 с.
Зазыкина Е. В. Политический PR: символы. – М., 2003.
Засурский, И. И. СМИ России в условиях глобальных процессов трансформации: формирование новой системы средств информации и их роль в политической жизни страны 1990-1998 гг. : дис. . канд. филол. наук: 10.01.10 / Засурский И. И. М., 1998. 268 с.
Засурский И.И. Масс-медиа и политика в 90-е годы. – М., 2001.
Интегрированные маркетинговые коммуникации //Top-Manager. 2002’11
Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб.: Питер, 2008.
Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999.
Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью . СПб: Питер, 2006.
Кон Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М: Весь мир, 2003;
Ольшанский Д.В. Политический PR. –М., 2003.
Соловьев А.И. Политические коммуникации: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Под – М., 2004.
Почепцов Г.Г. Ошибочность нестратегических подходов в PR. // PR-менеджер. 2007, № 3, с.24-27;
Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. – Киев, 1997.
Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учеб пособие. – М., 2002.
PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика/Пер. с англ. – М., 2002.
Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ.ред. проф.В.С.Комаровского. – М., 2001.
Тике Э. Паблик рилейшнз: учеб. /Пер. с англ. Бердышева. – М., 2006.
Тульчинский Г.Л. Бизнес и власть: коммуникации и партнерство. СПб: Справочники Петербурга, 2006. –
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. –СПб.: Лань, 2003.
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2001
Шабров, О. Ф. Государственное управление в России: проблемы эффективности / О. Ф. Шабров О.Ф. // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 2. С. 137-149.
Шароев И.Г. Драматургия массового действа. –М.: ГИТИС, 1979.
Шейнов В.П. Пиар «белый» и «черный». Технология скрытого управления людьми. М.: АСТ, 2005. – 672 с.
Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики
1990-х.- М., 2000.
Официальный сайт Президента РФ www.president.kremlin.ru
Официальная Россия - сервер органов государственной власти РФ www.rsnet.ru
Официальный блог ПРЕЗИДЕНТ.РУ www.prezident.ru
Официальный сайт Государственной Думы РФ www.duma.gov.ru
Cайт мэрии г. Москвы www.mos.ru
Российская ассоциация политической науки www . rapn . ru
Cайт Национального Союза Политологовwww . soiuzpolitolog . ru
ого права www.roiip.ru
Американское общество PR (PRSA) http :// www . prsa . org
База данных по российской прессе для рекламодателей и PR (контакты, прайс-листы, новости, аналитика) http :// www . mediaguide . ru
Библиотека, новости по PR http :// www . pressclub . host . ru /pr_lib/pr_news.html
Соколов Аркадий Васильевич (10 февраля 1934) — советский и российский учёный, специалист в области библиотековедения, библиографоведения, информатики, теории социальных коммуникаций. Профессор кафедры информационно-управляющих и мультимедиа систем СПбГУКИ.
Кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор. Член ISKO (Международного общества по организации знаний). В 1989-1993— президент Петербургского библиотечного общества.
Внёс значительный вклад в разработку информационно-поисковых языков дескрипторного типа, семиотических проблем релевантности. Обосновал концепцию социальной информатики. Глава Санкт-Петербургской школы семантической информатики.
Окончил Ленинградский военно-механический институт, Северо-Западный заочный политехнический институт, аспирантуру ЛГИКа.
В 1958-1961 — инженер-конструктор Кировского завода. В 1961-1967 — заведующий лабораторией отдела научно-технической информации ВНИИ радиоэлектроники, одновременно преподавал во ЛГИКе.
В 1967 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальные исследования потерь информации и информационного шума в информационно-поисковых системах» в ВИНИТИ АН СССР. В 1978 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Автоматизация библиографического поиска в СССР. История, современное состояние, перспективы развития» в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина.
В 1967-1984 возглавлял первую в системе отечественного библиотечного образования кафедру информатики ЛГИК им. Н.К. Крупской в 1987-1991— кафедру отраслевой библиографии.
В 1992—1995— старший научный сотрудник Библиотеки РАН. В 1995-2009 — профессор кафедры социально-культурной деятельности СПбГУП. С 2009 — профессор СПбГУКИ.
С 1990 читает в различных вузах разработанные им курсы «Теория и история социально-культурной деятельности», «Социальные коммуникации», «Коммуникационные потребности», «Введение в теорию социальной коммуникации».
Книги (3)
Введение и теорию социальной коммуникации
В книге видного российского ученого, член-корреспондента Российской академии естественных наук, действительного члена Международной академии информатизации, профессора СПбГУП изложены основы теории социальной коммуникации.
Впервые и отечественной литературе разносторонне освещены социальная коммуникация, коммуникационная деятельность, социально-коммуникационная система. В анализе социальной коммуникации использован теоретический инструментарий философии, социологии, психологии, информатики, культурологии.
Информационное общество в виртуальной и социальной реальности
Информационное общество представляет собой не социальный факт, а предположение о возможном состоянии грядущего мирового сообщества.
Прослеживаются зарождение и развитие идеи информационного общества в России и за рубежом, технические предпосылки и государственные программы его построения. Анализируются технократические и гуманистические концепции информационного общества. Раскрывается сущность информационного общества в виртуальной и социальной реальности.
Рассмотрены тенденции формирования глобального информационного общества и перспективы социализации идеи информационного общества в России XXI века.
Общая теория социальной коммуникации
В учебном пособии излагается обобщающая теория, содержащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации.
На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 года.
Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации.
Социальная информатика как научная дисциплина предполагает изучение и анализ процессов трансформации общественных отношений и социальных институтов под влиянием развития информационнокоммуникационных технологий. Для того, чтобы представить эти процесс в историческом развитии необходимо определить базовое понятие или объект рассмотрения. Нам представляется логичным использовать для этих целей понятие «Общественная коммуникационная система».
Понятие общественной коммуникационной системы и связанную с ним концепцию эволюции культуры и социальных коммуникаций, предложил проф. А.В. Соколов. Данная концепция представляет интерес и взята нами за основу, т.к. основана на институциональном подходе к анализу социально-коммуникационных процессов и опирается на большое количество фактофафического материала.
Понятие общественной коммуникационной системы
В своей работе «Общая теория социальной коммуникации» А.В. Соколов предлагает следующее определение общественной коммуникационной системы: «Общественная коммуникационная система (ОКС) есть структурированная (упорядоченная определенным образом) совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов и служб, располагающих материально- техническими ресурсами и профессиональными кадрами» 1 .
Культура , по А.В. Соколову, является совокупностью овеществленных и неовеществленных культурных, т.е. искусственных социальных, смыслов, а ОКС - это часть овеществленной культуры, обеспечивающая движение культурных смыслов в социальном пространстве и времени. Тем самым, ОКС в целом и ее элементы - это овеществленная коммуникационная культура в различные исторические эпохи. Эволюция культуры и социальных коммуникаций не просто взаимосвязаны, - они совпадают друг с другом, поскольку коммуникация есть органическая часть культуры человечества - поэтому стадии развития социальных коммуникаций совпадают с этапами истории культуры.
Обнаруживаются следующие зависимости между стадиями культуры и видами социальной коммуникации:
- - археокультура (сфера микрокоммуникации);
- - палеокультура (наряду с микрокоммуникацией появляются мидикоммуникации: религиозная, литературная, художественная, материально-производственная);
- - неокультура (массовизация и развитие макрокоммуникации: появление технических средств массовой коммуникации, международного культурного сотрудничества и информационных войн, глобализации коммуникационных систем).
В концепции А.В. Соколова различаются три уровня коммуникационной культу ры: словесность, книжность, мультимедийность.
Словесность - такой уровень коммуникационной культу ры, когда все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устной коммуникации.
Книжность - такое состояние культуры, когда основные культурные смыслы передаются посредством документной коммуникации. Книжность включает в себя три поколения: рукописную, мануфактурную и индустриальную книжность.
Мультимедийность достигается тогда, когда основные культурные смыслы передаются посредством электронной коммуникации.
Таблица 4.1 представляет в обобщенном виде хронологию развития общественных коммуникационных систем и соответствующих уровней коммуникационной культуры, предложенные А.В. Соколовым.
Важным элементом данной концепции является принцип преемственности коммуникационных каналов. Человек получил в наследство от своих предков-иралюдей два канала устной коммуникации - невербальный (общение с помощью жестов, музыка, ганец) и вербальный (человеческая речь). К этим каналам в период верхнего палеолита (40- 15 тыс. лет назад), присоединились искусственные каналы - иконический (живопись) и символьный (скульптура и первые сооружения) каналы. Таким образом, в каменном веке, на стадии археокультуры, возникли четыре исходных канала. В недрах этих каналов в виде первобытного искусства образовались художественные каналы, которые невозможно обособить: музыка и танец слиты с невербальным каналом; поэзия и риторика - продукты вербального канала; живопись выросла из иконической графики, а скульптура - из амулетов, талисманов и прочих вещественных символов.
Последовательная смена коммуникационных систем происходит не стихийно, а в силу кризиса коммуникационных каналов, который состоит в том, что эти каналы перестают удовлетворять общественные коммуникационные потребности. Разрешение кризиса достигается путем бифуркации (разделения) перегруженных каналов.
Таблица 4.1. Хронология общественных коммуникационных систем в Западной Европе и на Ближнем Востоке (по А. В. Соколову)
Наименование ОКС У ровни коммуникационной культуры |
Хронологические этапы (длительность) |
Кол-во каналов |
I. Общинная ОКС Господство икоиических документов и археокуль- турной словесности (Бифуркация I) |
|
|
И. Рукописная ОКС Сочетание словесности и палеокультур!юй книжности (Бифуркация И) |
III тыс. до н. э. - I пол. XV в. н.э. (4,5 тыс. лет) |
|
III. Мануфактурная ОКС Мануфактурная неокультурная книжность; господство мануфактурного книгопечатания (Бифуркация III) |
XV-XVIII вв. (350 лет) |
|
IV. Индустриальная ОКС Индустриальная неокульту рная книжность; господство машинной полиграфии (Бифуркация IV) |
||
V. Мультимедийная ОКС Господство мультимедийных телевизионнокомпьютерных каналов |
II пол. XX в. - настоящее время |
Следует отметить, что в концепции А.В. Соколова термин «бифуркация» используется как раздвоение, разветвление, разделение чего-либо на две части. Подобно тому, как в географии бифуркацией называют разделение реки на два русла, которые в дальнейшем не сливаются. При этом исходный канал не исчезает, а сохраняется.
В табл. 4.1 обозначены четыре бифуркации, которые происходили на стыке археокультуры и палеокультуры (III тыс. лет до н.э.); на стыке палео культуры и мануфактурной неокультуры (середина XV века); на переходе от мануфактурной к индустриальной неокультуре (начало XIX века) и, наконец, в наше время - переход от неокультуры к постнеокультуре (конец XX века). Точки бифуркации - это границы между различными ОКС. При этом подчеркивается, что в историческом времени «точка» - это не моментальная смена, а достаточно длительный промежуток, поэтому бифуркацию нужно понимать как переходный период между разными общественными коммуникационными системами.
Получается, что бифуркация I вызвала к жизни два новых коммуникационных канала - письменность и литературный язык; бифуркация II - изобретение книгопечатания и великие географические открытия, которые сделали достаточно массовым использование путешествий как нового коммуникационного канала; бифуркация III - промышленный переворот, обусловивший появление первичных технических каналов, в том числе машинной полиграфии, телефона и радио; бифуркация IV - научно-техническая революция XX в., вызвавшая к жизни электронную коммуникацию - телевидение и компьютерные телекоммуникации.
Если принять за точку отсчета четыре исходных канала, то двигаясь вдоль хронологической шкалы, обнаруживаем прогрессию роста: 4, 6, 8, 10, 12, которая представляет собой классическую арифметическую
прогрессию. А.В. Соколов выдвинул предположение, что в ходе цивилизационного процесса коммуникационные каналы увеличиваются в арифметической прогрессии с основанием 2. При этом материальные затраты общества на обеспечение коммуникаций (технические средства, капитальные вложения, кадровые ресурсы) увеличиваются не в арифметической, а в геометрической прогрессии, и, соответственно, в постнеокультурном информационном обществе будут поглощать львиную долю национального бюджета.
Представим в обобщенном виде хронологию развития общественных коммуникационных систем, а также соответствующих им уровней культуры и коммуникационных каналов 1 .
социальной коммуникации
Рис. 10.1. показывает, что метатеория социальной коммуникации занимает центральное место (служит ядром) системы социально-коммуникационных наук. Это ее положение в сфере научного знания обусловлено тем, что она является обобщающей теорией, а остальные дисциплины - частными обобщаемыми теориями социальной коммуникации.
Объектом метатеории является социальная коммуникация в целом, т. е. все виды, уровни, формы, средства и технологии движения смыслов в социальном времени и пространстве.
Предметом метатеории служат не конкретные социально-коммуникационные явления, а знания об этих явлениях, добытые частными теориями. Поскольку эти теории относятся к различным научным комплексам, метатеория социальной коммуникации приобретает статус межнаучной обобщающей теории.
Функции межнаучных теорий в системе научного знания заключаются в следующем. Помимо объяснительной, описательной и предсказательной функций, которые выполняются всеми научными теориями, метатеории имеют особые функции:
Трансляционную - перенос обобщенного знания из одной частной дисциплины в другую с целью углубления конкретных знаний и раскрытия общих фундаментальных закономерностей и принципов изучаемых предметов;
Стратегическую - ориентация в направлениях дальнейших научных поисков;
Терминологическую - упорядочение и согласование терминологических систем частных наук;
Практическую - содействие решению комплексных практических проблем, требующих участия специалистов разного профиля;
Методологическую - уточнение объекта, предмета, границ и условий применимости конкретных теорий;
Общенаучную - раскрытие содержания общенаучных категорий, входящих в аппарат метатеории; в данном случае - понятия социальной коммуникации и производных от него;
Мировоззренческую - содействие формированию профессионального мировоззрения специалистов (социально-коммуникационных работников).
Методическому аппарату метатеорий не свойственны такие методы эмпирического познания, как эксперимент и наблюдение, зато широко применяются методы сравнения, аналогии, типологизации, моделирования, формализации. Метатеории часто берут на вооружение общенаучные методологические подходы: системный, информационный, функциональный и др. Согласно определению метатеории, источниками знания, на основе которого она вырабатывает обобщающие закономерности, типологии, принципы, служит содержание частных дисциплин, как фундаментальных наук, так и прикладных учений.
В табл. 10.1. конкретизирована взаимозависимость между метатеорией социальной коммуникации и дисциплинами, входящими в систему социально-коммуникационных наук. Познавательная ценность этой таблицы в том, что она наглядно демонстрирует межнаучный статус метатеории социальной коммуникации и показывает распределение обобщаемых ею проблем между частными дисциплинами.
Таблица 10.1.
Метатеоретические проблемы и обобщаемое научное знание
Метатеоретические проблемы |
Обобщаемое научное знание |
||
Фундаментальные науки |
Прикладные учения |
||
Смыслы и понимание |
Философия: теория познания; Психология понимания |
||
Коммуникационная деятельность |
Психология общения; Педагогика; Теория массовой коммуникации; Риторика |
Культура речи; Деловое общение; |
|
Социальная память |
Культурология; Книговедение; Психология памяти; Социальная психология |
Библиотековедение; Архивоведение; Источниковедение; Музееведение |
|
Коммуникационные каналы |
Лингвистика; Литературоведение; Искусствознание; Книговедение; Теория информации |
Библиографоведение; Библиополистика; Текстология; Телекоммуникация |
|
Эволюция социальных коммуникаций |
Культурология; Антропология; Археология |
Палеография; Инкунабуловедение; Мемуаристика |
|
Семиотика социальных коммуникаций |
Семиотика; Структурная лингвистика; Структурное литературоведение; Этнология |
Теория редактирования; Теория кодирования; Рекламное дело; Тайнопись |
|
Социальная информация |
Философия информации; Теория информации |
Научнаяин форматика; Компьютерная информатика |
|
Коммуникационные потребности |
Общая психология; Социальная психология; Общая социология |
Библиотековедение; Журналистика; Социология культуры |
|
Социально-коммуникационные институты |
Общая социология; Политология; Социология культуры |
Менеджмент |
|
Система социально-коммуникационных наук |
Философия: классификация наук; Науковедение |
Библиотечно-библиографические классификации |
10.3. Выводы
1. В настоящее время сложилась система социально-коммуникационных наук, включающая человековедческие, обществоведческие, биогуманитарные, культуроведческие, технические и обобщающие дисциплины. Это система охватывает как теоретическое, так и прикладное знание.
2. Благодаря развитию системы социально коммуникационных наук созрели условия для формирования обобщающей метатеории социальной коммуникации, объектом которой являются все виды, уровни, формы, средства и технологии социальной коммуникации в целом, а предметом - знание о социальной коммуникации, полученное частными дисциплинами.
3. Метатеория социальной коммуникации является межнаучной теорией и выполняет следующие особые функции: трансляционную, стратегическую, терминологическую, практическую, методологическую, общенаучную, мировоззренческую, которые обеспечивают консолидацию и дальнейшее развитие системы социально-коммуникационных наук.
4. Terra incognita. На рис. 10.1. система социально-коммуникационных наук названа «гипотетической», т.е. не обладающей статусом достоверного и общепринятого знания. Существование различных дисциплин, включающих в свой предмет те или иные коммуникационные проблемы, - факт несомненный. Однако эти дисциплины оторваны друг от друга и их лидеры не осознают общность изучаемого ими объекта, а именно - социальной коммуникации. Возможно ли установление научно-интеграционных связей между ними, которые преобразуют сумму знаний в системное знание? Вопрос остается открытым. Ясно одно, что без формирования обобщающей метатеории такое преобразование не возможно.
Литература
1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетейя. 1999. ― 272 с.
2. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М.: Наука, 1984. - 268 с.
3. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 270 с.
4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. ― М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 294 с.
5. Рождественский Ю.В. Теория риторики: 2-е изд. - М.: Добросвет, 1999. ― 482 с.
6. Рязаев А.В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. - 212 с.
7. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. - СПб.: СПбГУП, 1996. ― 319 с.
8. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. - М.: Ин-т Психологии РАН, 1999. ― 448 с.
9. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. - М.: Радио и связь, 1996. - 214 с.