Роль семьи в формировании здорового образа жизни (доклад). Семья и здоровый образ жизни Формирование зож в семье

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте».

В.А.Сухомлинский

В наш век скоростей, повсеместной компьютеризации, научно-технического прогресса мы мало времени уделяем своему здоровью. Известно, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.

Формирование здорового образа жизни детей- задача совместная дошкольного учреждения и конечно семьи. Многие проблемы у взрослых людей можно было бы избежать, если бы с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности. При этом безусловно, на первом месте- личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.

Здоровый образ жизни в семье . Если речь идет о дошкольниках, внимание должно быть уделено следующим моментам:

1.Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда. Взрослые своим примером и пояснениями учат детей всеми гигиеническими навыками: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.

2.Особое внимание уделяем питанию. Как правильно кушать, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи и т.д.

3.Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы -транспорт, соблюдение правил безопасности при занятиях спортом: коньки, санки и т.п.

Ребенок должен знать, делать, если случаются травмы или другие непредвиденные ситуации.

В каждой семье есть свои традиции. Если вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия, такие как: семейные завтраки – обеды –ужины(по обстоятельствам), совместные прогулки –лыжные или велосипедные, походы в кино, театры, цирк, семейные праздники,

семейные чтения,- за психическое и физическое состояние Вашего ребенка можно быть спокойными.

Во время таких мероприятий, как на пример, семейный обед, ребенка можно научить хорошим манерам и правилам поведения, приучить к здоровой жизни. Все домашние, в том числе, и дети расслабляются и просто отдыхают за столом. Все эти правильные положительные привычки и эмоции у детей быстро и на долго закрепляются, может быть и на всю жизнь.

Хочется еще раз напомнить взрослым.Важен родительский пример, привычки здорового образа жизни, а не просто поучения. .

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Здоровый образ жизни, является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности.

Понимая здоровье как совокупность физического, социально- психологического, духовного компонентов, не трудно определить содержательные аспекты культуры здоровья ребенка.

Под культурой здоровья дошкольника понимается целостность трех составляющих:

Осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

Валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а так же задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка, становится культура здоровья семьи.

Становление и обогащение культуры здоровья родителей может осуществляться в процессе взаимодействия семьи и детского сада с помощью следующих форм деятельности:

Индивидуальное консультирование родителей врачом и педагогами дошкольного образования.

Консультации с педагогами-специалистами по актуальным вопросам оздоровления ребенка, рекомендации.

Конкурсы и соревнования для детей и родителей.

В процессе формирования ценностного отношения к здоровью советуем и рекомендуем родителям помогать своему ребенку; делать по утрам в месте зарядку, заниматься физическими упражнениями, активно использовать элементы спортивных игр: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон, ручной мяч, хоккей, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде, роликах, коньках и т.д.Также можно использовать любую веселую музыку, включить и делать с ребенком разные танцевальные движения и упражнения. Можно сделать для ребенка свой спортивный уголок, тренажеры, где ребенок будет повышать физические качества, двигательные умения и навыки, укреплять здоровье, где ребенок будет испытывать радость, бодрость, силы и самостоятельность.

Пример родителей для ребенка очень важен, поэтому взрослые должны вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек.

Тогда ваш ребенок будет здоров и бодр.

Игры в семейном кругу.

1.Ручеек:

-«прыжки через ленточку», две, три.(На пол положить,что у вас найдется дома под рукой: лента 1-3, веревка 1-2, постараться перепрыгнуть 1-ленту, 2 и 3.

2.Лягушата и комары:

прыжки кто выше подпрыгнет и больше поймает комаров». (Взять любое кольцо или палку, на нитки привязать разноцветные фантики) взрослый держит, а дети прыгают и ловят комара, у кого больше фантиков, от самый ловкий лягушонок.

3.Прокати мяч в ворота:

- «катание мяча», взять стул 1-2или табурет, прокатить мяч так, чтобы он ровно прокатился под стулом, расстояние стульев можно увеличивать.

4.Поединок на ракетке с воздушным шариком.

Игра в бадминтон, но с воздушным шариком.

5. Подвижная игра «Маланья» (на основе русского фольклора)

Все игроки собираются в круг, выбирают Маланью, выводят её за дверь. Игроки договариваются, какое действие будут показывать и зовут Маланью обратно.
У Маланьи, у старушки - хлопки в ладоши, то правая, то левая рука вверху
Жили в маленькой избушке - сложить руки углом, показать избушку
Семь сыновей, – показать семь пальцев
Все без бровей, - очертить брови пальцами
Вот с такими ушами, - растопыренные ладони поднести к ушам
Вот с такими носами, - показать длинный нос двумя руками
Вот с таким усами, – очертить пальцами длинные гусарские усы
Вот с такой головой, - очертить большой круг вокруг головы
Вот с такой бородой, - показать руками большую, длинную бороду
Они не пили, не ели, - одной рукой показывают чашку, другой ложку
На Маланью все глядели - держа руки у глаз, похлопать как ресницами
И все делали вот так! – показывают загаданное действие

6.Упражнение на развитие межполушарных связей

« Кулак-ребро-ладонь»

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь сжата в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет действия вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребёнку произносить команды вслух или про себя.

7.Упражнение на координацию дыхания «Горячая монетка»

Сделать глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вверх. Задержать дыхание, сконцентрировать внимание на середине ладони (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Сделать медленный вдох. Выдыхая, рисовать перед собою обеими руками одновременно два квадрата, начинающиеся в одной точке, но расположен один справа, а другой слева.

8.Упражнение для профилактики зрения «Цветочек»

Глазами нарисовать два цветочка с четырьмя лепестками, три раза по часовой стрелке, и три раза против. Так же можно использовать упражнения на аккомодацию: цветочек приклеивается к стеклу на уровне глаз детей. Ребёнку предлагают смотреть на цветочек, а затем за него, вдаль.

9. Игра «Будь внимателен» на закрепление знаний о расположении органов человека.

Взрослый называет органы человека, а ребенок (или все игроки) показывают их на себе: левое ухо, правая нога, сердце, нос, волосы, желудок, шея, брови, глаза, легкие, трахея и т.д. Другой вариант игры: взрослый называет разные органы, а игроки стоят. Как только взрослый называет органы дыхания (пищеварения, покровной или скелетной систем), игроки приседают или хлопают в ладоши.

10 .Игра на развитие органов дыхания «Кто счастливый?»

Игроки берутся обеими руками за край простыни или небольшого покрывала, прижимают кулачки с зажатым покрывалом к подбородку и хорошо растягивают его. Ведущий бросает на середину простыни перышко и дети дуют на него. На кого перышко упадет, тот счастливый.

11. Игра на развитие органов дыхания «Морской бой 1»

В широкий таз наливается вода. На воду пускаются два или более бумажных корабликов. Игроки дуют на них через трубочки от коктейля и стараются столкнуть их друг с другом. Все ребята работают одновременно, а судья подсчитывает количество столкновений.

12. Игра на развитие органов дыхания «Морской бой 2»

Детям дается несколько корабликов, изготовленных путём разрезания пластмассовых вкладышей из-под конфет. Каждой команде даются кораблики с разными флажками, которые прикреплены с помощью пластилина. Каждая команда дует на свои кораблики и кораблики противников, стараясь первыми переплыть на другую сторону.

13. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

В соответствии с текстом поочередно сгибают и разгибают, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем сжимаем и разжимаем кулачки.
Вот это самый толстый палец у меня,

Этот самый ловкий пальчик у меня,
И когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
Вот это самый длинный пальчик у меня,
Вместе с ним танцуют все его друзья.
А вот этот пальчик лодырь у меня,
Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

14. “Часики” (артикуляционная гимнастика)

Язык вправо, поднять правую руку.
Язык вправо, поднять левую руку.
Язык влево, поднять левую руку.

Список используемой литературы

    Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателей детского сада, -М – Просвещение 1986.

    Вахнина Н. Шишанина О. Корчуганова С. Вместе с семьей. Дошкольная педагогика №5 стр.4.

    Викулов А.Д., Бужин И.М. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей- Ярославль Гринго,1996.

    Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья» .Издательство,Детство-пресс, 2004.

    Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка.- М; Медицина 1989.

Каждому человеку хотелось бы быть здоровым, а все родители желают, чтобы их дети не болели. Это совершенно естественные и объяснимые желания, но мало кто знает о том, как нужно вести себя, чтобы они стали реальностью. На самом деле, здоровье индивида закладывается в самом раннем возрасте, и часто, еще до непосредственного появления на свет – на этапе внутриутробного развития. И если вы действительно хотите здоровья для себя и своих близких - будьте здоровы, и отталкивайтесь от того, что семья и здоровый образ жизни человека должны быть тесно связаны между собой.

В целом, здоровый образ жизни является тем ритмом существования, который помогает предупредить разного рода болезни и укрепить здоровье. Здоровый человек – это не идеал, а также не абстрактная ценность, это вполне достижимая норма для большинства из нас.

Наше здоровье и здоровье наших деток начинается с семьи. Именно первые полезные и вредные привычки мы можем увидеть среди семьи и родных людей. Каждый родитель, любящий своего ребенка, заботится о его самочувствии, правильном физическом и умственном развитии, и о здоровье в общем. При этом воспитание детей стоит рассматривать не только как большую радость, но и как огромную ответственность и постоянный труд.

Здоровый малыш с достаточным уровнем развития обладает высокой устойчивостью к агрессивному воздействию среды, он также устойчив к утомлению и отличается нормальной социальной и физиологической адаптированостью. Хорошее здоровье в семье – это на самом деле образ жизни. Мы выбираем его, если хотим достичь максимального благополучия.

И именно взрослые несут ответственность за формирование здорового образа жизни в семье и у ребенка навыков правильного отношения к собственному здоровью, а также умения заботиться о собственном теле.

Как показывает практика, рост детской заболеваемости напрямую зависит от образа жизни семьи. Ведь мало кто из родителей может стать действительно положительным примером здорового существования, так как многие имеют никотиновую и алкогольную зависимость, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и компьютерные игры нахождению на свежем воздухе и занятиям разными видами спорта. Многие из нас также совершенно не имеют представления, как правильно приобщить детей к здоровому образу жизни. Ведь важно не только сберечь ребенка от вредного влияния, но и создать его организму условия для повышения работоспособности и иммунитета.

Поэтому с раннего возраста в семье должны применяться и активно внедряться понятия о режиме дня, правильном питании и закаливании, а также должна формироваться привычка к движению.

Весьма важным фактором для поддержания здоровья всей семьи, в общем, и детей в частности можно назвать правильную организацию режима дня. Режим должен оптимально сочетать в себе время бодрствования и сна, удовлетворять потребности в пище, а также в деятельности, отдыхе и движении. Помимо того режим способствует появлению дисциплины, помогает сформировать многие полезные навыки и привыкнуть к определенному ритму. Крайне важно также согласовывать режим не только на будние дни, но и выходные.

Родителям следует приучать детей к полезным привычкам, чтобы этот процесс был непрерывным и составлял основу для становления характера. Так многие из нас могут рассказать малышам о своем детстве, вспомнить подвижные игры тех времен. Кроме того, крайне важную роль играет общность поколений. Родители учат детей создавать положительную атмосферу, помогают правильно отдыхать. Именно на своем примере нужно показывать предпочтение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек. Всей семьей стоит принимать участие в спортивных соревнованиях, пешеходных прогулках и пр. Родителям следует занять позицию активного участника, показывая деткам на практике, что именно важно для здоровья.

Собственный пример играет важную роль и при воспитании привычки к здоровому питанию. Дети должны интересоваться тем, как работает их организм и как можно сделать его еще сильнее и здоровее. Но при этом ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что-либо, что ему не хочется. Так, если вся семья будет питаться исключительно правильно и систематически выполнять зарядку, то необходимость и нормальность такого поведения передастся и детям.

Для формирования здоровой личности в семье крайне важно проводить свободное время в общении друг с другом. Так в выходные всей семьей можно запланировать поход на стадион, в бассейн либо тренажерный зал, отправиться в лес или к реке, устроить лыжную прогулку или выбраться на каток.

Даже трудовая деятельность, которая не может быть особенно интересной, при семейном выполнении становится совершенно не скучной и помогает сформировать здоровые отношения внутри семьи. Так всем вместе хорошо убирать в квартире, благоустраивать территорию и заниматься приусадебным участком.

Формирование здорового образа жизни в семье помогает не только сделать тело здоровым и сильным. Правильный подход к такому ответственному занятию помогает ребенку научиться выстраивать отношения с родителями, сверстниками и прочими людьми. Кроме того соблюдение здорового образа на порядок снижает тревожность и агрессивность.

Такая внутрисемейная политика способствует укреплению семьи, улучшает не только физическое, но и духовное здоровье. Поэтому решение проблемы оздоровления всех без исключения членов семьи возможно лишь при соблюдении единой программы. Будьте здоровы!

Екатерина, www.сайт

P.S. В тексте употреблены некоторые формы свойственные устной речи.

Живорыкина Марина Васильевна

Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка.

Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст,

Его берегите, как сердце, как глаз.

(Ж. Жабаев)

Потенциал здоровья и привычный стиль жизни человека закладывается в детстве. В семье закладываются основы здоровья ребенка, воспитываются базовые навыки его поддержания, формируются поведенческие привычки. Именно семьяосуществляет первичное воспитательное воздействие на сознание и поведение человека, прививает гигиенические установки, понятия, принципы и наиболее естественно и эффективно формирует здоровый стиль жизни, соответствующий конкретным условиям жизнедеятельности. Семья как изначальная данность в жизни любого человека, оказывает существенное влияние на общее состояние здоровья и благополучие детей и рассматривается как основополагающий фактор формирования здоровья и здорового образа жизни.

За последние десятилетия состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. Рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей. На его формирование оказывают влияние многие факторы, но особое место занимают семейные. Избежать множества заболеваний, уменьшить влияние вредных факторов на формирование здоровья помогает ЗОЖ, основам которого учит семья. Именно семья является самым мощным средством в формировании образа жизни и здоровья ребенка. Именно в семье ребенок учится ходить, произносить первые слова, именно семья формирует навыки здорового образа жизни и отношение к своему здоровью, заботится о его физическом и психическом развитии.

Почему сегодня так остро стоит вопрос о создании полноценной,

здоровой семьи? Потому что только такая семья может стать национальным

достоянием общества. А для этого необходимо формироватьздоровый образ жизни и, прежде всего это следует начинать с самого рождения ребёнка.

Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Во-первых, соблюдение режима дня. Необходимо объяснить детям, что его надо неукоснительно соблюдать. Именно семья организует соблюдение режима ребёнком.Это позволяет сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.
В-третьих, это культура питания. Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
В-четвертых, это гимнастика, физические занятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую развивают бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ему основные знания, умения и навыки:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
- знание основных правил правильного питания;
- знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис.Это приводит к главной болезни ХХI века - гиподинамии, т.е. малоподвижности. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Не стоит забывать, что получено достаточно данных по влиянию образования и социально-экономического статуса родителей на здоровье детей. Так, в семьях с достатком ниже среднего, смертность детей от несчастных случаев, травм выше, больше заболеваемость, выше уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери.Установлено выраженное влияние на здоровье учащихся большой занятости на работе матерей,злоупотребления алкоголем отцов. Показатели здоровья детей, особенно раннего возраста, зависят от типа семьи - полная, неполная и т.п.

Особое значение имеет образ жизни родителей, так как правила

здорового образа жизни, которым учат детей в школе, дома могут ежедневно подтверждаться или игнорироваться. Именно семья осуществляет

первичное воспитательное воздействие на сознание и поведение человека.Для подавляющего большинства учащихся именно родители являются наиболее предпочтительным источником получения информации о способах сохранения здоровья. В то же время многие родители в силу разных причин не уделяют достаточного внимания здоровому образу жизни как своему собственному, так и ребенка.

Школа сегодня все больше рассматривается в качестве важнейшего

института, который может стать центром укрепления здоровья.

Образовательные учреждения могут осуществлять здоровье сохраняющую деятельность не только средствами учебно-воспитательного процесса, через организацию гигиенически целесообразного режима дня и особенностей учебной деятельности, но и целенаправленное просвещение родителей по вопросам сохранения здоровья детей и формированию у них навыков здорового образа жизни.

Ещё великий русский педагог В. А. Сухомлинский говорил:«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Школа может помочь при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно от родителей зависит, каким вырастет ребенок. Семья – это целый мир со своими правилами, отношениями к жизни, здоровью, воспитанию. Образовательные, оздоровительные программы могут только помочь дополнить, обогатить знаниями, но заменить семейное воспитание, пример родителей они не могут. Начинать надо с себя – взрослого, и пусть будут здоровы наши дети. Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Живорыкина Марина Васильевна

Ярослава Нимакаева
Консультация «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка»

Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка .

Здравствуйте. Каждый день мы произносим это слово, встречаясь друг с другом. А задумывались ли вы, что оно означает?

Когда мы произносим «здравствуйте» , то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости и наше сердце открывается для искренних и добрых людей, мы желаем друг другу здоровья , так как слово «здравие означает здоровье .

А почему мы желаем ежедневно друг другу здоровья ? Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи , преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье , разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь .

Сегодня медики утверждают : здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% от работы медиков. Остальные 85 % в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

Здоровье -это состояние физического, духовного, социального благополучия.

Здоровый образ жизни - образ жизни , способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья .

Здоровый образ жизни предполагает : рациональное питание, регулярные занятия физкультурой, сочетание труда и отдыха, хорошее настроение. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни . Здоровье зависит от многих факторов : стояние окружающей среды, социально-экономическое развитие страны, устойчивое развитие семьи , культуры педагогов и родителей.

Здоровый образ жизни - свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности , нацеленных на то, чтобы человек

Умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

Владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

Постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

Самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье .

Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией - важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального образа жизни студента .

Здоровый образ жизни - отличительная черта человеческой цивилизации. Он помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир ; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм ; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

Определяющее влияние на культуру здоровья ребёнка оказывает семья : её образ жизни , привычки и традиции. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им.

Современные исследователи выделяют наиболее актуальные воспитательные функции семьи :

влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий, с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

в семье формируются те качества , которые нигде, кроме как в семье , формированы быть не могут ;

семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества : какая семья - такое общество ;

семья обеспечивает преемственность традиций;

важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина , законопослушного члена общества;

существенное влияние оказывает семья на выбор профессии .

Семья – это среда жизни и развития ребёнка , качество которой определяется рядом параметров. Влияние семьи на формирование культуры здоровья ребёнка зависит от следующих факторов :

Социально – культурного. Определяющего образовательным уровнем родителей и их ценностными установками на укрепление и сохранения своего здоровья и здоровья своих близких .

Социально-экономического.

Технико-гигиенического (условия проживания, особенности образа жизни )

На первый план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей . К этим средствам относятся : деятельность, общение, отношения.

Деятельность – основной фактор развития человека и она должна быть направлена на пользу человека.

Общение как атрибут деятельности повышает её воспитательный эффект. Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны носить ярко гуманистический характер, т. к. отношения-критерии развития семьи .

1 механизм : Поощряя определённое поведение ребёнка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих , наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил , родители внедряют в сознание ребёнка систему ценностных установок и норм культуры здоровья

2 механизм : Является индификация - подражание своим родителям. Ориентация на родительский пример.

Хочется констатировать , что родители не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни (Зарядка по утру : детей заставляем делать, а сами)

Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультуры. Занятия физкультурой должны быть повседневным мероприятием (Ну хотя бы утренняя зарядка)

Если только родители ведут здоровый образ жизни , они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни .

Необходимо в семьях вызывать детей на откровенные разговоры, что бы они делились с вами. Находить время на это, для того чтобы быть в курсе всех его дел. Самое главное в семье – это доверие . Нужно доверять тому человеку, с которым ты живёшь рядом.

Семья - это фундамент , на котором ребенок строит если не целиком свое понимание мира, то, по крайней мере, алгоритм решения стоящих перед ним проблем. Причем этот алгоритм может быть как полезным для здоровья , так и губительным.

Семья и личность неотделимы. Выявить в самом себе и в каждом члене семьи все самое лучшее , развить и отдать на общее благо - самое главное назначение семьи ! Добрые примеры всех членов семьи , их духовная связь определяют «Семь-Я » . Из множества неповторимых судеб извлечь и осмыслить некоторые закономерности, ведущие к беде или к успеху.

Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье , поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для образования вне семейных отношений и связей. Нарушение семейных взаимоотношений могут стать причиной физических и психических жалоб.

Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультурой, что представляет собой надёжную антинаркотическую пропаганду, как для собственной семьи , так и для других семей. Физкультура и наркотики - несовместимы. Очень важно, чтобы родители в семье занимались спортом или физкультурой, тем самым предоставляя наглядный пример своим детям. Посмотрев на красивое и сильное тело своего отца, ребёнок захочет иметь такое же, так как с рождения он подражает своим родителям. Занятия спортом способствуют развитию силы воли.

Занятия физкультурой в семье должны быть повседневным систематическим мероприятием (что ведёт к повышению работоспособности, улучшению настроения, как родителя, так и ребёнка; укреплению иммунитета каждого члена семьи : эмоциональная разрядка (стрессы, депрессии, следовательно, происходит укрепление внутрисемейных уз).

Необходимым моментом для родителей является поддержка контактов с учебными заведениями, местными властями. Родители должны обращать внимание детей на спортивные мероприятия (соревнования, эстафеты, массовые спортивно-художественные представления) под лозунгами пропаганды нового образа жизни , а также же не игнорировать СМИ в качестве источника спортивной информации и ЗОЖ .

Самое главное в семье - доверие . Нужно доверять тому человеку, с которым ты живёшь рядом. Особенно касается детей дошкольного и младшего - среднего школьного возраста. Ребенок очень восприимчив . Его легко ранить и обидеть. Он, словно губка, впитывает в себя всё то, что происходит вокруг него. Поэтому родителям его надо устраивать семейные походы, пикники, прогулки по набережной, выезды в город, организовывать «круглые столы» , заняться спортом, устраивать семейные соревнования и т. д. Главное, делать все, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким, всегда мог найти поддержку и совет в трудной ситуации.

Одному мудрецу задали вопрос : «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил : «Ни то, ни другое, а здоровье . Здоровый нищий счастливее больного короля».

А другой предупреждал : «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье , только когда его у нас уже нет».

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Закончим наше выступление притчей :

В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили : “Нас зовут Здоровье , Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье , юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было.

Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье , а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище.

«Здоровый образ жизни в семье»

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания к ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов:

➢ Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.

➢ Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.

➢ Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;

➢ В-третьих, культура питания.

➢ Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А , В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны:

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения;

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца);

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды);

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

➢ В-четвертых, это гимнастика, физкультурные занятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. "Береги здоровье смолоду". Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.

В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков , способствующих сохранению своего здоровья. Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении. Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:

Знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;

Умение правильно строить режим дня и выполнять его;

Умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

Понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях ;

Знание основных правил правильного питания;

Знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;

Умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;

Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры - предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века - гиподинамия, т.е. малоподвижность.

Консультация для родителей на тему:

«Быть в движении – значит быть здоровым!»
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад , многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одна из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Так, анкетирование родителей детского сада по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей показало, что только 30% родителей уверены в своих знаниях, около 20% постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию (закаливание, укрепление здоровья с помощью физических упражнений, подвижных игр).

Это означает, что сотрудникам детского учреждения необходимо осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного семейного опыта воспитания детей. В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье; снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности; увидеть, узнать работу детского сада

по физическому развитию детей; обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и в детском саду.

Учитывая интересы и способности детей, а также результаты их физического развития и здоровья, врач и инструктор по физическому воспитанию детского сада может рекомендовать детям заниматься в спортивных секциях, которые помогут ребенку приобрести кроме здоровья множество ценных личностных качеств, таких как организованность, точность, быстрота действий, сообразительность.

Опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьей и детским садом.

Уважаемые родители приглашаем вас посетить занятия и развлечения по физической культуре в детском саду.

Консультация для родителей на тему:

«Семья здоровый образ жизни»

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех.

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье.

«Здоровье – не все, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ. Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом , но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы. Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.

Прежде всего, если он болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических качеств и двигательных навыков проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, т.к. он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована, поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела. Конечно, здесь дан «портрет» идеального здорового ребенка, какого в . Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь дальше.
Формирование правильной осанки.

Обратим особое внимание на самые распространенные нарушения здоровья наших детей. Из 100% всех детей у 8% - нарушение осанки, у 10% - плоскостопие, у 10% - сколиоз. Говорят, когда-то благородных девиц их наставники били по спине, если те сутулились, привязывали косу к поясу. Неужели только суровостью можно добиться того, чтобы наши девочки держали спинки прямо, а наши мальчики походили выправкой на выпускников кадетских корпусов? Оказывается, наставники благородных девиц были хоть и суровы, но прозорливы и честно отрабатывали свой хлеб. Правильная осанка не дается нам от рождения. Это условный двигательный рефлекс, и его надо вырабатывать. Чтобы наши дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво, нам, родителям, придется приложить условия. Когда ребенок хватает еду с тарелки руками, потому что ему так удобнее, мы, взрослые, его останавливаем, показываем, как надо правильно есть, и потом следим, чтобы ребенок не сидел ссутулившись, не стоял перекосившись, и не добиваемся, чтобы навык держать спину ровно стал естественной потребностью?

Приятно посмотреть на ребенка, который голову держит прямо, у которого плечи развернуты и находятся на одном уровне. Живот подтянут. Сбоку видно, что позвоночник образует красивую, волнообразную линию с небольшими углублениями в шейном и поясничном отделах.

Между прочим, правильная осанка не только красива, но еще и функциональна, потому что при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, а хорошая, соответственно, сохраняя их в норме. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает во время как физической, так и умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза. А хорошая осанка может от этих бед предохранить.

Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз.

Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. На рабочем столе слева ставится настольная лампа с лампочкой мощностью 50-60 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет не падал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению. Вредно читать в движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. В результате наступает ухудшение зрения. Когда ребенок читает лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещенность ее недостаточна. Привычка читать лежа наносит вред зрению.


Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаз с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Это может вызвать различные заболевания глаз, например, воспаление слизистой оболочки – коньюктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения. Поэтому глаза нужно беречь. От травм, от попадания инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.
Режим дня.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все родители уже достаточно, наслышаны о пользе режима дня, так что доказывать эту пользу необходимости, пожалуй, нет. Режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Это – рациональное чередование работы и отдыха. Известный ученый И. Павлов отмечал: «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться». Уроки, занимающие в жизни детей подготовительной группы определенное место, требуют усиленной работы головного мозга. Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

Чтобы предупредить все неблагоприятные последствия, нужно правильно построить режим дня ребенка:

● продолжительность занятий должна учитывать возрастные возможности;

● должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе);

● необходимое время должно быть отведено на сон.


Пребывание детей на воздухе.

Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость. Зачастую «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.


Питание.

О требованиях к питанию нужно говорить отдельно. Здесь мы только подчеркнем, что надо всячески противостоять складывающейся у ребенка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.

Гигиена сна.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность во сне составляет в 7 лет 10-11 часов. Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим. Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул. Конечно, он уже не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразиться на сне – будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.

«Но как быть, - спрашивают иные родители, - если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать, сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения : не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, т.к. это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

Ароматерапия для детей.

Запахи играют очень важную роль в нашей жизни. Очень часто они бывают тесно связаны с определёнными событиями. Наш организм мгновенно реагирует, если какой-то запах вызывает у нас приятные или неприятные ассоциации и воспоминания. Причём реакция эта, как правило спонтанна. Даже спустя много лет запах матери, например, вызывает у нас знакомые с детства чувства тепла и защищённости. Это связано с тем , что, будучи малышами, мы познавали окружающий мир с помощью органов чувств.

Ароматерапия представляет собой лечение с использованием различных запахов. Эти запахи, или ароматы, в виде эфирных масел приходят к нам из растительного мира - от цветов, деревьев, кустарников и трав. Эфирные масла применяются очень широко. Но именно нашему чувству обоняния, которое тесно связано с эмоциональным состоянием, мы обязаны чудодейственной целительной и гармонизирующей силе ароматерапии.

Ароматерапия существует не только для того, чтобы лечить уже развившуюся болезнь. Она является весьма реальной защитой от различных бактерий и вирусов. Ароматерапия укрепляет естественные силы организма, способствует решению множества задач по достижению здоровья и красоты. Она позволяет нам, используя целительные возможности природы, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и счастливой.

Дети чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна. Применение средств ароматерапии в детской комнате позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.

Дети больше всего любят тёплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится ещё в состоянии развития , применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, а рома медальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута. Этот метод применяется для ароматизации воздуха в детской комнате.

Смесь для поднятия настроения - масло апельсина - 2 капли, масла иланг- иланга - 2 капли.