Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили. Тестовые задания для подготовки к экзаменам (раздел "Экономика"). в экономике можно проиллюстрировать данным примером

В 2013 году в контрольные измерительные материалы по обществознанию внесены изменения.

Изменения таковы:

1. Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения - факты, суждения - оценки, суждения - теоретические утверждения.

Пример

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А ) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б ) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В ) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен науглеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г ) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка. (Д ) Акции как ценные бумаги являются представителями реального капитала и в определённой мере отражают его величину.

Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д
1 1 2 2 3

2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Скорректированы требования и усовершенствованы критерии оценивания задания С9.

Пример

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Философия: «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А.Амбарцумян)

Экономика: «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т.Хейне)

Социология, социальная психология: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г.Ананьев)

Политология: «Разделяй и властвуй» – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равномилостив». (А.Ф.Кони)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К10 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2–К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания.
Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании.
1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании. 0
К2 Характер и уровень теоретической аргументации.
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл.
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. 2
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения. 1
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).

ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой.

0
К3 Качество фактической аргументации.
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. 2
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. 1
Фактическая аргументация отсутствует.

ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису.

0
Максимальный балл 5

3. Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8.

Пример С5

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;

(Может быть приведено иное, близкое по значению определение.)

2) два предложения с информацией о политическом режиме,опирающейся на знания курса, например:

− «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»;

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

Раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. 2
Раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.

ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен вдвух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия.

1
Смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества и качества составленных предложений.

ИЛИ Раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, или одно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в одном-двух составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.

ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.

ИЛИ Ответ неправильный.

0
Максимальный балл 2

Примечание:

Пример С8

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и ихвоздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии скоторым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
При анализе ответа учитываются:

наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно – формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие налогов и их виды:

А) прямые;

Б) косвенные.

2. Системы налогообложения:

А) пропорциональная;

Б) прогрессивная;

В) регрессивная.

3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций:

А) фискальная;

Б) частичное перераспределение доходов;

В) регулирование экономических отношений;

Г) стимулирующая;

Д) контрольная и др.

4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.

5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
(отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы). 3
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Один из пунктов плана детализирован в подпунктах.

ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах.

2
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух изотмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. 1
План по структуре и (или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы).

ИЛИ План по своей структуре является простым и содержит один-два пункта.

0
Максимальный балл 3

Примечание: красным цветом отмечены изменения в критериях оценивания.

Итак, изменения в КИМ 2013 года по сравнению с КИМ 2012 годом:

1. Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения – теоретические утверждения. Данное изменение позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент – положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.

2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Такое объединение оправдано с точки зрения тематической близости этих областей науки. Экзаменуемый получает возможность использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук при написании эссе.

3. Скорректированы требования задания С9.

4. Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.

При составлении статьи были использованы материалы :
1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по обществознанию (http://www.fipi.ru).
2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию (http://www.fipi.ru).

9 класс

Тестовые задания для подготовки к экзамену по блоку «ЭКОНОМИКА»

1 вариант

1. Экономика – это область знаний, которая изучает

1) законы становления, развития и функционирования общества в целом.

2) общественные отношения и процессы, возникающие по поводу власти.

3) способы распределения обществом ограниченных ресурсов.

4) правильное и достойное поведение человека в обществе.

2. В стране Н. правительство принимает конкретные решения об объемах и номенклатуре производства, уровне заработной платы всех категорий работников, устанавливает цены и тарифы. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Н.?

1) смешанному

2) командному

3) рыночному

4) традиционному

3. Потребитель огражден от принуждения продавца, поскольку имеются другие продавцы, у которых он может купить нужный ему товар. Какой тип хозяйственной системы характеризует этот признак?

1) смешанной

2) командной

3) рыночной

4) традиционной

4. Один из отличительных признаков рыночной экономики –

1) однотипность и устойчивость производимых продуктов на протяжении многих лет

2) уравнительное распределение производимых продуктов

3) преобладание частной собственности на ресурсы

4) централизованное принятие основных экономических решений

5. Для рыночной экономики характерно

1) равноправие форм собственности

2) государственное принуждение граждан к труду

3) государственное регулирование ценообразования

4) централизованное планирование производства.

6. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. В условиях рыночной экономики производство, обмен, распределение доходов регулируются обычаями, освещенными временем.

Б. В условиях командной (централизованной) экономики преобладает частная собственность на природные факторы производства

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Процесс строительства загородных коттеджей сопровождался увеличением спроса на строительные материалы высокого качества. Это пример функционирования рынка

1) информации

2) товаров

3) капиталов

4) фондового

8. Предприниматель К. подарил детскому дому, в котором воспитывался, два автомобиля «Газель». Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

9. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

А. Две крупнейшие в стране энергетических компании заявили о своем слиянии. Б. Это вызвало значительный рост курса акций большинства наиболее крупных предприятий.

В. Однако, вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке, рост курса цен будет носить устойчивый характер. Г. По всей видимости, продавцы подорожавших акций стремятся зафиксировать свою прибыль.

1) фактический характер

10. Что характеризует экономику в значении «наука»?

1) изучение моделей функционирования рынка связи

2) продажа населению туристических путевок

3) развитие сетей мобильной связи

4) конфискация большой партии контрафактных мобильных телефонов

11. Фабрикант П. приобрел виллу на берегу Черного моря. Она стала четвертой среди его приморских резиденций. Правда, проводить свой отпуск П. привык на заграничных курортах. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

12. В стране С. законами гарантируется равенство предприятий различных форм собственности. Во главу угла успеха предприятия ставят интересы потребителя. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны С.?

1) плановому

2) командному

3) рыночному

4) традиционному

13. Признак, в равной степени присущий как рыночной, так и плановой экономике, -

1) наличие свободной конкуренции товаропроизводителей

2) многообразие и равноправие форм собственности

3) директивное установление цен на большинство товаров

4) наличие системы разрешения трудовых споров

14. В стране существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудится на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны носит рыночный характер?

1) промышленное производство сосредоточено на крупных предприятиях

2) производители продукции свободно конкурируют между собой

3) между предприятиями существуют договорные отношения

4) отношения работодателей и работников регулируются трудовым законодательством.

15. Какой признак отличает рыночную экономическую систему от плановой?

1) стремление к издержкам производства

2) экономическая свобода производителя и потребителя

3) возможность существования предприятий разных форм собственности

4) директивное установление цен на большинство товаров

16. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. В условиях традиционной экономики производство, обмен, распределение доходов регулируются обычаями, освещенными временем.

Б. В условиях командной (централизованной) экономики преобладает монополия государства на наем эксплуатацию рабочей силы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17. В стране, традиционно лидирующей в качестве центра туризма, произошло землетрясение. Цены на турпутевки упали в среднем на 20%. На каком из рынков произошли колебания цен.

1) кредитов

2) услуг

3) капиталов

4) фондового

18. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

А. Влиятельное международное агентство повысило инвестиционный рейтинг России. Б. Можно предположить, что теперь иностранные фирмы с большим доверием будут вкладывать свои капиталы в отечественную экономику. В. Прежде всего ожидаются инвестиции в нефтегазовую отрасль. Г. Однако, маловероятно размещение долговременных средств в иные отрасли хозяйства.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность перенесите в бланк ответов.

19. Найдите в приведенном списке черты рыночной системы хозяйствования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) централизованное ценообразование

2) свобода товаропроизводителя

3) частная собственность на средства производства

4) конкуренция товаропроизводителей

5) директивное планирование производства

6) диктат производителя над потребителем

20. Найдите в приведенном ниже списке прямые налоги и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) подоходный

2) на добавленную стоимость

3) на имущество

4) акцизный сбор

5) на наследство

6) таможенная пошлина

Запишите цифры в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов (без пробелов)

Ответы:

1 – 3

2 – 2

3 – 3

4 – 3

5 – 1

6 – 4

7 – 2

8 – 2

9 – 1122

10 – 1

11 – 1

12 – 3

13 – 4

14 – 2

15 – 2

16 – 3

17 – 2

18 – 1222

19 - 234

20 - 135

Учебный год подходит к концу‚ впереди сдача ЕГЭ и поступление в вуз!

Итак‚ в 2013 году выпускники сдают два обязательных предмета (русский язык и ) и два на выбор. После ЕГЭ-2012 было много разговоров о грядущих нововведениях. Но процедура осталась прежней‚ изменились сами задания‚ причем не по всем предметам. По данным Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)‚ контрольно-измерительные материалы (КИМ) по математике‚ биологии‚ химии‚ физике‚ будут такими же. При этом экзамены по информатике и иностранным языкам станут сдавать в привычной форме‚ а не на компьютерах и не в форме аудирования‚ как предполагали.

В КИМах по усовершенствовали систему проверки‚ а по и ИКТ немного изменили последовательность заданий во второй части работы. Кроме того‚ вместо краткого ответа по теме «Кодирование текстовой информации» нужно будет рассказать о рекурсивных алгоритмах.

По русскому языку поменяли формат задания А1. Если раньше необходимо было указать правильный вариант‚ то в 2013 году надо найти неверный. Например:

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква‚ обозначающая ударный гласный звук?

1) позвонИм;

2) рвалА;

3) грАжданство;

4) давнИшний.

Кроме того‚ теперь можно не бояться того‚ что вы не успеете закончить работу: продолжительность экзамена по русскому языку увеличили на 30 минут — с трех до трех с половиной часов. Зато время по математике‚ ‚ литературе‚ информатике и ИКТ по требованию СанПиН сократили — вместо четырех часов придется уложиться в 235 минут.

В КИМах по географии в части 2 стало на один вопрос меньше (теперь их 43)‚ и максимальный первичный балл снизился с 54 до 53. Появилось новое задание базового уровня сложности (А24) на умение определять и сравнивать по разным источникам тенденции развития социально-экономических процессов. Если вы внимательно прочитаете условие‚ то сделать правильный вывод‚ опираясь на данные таблицы‚ будет нетрудно! Введено и новое задание повышенного уровня сложности (В5) на определения различий во времени в разных часовых зонах. В качестве иллюстрации приложат карту с часовыми поясами.

Усложнилось задание В5 по обществознанию . Количество суждений в условии увеличено с четырех до пяти‚ их нужно распределить по трем группам (раньше их было две): суждения-факты‚ суждения-оценки‚ суждения — теоретические утверждения. Текст может быть таким.

(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своем слиянии.

(Г) Акции нефтяных компаний становятся локомотивами фондового рынка.

(Д) Акции как ценные бумаги являются представителями реального капитала и в определенной мере отражают его величину.

Темы‚ предлагаемые для написания эссе‚ сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Объединены темы‚ которые нужно раскрыть с учетом положений социологии и социальной психологии‚ причем в мини-сочинении разрешено использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук.

Наиболее радикальные перемены коснулись экзамена по — они есть и в структуре‚ и в содержании КИМов. Усилен блок на проверку аналитических и информационно-коммуникативных навыков‚ расширена часть 2 с 12 до 13 вопросов‚ добавлены задания на работу с исторической картой (В8 — В11) и иллюстративным материалом (В12 — В13). Поэтому запоминайте местонахождение городов и географию походов полководцев! Также изменена структура задания В9 на анализ исторического источника.

В В10 при систематизации информации (выбор лишнего термина из предложенного ряда) требуется указать цифру‚ которой обозначен правильный ответ‚ а не выписать само слово. В части 3 изменена структура задания С5: теперь нужно привести аргументы и в поддержку‚ и в опровержение определенного явления‚ процесса. Кстати‚ максимальный балл здесь увеличен с 3 до 4.

А1. Какой из принципов характерен для индустриального общества?
2) Появление массовой культуры.
А1. Потребности человека в трудовой деятельности и общественной активности относятся к потребностям.
1) Социальным.
А1. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как.
1) Развивающуюся систему.
А1. Этические нормы, благодаря которым регулируются отношения мужду людьми, яляются непосредственным продуктом деятельности.
1) Материально-производственной.
А1. Проявлением человека как личности является (-ются)
1) Участие в жизни общества.
А1. Реорганизация структуры федеральных органов исполнительной власти представляет собой пример деятельности.
4) Социально - преобразовательной.
А2. В познании общества в отличие от познания природы.
2) Объект и субъект познания совпадают.
А2. Субъектом познавательной деятельности является.
4) Учёный - исследователь
А2. Знания, соответствующие предмету познания, принято считать.
2) Истиной.
А2. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоритическом уровне научного познания?
4) Выдвижение гипотезы.
А2. Гуманизация образования предполагает
1) Возможность выбора ребёнком индивидуального учебного плана.
А2. Культура, в наиболее широком смысле слова, - это.
2) Все достижения человечества с момента его возникновения.
А3)Проблема социальной ответственности ученого приобрела особую остроту, так как
3)Ученый подошли к открытиям имеющим непредсказуемые послдествия
А3)1)Процент тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо полное(среднее) образование, одинаково в обеих странах.
А3)Художественное литературное произведение N просто и понятно по содержанию, в нем присутствует национальный колорит.Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что произведение N относится к народной, а не к массовой культуре&
3)Оно передается от поколения к поколению.
А3)Какую функцию науки иллюстрирует практическое внедрение морозоустойчивых, скороспелых сортов растений?
1)Производственную.
А3)Характеризуя постиндустриальное общество, студент допустим ошибку, назвав один из признаков, характерных для традиционного общества.Найдите ошибку, сделанную студентом.
1)Сословные привилегии затрудняют соцальную мобильность.
А3)Деятельность Всемирной торговой органиции, Международного валютного фонда, Всемирного банка, транснациональных корпораций идёт в русле процесса.
1)Клобализация.
А4)Верни ли следующие суждения о глобыльных проблемах современного общества?
А.Клобальные проблемы могут быть решены отдельными странами.
Б.Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации
4)Оба суждения неверны.
А4)Верны ли следующие суждения о социальных институтах?
А.Образование как социальный институт с другими социальными институтами объединяет наличие профессионально обученых кадров и регламентация их деятельности.
Б.Социальные институты возникли в связи объективной потребностью общества регулован сферу социальных отношений.
3)Верны оба сеждения.
А4)-//- о человеке.
А.Все постпки человека по своей природе рациональны, сообразуется с разумом
Б.На поведение человека влияют подсознания, природные институты и влечения
2)Верно только Б
А4)-//- об обсолютной истине.
А.В период индустриального общества произошел промышленый переворот.
Б.В постиндустриальном обществе человек центся в первую очередь как представитель родовой или этической общности
1)Верно только А
А4)-//- об истинном знани?
А.Истинног знание обязательно разделяется большинством людей
Б.Истиноное знание всегда соответствует позновательному объекту
2)Верно только Б


А5. Рыночная экономика характеризуется.
2) Ограниченной ролью государства в экономике.
А5. К отличительным признакам традиционной экономической системы относится.
1) Преобладание ручного труда.
А5. Граждане России получают общее образование, финансируемое из государственного бюджета. Какая функция государства непосредственно проявляется в этом факте?
1) Производства общественных благ.
А5. Примером экономического явления, изучаемого микроэкономикой, является (-ются)
3) Банкротство крупного предприятия.
А5. Встране Z правительство принимает конкретные решения от объёма и структуры производства, уровня зароботной платы всех категорий работников, устанавливает цены и тарифы. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
4) Командному.
А5. К очевидным преимуществам рыночной экономики следует отнести.
1) Разнообразие производимых товаров и услуг.
А6. Экономические ресурсы, непосредственно задействованы в создании конкретного товара и услуги, называют.
2) Факторами производства.
А6. Фирма «Васильки» объявила услоия конкурса на вакантное место то-менеджера. Это пример функционирования рынка.
1) Труда.
А6.Две крупным энергетических компании объявили о своём слиянии. Это событие вызвало рост курса акций большинства энергетических компаний страны. Пример отражает колебания цен на рынке.
4) Фондовом.
А6. Направлением государственной политики, обеспечивающим повышение уровня занятости населения, в рыночной экономике является.
4) Создание возможностей для переквалификации.
А6. В период экономического кризиса в стране сократились производство и занятость во всех отраслях экономики. Возникшая в связи с этим безработица имеет характер.
2) Циклический.
А6. Что является доходом потребителя от использования собственности?
3) Дивиденты по акциям.
А7)Индивидуальным подходным Диалогом обладают доходы физических лиц.Объектов налогов является
4)Зароботная плата работника
А7)Косвенным является налог
3)На добавленую стоимость
А7)Стотьи государственногу бюджета включают в себя
4)Расходы на обслуживание внешнего долга
А7)гражданин Д. приобрел ценные бумаги удостверяющие его право владения паем в строительной фирме и дающему ему право на получение ежегодного дохода.Эти ценные бумаги-
3)Акции
А7)Пропорциональной назвыют шкалу налогов, предусматривающую
1)Еддинуюставку для любого по величине объекта налога
А7)Статьи государственного бюджета включает в себя
1)Расходы на обслуживание внешнего долга
А7)Коммерчиские банки
1)Аккумулируют сбережения граждан и капитал фирм.
А8) 4)Повышением заботы граждан о собственном здоровье.
А8) 3)Завершением учебного года.
А8) 1)Повышением налогов на прибыль фирмы.
А8) 2)Повышением налогов на прибыль фирмы
А8) 1)Увеличением объемов строительства доступного жалья
А8) 2)Появлением в продаже эффективных средств для самостоятельного ухода за волосами.
А8) 2)Наличие домашнего животного стало популярным у населения.
А9. Верни ли следующие суждения о командной экономической системе?
А. Характерной чертой командной экономики является государственное регулирование цен.
Б. Характерной чертой и преимуществом командной экономики является слабо выраженная дифференциация населения по доходам.
3) верны оба суждения.
А9. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
А. Государственный бюджет предусматривает расходы на производство экономических благ.
Б. Традиционно в РФ государственный бюджет составляется на пять лет.
4) Оба суждения неверны.
А9. Верны ли следующие суждения о рынке труда?
А. Объектом купли - продажи на рынке труда является право пользования умственных и физических способностей людей для производства товаров и услуг.
Б. Спрос на рынке труда предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определённого типа и сложности.
1) верно только А.
А9. Верны ли следующие суждения о функциях государства в рыночной экономике?

Б. В рыночной экономике только государства распределяет ресурсы меджу отраслями и предприятиями.
1) верно только А.
А9. Верны ли следующие суждения о мировой экономике?
А. На современном этапе международного разделения труда промышленное производство переносится из стран Запада в другие страны.
Б. В современном мире ряд стран специализируется на производстве информации и наукоёмких технологий.
3) Верны оба суждения.
А9. Верны ли следующие суждения о функциях государства в рыночной экономики?
А. Государство в рыночной экономике обеспечивает экономическую свободу хозяйствующих субъектов.
Б. В рыночной экономике только государство распределяет ресурсы между отраслями и предприятиями.
1) Верно только А.
А9.Верны ли следующие суждения о затратах фирмы?
А. Часть затрат фирмы не зависит от количества и качества производимой продукции.
Б. Затраты фирмы связаны с приобретением необходимых факторов производства и организаии сбыта товара.
3) верны оба суждения.
А10)По каком критерию определяется такая социальная общность как сельчане?
1)Территориальному
А10)В свидетельстве о рождении гражданина К. Указано что национальность его родетелей-русские.Это подчеркивает их принадлежность к общности
4)Этносоциальной
А10)Семья любого типа характеризуется. ..
А10)Общие особенности языка, историческая память, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки-признаки общности
4)Этнической
А10)Одним из проявлений отклоняющегося поведения выступает
1)Нарушение правил корпоративного поведения.
А10)Различные формы организованного и стихийного воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают социальный опыт, представляют собой процесс
4)Социализации.
А11) 1)Мнение, что в семье у всех должны быть разные права, преобладает среди кореспондентов с высшим образованием
А11) 1)Все важнейшие семейные проблеммы Сергей Степанович Решает Единолично.
А11.В ходе социологических опросов проведеных в 2004 и 2008 гг в стрене Z, предлагалась
такая формулировка одного из пунктов анкеты: как вы относитесь к своей работе?
таблица>
Какой вывод можно сделать на основе данных этой таблицы?
1)Доля респондентов, работающих не по своей специональности, возросла
А11.Рекомендация: Общаясь с людьми, думай не о своей выгоде, а о выгоде того с кем общаешся
пример 1)Социональной нормы
А12.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А.Социальная мобильность-это разделение общества на группы.Занимающие разное
Положение Б.Горизонтальная социальная мобильность предпологает изменение социального статуса человека
4)оба суждения не верны
А12.Верны ли следуюзие суждения об особенностях социанальной мобильности?
Б.Семья и брак являются социанальным лифтом если в брак вступают представитель групп
разных социальных статусов
3)верны оба суждения
А12 Верны ли следующие утверждение о семье?
А.Одной из важнейших функций семьи является воспитание детей.
Б.Благодаря семие ребенок приобретает первый опыт труда и общения.
3)Верны оба суждения
А12.Верны ли следующие суждения о видах социальной мобильности?
А.К горизонтальномы виду мобильности относится переход человека в более высокий социальный слой
Б.К вертикальному виду мобильгности относится понижение по службе
2)Верно только Б
А12.Верны ли следующие суждение об особеностях социальной мобильности?
А.Образование является одним из каналов вертикальной мобильности
Б.Семья и брак является социалым лифтом если в брак вступают представители групп разных социальных
статусов
3)Верны оба суждения
А12.Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
А.Социальное неравенство проявляется в наличии льгот и привелегий
Б.Социальное неравенство стимулирует социальную мобильность личности
3)Верны оба суждения
А12.Верны ли следующие суждения о социальных нормах
А.Все ценностные представления людей могут быть воплощены в правовых нормах
Б.К социальным нормам относятся традиции и обычаи
2)Верно только Б
А13.Правом роспуска Государственной Думы РФ обладает
3)Президент РФ
А13 Подсистема политической системы, включающая государства, партии, общественоо-политические движени, называетс
4)Организационной
А13.К культурному компоненту политической системы относятся
1)Политическая идеология
А13Государство является главным институтом политической системы, потому что
1)Обладает суверенитетом
А13.По форме государственного устройства государства делятся на
3)Унитарные и федеративные
А13.Глава государства получает власть по наследству, но фактически обладает только
представительскими функциями и олицетворяет единство нации в
1)Парламентарной монархии
А14.Какое понятие используется для обозначени способов и методов осуществления
государственной воасти в обществе?
3)Политический режим
А14.ПРопрорциональную избирательную систему характеризует
4)Проведение избирательных компаний
А14.Укажите тип партии, выделяемый по идеологическому признаку
3)Социал-демократическая
А14.Только для пропорциональной избирательной системы является характерный
4)выдвижение кандидатов списком от политических партий движений
А14.Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что
2)Избиратель голосует за списки кандидатов от избирательых объединений или партий
А14.Какой из перечисленых признаков характерен как для мажоритарной системы как и для
пропорциональной избирательной системы*?
2)Проведение нескольких туров выборов с выбытием кандидатов
Выдвижение кандидатов от различных политических партий и движений, их конкуренция
между собой характеризуют принцип политического
2)Плюрализма
А15.Высшие органы государственной власте в стране Z формруются выборным путем.Какая дополнительная
информация позволит сделать вывод о том что даное гоударство является парламентской распубликой?
1)Главой правительства становится лидер партии победившей на парламентских выборах
А15.Верховная власть в государстве z является парламентской манархией?
4)Правительство подотчетно парламенту
А15.В государстве Z права и свободы граждан гарантируются законом в СМИ представлен
широкий спектр политических взглядов.Какому политическому режиму присущи эти черты?
4)Демократическому
А15 В государстве Z регулярно выборы на альтернативной основе.опозиция имеет
равные права на пропаганду своих взглядов наряду с правящей элитой.Какой политический
режим сложился в государстве z?
3)демократический
А15.Лидер опозиционой партии принял участие в теледебатах. Какую из функций
политической партии в обществе иллюструрует этот пример?
4)Пропаганда идеологии и программы партии
А15.В предверии парламентских выборов в стрене z социологическими слуббами проводился
опрос Респонлентам предстояло ответить на вопрос каким образом вы участвуете в полической жизни
общества (деограмма)
Какой вывод может быть сфломулирован на основе приведеных даных?
4)Устойчивых однозначных тенденций в развития форм политического участия граждан не прослеживается.
А16. Верны ли следующие суждения о демократии? Одним из условий формирования и развития демократии является.
А. Наличие единой идеологии, общей для всех граждан.
Б. Грамотность населения, гражданская политическая культура.
2) Верно только Б.
А16. Верны ли следующие утверждения о ценностях демократии? В современном демократическом обществе.
А. Власти отвечают перед гражданами за свои действия общественной сфере.
Б. Граждане реализируют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей.
3) Верны оба суждения.
А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Признаками политической партии могут быть устойчивость состава и наличие программы.
Б. Партия стремится к достижению и осуществлению политической власти.
3) Верны оба суждения.
А16. Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Политическая власть опирается на признание своих полномочий со стороны общества.
Б. В осуществлении политической власти участвуют государственные органы.
3) Верны оба суждения.
А16. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации?
А. Средства массовой информации находятся вне сферы, контролируемой законами и государством, подчиняясь только своим владельцам.
Б. Средства массовой информации в демократическом обществе могут беспрепятственно отстаивать любые политические взгляды, включая эксиремистские.
4) оба суждения неверны.
А16. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?
А. СМИ являются политическим институтом, оказывающим влияние на формирование общественного мнения.
Б. Под влияникем СМИ ряд избирателей принимают решение о том, как им голосовать на предстоящих выборах.
3) Верны оба суждения.
А17. За какое из перечисленных ниже правонарушений ответственность наступит по нормам административного права?
2) Гражданка О. Разорила лесной муравейник на поляне, где она регулярно выгуливала собаку.
А17. К конституционным обязанностям граждан РФ относится.
4) Защита и охрана природных ресурсов.
А17. Согласно Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются(-ется)
4) референдум и свободные выборы.
А17. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм.
1) Имеющие обязательный характер и поддерживаемые силой государства.
А17. Семнадцатилетние юноши, возвращаясь с футбольного матча, в метро сели на ступени (Нецензурная брань).
3) Административная
А18)Обязательным участником гражданского судопроизводства 4)Истец
А18)Согласно Гражданскому кодексу РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме 3)Унитарных предприятий
А18)Согласно Гражданскому кодексу РФ юридические лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, является 1)Коммерческой организацией
А18)Согласно Гражданскому кодексу РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в фотрме 2)унитарного предприятия
а18)Согласно Трудовому кодексу РФ к обязанностям работадателя относят 2)Обеспечение безопасности и условий труда
а18)Добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, основной задачей которого является оказание юр.помощи гражданам и организациям-это 2)Адвокатура
А19)Фирма «Гладиолус» 2)Произовд.Кооператив
а19)Ирина претендует на наследство 2)Истец
А19)Производств.Кооператив «Уют в доме» 2)Арбитражному
А19)Николай обратился в суд 4)Гражданского
А19)Между производственным кооперативом «бублик» и ЗАО «Конд.Фабрика» 3)Административного
А19)В какой из приведенных ситуаций действия 4)За неявку на работу без уважительной причины
А20)Верны ли следующие суждения о праве на благоприятную окружающую среду и способах защиты?
А.Право на благоприятную окружающую среду продпологает что каждый имеет право на достоверенную информацию о ее состоянии.
Б.Государство устанавливает нормативы допустимого изъятия природных ресурсов с целью предупредить их истощение
3)Верны оба суждения
А20)-//- о правах и обязаностях налогоплательщиков?
А.Налогоплательщики обязаны встать на учет в органах внутрених дел по месту регистрации.
Б.Налогоплательщики имеют право получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.
3)Верны оба суждения.
А20)-//- о праве на благоприятную окружающую среду и способах защиты?
А.граждане РФ могут защищать свои права на благоприятную окружающую среду...
Б.Право граждан на благоприятную окружающую среду предпологает возможность участия в подготовке… экологическиз решений
3)верны оба суждения
А20)-//- о гражданстве РФ?
А.Одним из условий приобретения гражданства РФ является наличие законного источника средств к существованию.
Б.Лицо не имеющее гражданства РФ, автоматически приобретает его, заключив брак с граданином РФ.
4)Оба суждения неверны
А20)-//- о законотворческом процессе в РФ? В РФ правом законодательной инициативы наделены
А.Кандидаты в депутаты Государственной Думы
Б.Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации
2)Верно только Б
А20)-//- о Конституции РФ?
А.Конституция РФ определьяет политико-правовой статус субъектов РФ
Б.Основному Закону государства не должны противоречить конституционный и обычные законы или подзаконные акты
3)Верны оба суждения

Часть Б

Б1. Мажоритарная. ПРАПОРЦИОНАЛЬНАЯ.
Б1. Одна из форм общественного прогресса РЕВОЛЮЦИЯ.
Б1. Физиологические. СИСТЕМА.
Б1. Эксперимент. НАБЛЮДЕНИЕ.
Б1. Революция. РЕФОРМА.
Б2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к правам работника.
5) Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности.
6) Бережно относиться к имуществу работодателя.
Б2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного теоритического познания.
2) Фиксация показателей приборов.
4) Проведение эксперимента.
Б2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды искусства.
1) Музей.
2) Библиотека.
Б2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются примерами услуг.
1) Пара обуви.
5) Легковой автомобиль.
Б2. Ниже приведён перечень качеств(свойств), присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.
2)Темперамент.
5)Задатки.
Б2. Ниже приведён перечень свойств и качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.
3) Чувствительность к боли.
4) Генетическая предрасположенность.
В3)А.Доминирующая роль церкви и армии в обществе
А-1; Б-3; В-2; Г-1; Д-2
В3)А.расширение посевных площадей
А-2; Б-1; В-2; Г-1; Д-2
В3)А.Полгода жители городка на морском побережье обслуживаю туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу.
А-2; Б-3; В-1; Г-4; Д-1
В3)Повышение в должности
А-2; Б-1; В-1; Г-2; Д-2
В3)Контракты на поставку зерна
А-3; Б-1; В-2; Г-1; Д-3
В3)Расширение посевных площадей
А-2; Б-2; В-1; Г-2; Д-1
В4)Найдите в приведенном списке черты, присущее научному пониманию истинности знаний.
1;3;5
В4)-//- примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций.
3;4;6
В4)-//- формальные позитивные санкции.
1;3;4;5
В4)-//- проявленя хозяйственно-экономической функции семьи.
1;2;4(1)Ведение домашнего хозяйства)
В4)-//- проявления хозяйственно-экономической функции семьи.
3;4;6(1)воспитание детей)
В4)-//- признаки, присущие только пропорциональной системе
1;2;4
В5)А-2; Б-1; В-1; Г-2
В5)А-1; Б-1; В-1; Г-2
В5)А-1; Б-1; В-2; Г-2
В5)А-1; Б-2; В-2; Г-1
В5)А-1; Б-1; В-1; Г-2
Б6) 731458.
Б6) 354867.
Б6) 732518.
Б6) 218549.
Б6) 594672.
Б6) 926843.
Б7. По конституции государство Z является социальным.
1,4,5.
Б7. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки.
1,3,6.
Б7. Экономика страны Z основана на натуральном хозяйстве и ремесле.
1,4,5.
Б7. Что позволяет отнески сказания, былины, обрядовые песни.
1,3,5.
Б7. В стране Z городское население растёт быстрее сельского.
1,2,6.
Б7. Французский физик Жозеф Лун Гей - Люссак.
2,3,6.
ответы 100%

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 37 заданий.

  • Часть 1 включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
  • Часть 2 состоит из 8 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.
  • Часть 3 включает 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номеромвыполняемого вами задания (A1-A20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

1) прогрессом
2) революцией
3) контрреформой
4) эволюцией

А2 Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

1) техника
2) общество
3) экономика
4) культура

А3 Какую функцию науки иллюстрирует разработка учёными новых градостроительных принципов?

1) познавательную
2) мировоззренческую
3) прогностическую
4) социальную

А4 Верны ли следующие суждения о личности?

А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А5 В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительнаяинформация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?

1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков
2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство
3) города являются центрами экономической жизни
4) собственником земли и предприятий является государство

А6 Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?

1) выручка от реализации
2) размер инвестиций в производство
3) рост числа работников
4) чистая прибыль

А7 Центральный банк, в отличие от коммерческих банков,

1) осуществляет финансовые операции
2) производит эмиссию денег
3) участвует в торгах на валютной бирже
4) работает с вкладами граждан и фирм

А8 На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S1 в положение S2? (На графике по вертикали - цена товара, по горизонтали - количество товара.)

1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки
2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков
3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков
4) рост тарифов на электроэнергию

А9 Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.

Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А10 К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

1) размер дохода
2) форма проведения досуга
3) черты характера
4) политические убеждения

А11 В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

Какой вывод можно сделать на основании гистограммы?
Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек
2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100-500 тыс. человек
3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек
4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10-100 тыс. и 100-500 тыс. человек

А12 Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.

Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А13 Республика - это форма

1) государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами
2) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов
3) многопартийной политической системы
4) правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти

А14 Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.
2) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.
3) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.
4) Выборы проводятся на безальтернативной основе.

А15 В стране Z главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z - парламентарная монархия?

1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.
2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.
3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система.
4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав.

А16 Верны ли следующие суждения о государственной власти?

А. Государственная власть является разновидностью политической власти.

Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А17 Конституцию от всех других федеральных законов отличает

1) высшая юридическая сила
2) обязательность для всех граждан
3) государственная обеспеченность
4) нормативно-правовой характер

А18 Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста

1) 16 лет
2) 18 лет
3) 21 года
4) 14 лет

А19 Предприятие Z, специализирующееся на оказании мелких бытовых услуг, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия.
Какова организационно-правовая форма этого предприятия?

1) унитарное предприятие
2) производственный кооператив
3) хозяйственное товарищество
4) хозяйственное общество

А20 Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских правоотношений?

А. Гражданские правоотношения - это исключительно имущественные правоотношения.

Б. Закон допускает свободу выбора при определении собственного поведения участниками гражданских правоотношений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 Запишите слово, пропущенное в таблице.

Судопроизводство

В2 Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


В3 Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д


В4 Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность

Ответ: ___________________________.

В5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А)Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б)Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В)Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г)Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г

В6 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек живет в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов :

1) знание
2) общество
3) группа
4) позиция
5) отношение
6) норма
7) закономерность
8) поведение
9) экономика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е


В7 В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок средств производства
2) чистая конкуренция
3) местный рынок
4) рыночный дефицит
5) монополия
6) рынок услуг

Ответ: ___________________________.

В8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.

Ответ: ___________________________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1-С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания C1-C4.

(Р.Т. Мухаев)

С2 Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

С3 Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

C4 Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, - с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

__________________________________________________

С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

С6 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

С7 По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек - в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек - в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

С8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (C9.1- C9.6) .

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

C9.1 Философия
С9.2

Социальная
психология


С9.3 Экономика
С9.4 Социология
С9.5 Политология
С9.6 Правоведение

В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 2 А11 4
А2 4 А12 3
А3 4 А13 2
А4 2 А14 3
А5 4 А15 1
А6 4 А16 1
А7 2 А17 1
А8 2 А18 1
А9 2 А19 2
А10 1 А20 2

Часть 2

Правильно выполненные задания В1, В2, В8 оцениваются 1 баллом; задания В3-B7 оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка, или отсутствует один символ при верно указанных других символах; 0 баллов - допущены две и более ошибок.

№ задания

Ответ

гражданский

Часть 3

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

Баллы

1) указано связующее звено между статусом и ролью: ожидания
людей;
2) раскрыт характер связи статуса и роли , например: занятие определённого положения (статуса) предполагает определённое поведение (человек ведёт себя должным образом).

Указано связующее звено, раскрыт характер связи

Указано только связующее звено.
ИЛИ Раскрыт только характер связи

1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

С2 Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения
в качестве социальной нормы:
- ожидания формально выражены;
- они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах;
2) механизм поддержания ролевого поведения, например: за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Указаны два условия, и показан механизм

Указаны только два условия.
ИЛИ Показан только механизм.
ИЛИ Указано одно любое условие и механизм

Указано только одно условие.
ИЛИ Ответ неверный

Максимальный балл

C3 Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

Баллы


1) три функции одежды как социального символа:
- обеспечение комфорта;
- соблюдение приличий;
- демонстративное выражение.

Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

2) два примера , допустим:
- переход по соображениям комфорта от одежды из синтетических тканей к вещам из натурального материала; сейчас одежда из хлопка или льна воспринимается как символ достатка, тогда как полвека назад таким символом была одежда из синтетики;
- одежда многих женщин-мусульманок призвана продемонстрировать образ женщины, следующей строгим нормам шариата, выполняющей все принятые в обществе правила приличия;
- демонстрационную функцию выполняет любая форменная одежда: военных, милиции и др. Она позволяет выделять людей данной группы, а также в ряде случаев отражает социальное положение (форма майора отличается от формы генерала).

Могут быть приведены другие уместные примеры

Указаны три функции, приведены два примера

Указаны две-три функции, приведён один пример. ИЛИ Указаны две функции, приведены два примера

Указана одна функция, приведены один-два примера. ИЛИ Указаны только три функции.
ИЛИ Функции в явном виде не указаны, но понятны из приведённых двух примеров

Указаны только одна-две функции. ИЛИ Приведён только один пример. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

C4 Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, - с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) положение текста : чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается;
Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме.
2) аргументы , например:
− человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с нее, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.);
− на людей высокого социального статуса, возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним).

Могут быть приведены другие аргументы.

Приведено положение текста и два аргумента.

Приведено положение текста и один аргумент.
ИЛИ Положение текста не дано в явном виде, но приведённые два аргумента свидетельствуют о его понимании.

Приведен только один аргумент.

Приведено только положение текста.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл

C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) смысл понятия , например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество.
Может быть приведено иное, близкое по значению определение.
2) два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например:
- «Ведущей формой политического режима в современном мире является демократия»;
- «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены.
ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведчес-ких знаний.
ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.
ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл


С6 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Баллы

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности :

1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье);
2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни);
3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);
4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо).

Могут быть приведены другие примеры.

Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания.

Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами.
ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера.

Правильно названы одно-три основания, одно из которых проиллюстрировано примером.
ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера.
ИЛИ Правильно названы только три основания. ИЛИ Приведены только два-три примера.

Правильно названы только одно-два основания. ИЛИ Приведён только один пример.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствую-щие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл

C7 По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек - в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек - в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы :

1) выводы, например:
− Южные и Юго-Восточные страны лидируют по числу детей, не посещающих школу;
− уровень образованности населения «третьего мира» ниже, чем в странах Запада;

2) возможная причина, допустим:
− низкий уровень экономического развития не позволяет государству создать и содержать развитую систему образовательных учреждений;
− значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду.

Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины.

Сделаны два вывода, указана причина.

Сделан один вывод, указана причина.

Сделаны только два вывода.
ИЛИ Указана одна причина.

Сделан только один вывод.
ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл

C8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Баллы

При анализе ответа учитываются:
- корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Труд как экономический ресурс.
2. Спрос и предложение на рынке труда.
3. Сегментация рынка труда:
а) руководители высшего звена;
б) специалисты с высшим образованием;
в) персонал средней квалификации;
г) высококвалифицированные рабочие и др.

4. Мотивация труда и трудовые отношения:
а) оплата труда;
б) развитие экономической демократии.

5. Безработица:
а) сущность безработицы;
б) структура и виды безработицы;
в) масштабы безработицы.

6. Государственное регулирование рынка труда:
а) стимулирование роста занятости;
б) программы профессионального образования;
в) программы социального страхования.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу.
Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы).

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах.
ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован.
ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован
ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.

Максимальный балл

C9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

C9.1 Философия

«Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

С9.2

Социальная
психология

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)
С9.3 Экономика «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
С9.4 Социология «С переходом к индустриальному обществу социальные роли становятся незакрепленными и активными». (Э. Геллнер)
С9.5 Политология «"Разделяй и властвуй" - мудрое правило, но "объединяй и направляй" - ещё лучше». (И.В. Гёте)
С9.6 Правоведение «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов , то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

Представление и пояснение собственной позиции выпускника

Представлена и пояснена собственная позиция выпускника.

Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).
ИЛИ
Собственная позиция выпускника не представлена.

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.
ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.
ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов. ПЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации.

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

Максимальный балл