О чем писать в пояснительной записке? Особенности составления Пояснительной записки органами, организующими исполнение бюджетов и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета

Исполнение по расходам за 2012 год ожидается в размере 89 % от уточненного плана или в сумме 1 496 395,1 тыс.руб.

Будут не исполнены в полном объеме следующие расходы:

Составление (изменение и дополнение) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в сумме 8,4 тыс.руб., ввиду их невостребованности;

Обеспечение обязательного государственного страхования жизни граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка в сумме 4,8 тыс.руб., ввиду их невостребованности;

Реализация КЦП «Предупреждение вредного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008-2012 г» в сумме 2704,1 тыс.руб., ввиду экономии средств;

Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов в сумме 6221,7 тыс.руб., ввиду экономии средств;

Долгосрочная целевая программа «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Пермского края на 2009-2013 г» в сумме 165265 тыс.руб., ввиду не завершения работ в этом году;

Строительство наружных сетей газоснабжения в сумме 1100 тыс.руб., ввиду не завершения работ в этом году:

Строительство сетей водопровода и сетей канализации в сумме 1322,4 тыс.руб., ввиду их невостребованности.

7.Пояснительная записка к проекту решения Кунгурской городской Думы «о бюджете города Кунгура на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

Проект бюджета города Кунгура на 2013–2015 годы сформирован в соответствии с федеральным и региональным налоговым и бюджетным законодательством.

Бюджетное планирование в г.Кунгуре осуществлялось на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития г.Кунгура.

Бюджет города Кунгура на 2013-2015 годы сформирован в рамках полноразмерного трехлетнего бюджета г.Кунгура.

Основные характеристики проекта бюджета города Кунгура на 2013 – 2015 годы выглядят следующим образом:

Таблица 1

Доходы

Доходная часть бюджета города Кунгура на 2013 год и на плановый период 2014–2015 годов сформирована на основе прогноза социально – экономического развития города Кунгура на 2013–2015 годы с учетом предварительных итогов социально–экономического развития города Кунгура за 2012 год, основных направлений налоговой и бюджетной политики города Кунгура на 2013–2015 годы, предложений администраторов доходов и оценки поступления доходов в бюджет города Кунгура в 2012 году.

За основу при формировании бюджета города Кунгура были приняты показатели базового варианта сценарных условий социально-экономического развития города Кунгура на период до 2015 года.

Формирование проекта бюджета города Кунгура основывалось на действующем налоговом и бюджетном законодательстве, с учетом изменений бюджетного законодательства, вступающих в силу с 1 января 2013 года в части нормативов зачисления налогов в бюджет города Кунгура.

При расчете объема доходов бюджета города Кунгура учтено увеличение с 1 января 2013 норматива зачисления в бюджет г. Кунгура налога на доходы физических лиц с 40 до 45%; изменение норматива зачисления налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа, с 10 до 20%; зачисление налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, по нормативу 100%; также учтено изменение кадастровой стоимости земельных участков (постановление Правительства Пермского края от 03.10.2011 №727-П) и изменение ставок земельного налога с 1 января 2013 года.

Общая сумма доходов бюджета города Кунгура прогнозируется в 2013 году в размере 1268877,3 тыс. руб., в 2014 году – 1216283,4 тыс. руб. и в 2015 году – 1277199,3 тыс. руб.

Доходы бюджета города Кунгура в 2013 году возрастут на 25,4 % к первоначально утвержденному бюджету 2012 года, в 2014 году снижение объема доходов к 2013 году составит 4,1 % в связи с уменьшением доходов от продажи имущества, и доходы 2015 года относительно 2014 года вырастут на 5%, в том числе налоговые и неналоговые доходы возрастут на 19 % в 2013 году, в 2014 году снизятся на 13,8% и в 2015 году возрастут на 5,9%.

Основные параметры бюджета города Кунгура на 2013– 2015 годы приведены в таблице 2:

Таблица 2

тыс. рублей

Наименование доходов

Первон.

бюджет

на 2012 год

2013 год

2014 год

(проект)

2015 год

(проект)

проект

% к первон. бюдже ту 2012г.

% в общем объе ме дохо- дов

Налоговые и неналоговые доходы

473995,9

563850,4

486314,1

515087,6

в том числе:

- налог на доходы физических лиц

Единый налог на вмененный доход

Налог, взимаемый в виде стоимости патента

Налог на имущество физических лиц

Транспортный налог

Земельный налог

Государственная пошлина

Доходы от использования имущества

Платежи при пользовании природными ресурсами

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

Безвозмездные поступления

705026,9

729969,3

762111,7

Всего доходов

1011732,9

1268877,3

1216283,4

1277199,3

Налоговые и неналоговые доходы бюджета города Кунгура на 2013 год прогнозируются в объеме 563850,4 тыс. руб., что выше первоначально утвержденного бюджета 2012 года на 19%. На рост доходов повлияло увеличение норматива зачисления в бюджет города Кунгура налога на доходы физических лиц, зачисление налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, по нормативу 100%; рост доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; также учтено изменение кадастровой стоимости земельных участков и изменение ставок земельного налога с 1 января 2013 года.

В структуре доходов бюджета города Кунгура наибольший удельный вес 48,1% занимают поступления налога на доходы физических лиц. В связи с увеличением норматива зачисления налога на доходы физических лиц рост поступлений данного налога в бюджет города Кунгура составит в 2013 году 6,5% к уровню 2012 года.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета города Кунгура на 2014год планируются в сумме 486314,1тыс. руб. и на 2015 год – 515087,6 тыс. руб.

Прогнозирование доходов города Кунгура на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов осуществлялось в соответствии с Методическими рекомендациями по прогнозированию доходов бюджета и отдельных источников финансирования дефицита бюджета г. Кунгура, утвержденными приказом Управления финансов администрации города Кунгура Пермского края от 30.07.2012 № 85.

Расчет прогноза налога на доходы физических лиц произведен исходя из ожидаемой оценки поступления налога на доходы физических лиц в бюджет города Кунгура в 2012 году. Расчет производился по каждому виду налога на доходы физических лиц отдельно с учетом прогнозируемого роста фонда заработной платы на территории города Кунгура на 2013-2015 годы. При прогнозе НДФЛ учтено увеличение норматива зачисления налога на доходы физических лиц в бюджет города Кунгура с 40 % в 2012 году до 45% в 2013 и последующих годах. Прогноз налога в 2013 году составил 270985 тыс. руб., в 2014г. – 284805 тыс. руб., в 2015 году – 297336 тыс. руб.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности рассчитан исходя из ожидаемой оценки поступления налога в 2012 году с применением индекса потребительских цен на 2013-2015 годы и коэффициента, учитывающего переход плательщиков на патентную систему налогообложения. Объем поступлений налога прогнозируется в 2013 году в сумме 42629 тыс. руб., в 2014 году – 45698 тыс. руб. и в 2015 году – 48486 тыс. руб.

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, рассчитан по данным налоговой отчетности за 2011 год и 1 полугодие 2012 года с учетом индекса потребительских цен на 2013-2015 годы, и зачисления налога в бюджет города Кунгура по нормативу 100%. Прогноз налога в 2013 году составил 519 тыс. руб., в 2014 году – 556 тыс. руб. и в 2015 году – 590 тыс. руб.

Налог на имущество физических лиц рассчитан исходя из начисления налога в 2011году по данным налоговой отчетности с применением индекса потребительских цен на 2013-2015 годы и коэффициента собираемости. Объем поступлений налога на имущество физических лиц в 2013 году прогнозируется в сумме 8447 тыс. руб., в 2014 году – 9055 тыс. руб. и в 2015 году – 9607 тыс. руб.

Транспортный налог рассчитан исходя из ожидаемой оценки поступления налога за 2012 год с учетом коэффициента роста (снижения) количества транспортных средств и коэффициента собираемости. Прогноз налога в 2013 году составил 38319 тыс. руб., в 2014г. – 40488 тыс. руб., в 2015 году – 42989 тыс. руб.

Земельный налог рассчитан исходя из ожидаемой оценки поступления налога за 2012 год с учетом коэффициента роста земельного налога за счет увеличения кадастровой стоимости земельных участков в 2013 году и коэффициента собираемости, а также с учетом сроков уплаты земельного налога. Объем поступлений земельного налога в 2013 году прогнозируется в сумме 38139 тыс. руб., в 2014 году – 47664 тыс. руб. и в 2015 году – 57527 тыс. руб.

Планирование государственной пошлины произведено исходя из ожидаемой оценки поступления государственной пошлины в 2012 году с учетом индекса потребительских цен. Общий объем государственной пошлины составляет на 2013 год 3978 тыс. руб., на 2014 год – 4264 тыс. руб. и на 2015 год – 4524 тыс. руб.

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной

собственности, прогнозируются на 2013 год в сумме 47377,9 тыс. руб., на 2014 год – 46377,6 тыс. руб. и на 2015 год – 46377,6 тыс. руб.

Основные поступления указанных доходов формируются за счет:

доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков по нормативу зачисления в бюджет города Кунгура в размере 80 %;

доходов от арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, в размере 100% (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений);

доходов от сдачи в аренду муниципального имущества (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений);

20 % от прибыли муниципальных унитарных предприятий;

прочих поступлений от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Расчеты доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от продажи материальных и нематериальных активов произведены главными администраторами данных доходов.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду произведен исходя из ожидаемого поступления данного вида платежа в 2012 году с учетом индекса – дефлятора потребительских цен на 2013 – 2015 годы. Объем поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2013 году прогнозируется в сумме 558 тыс. руб., в 2014 году – в сумме 598 тыс. руб. и в 2015 году – 634 тыс. руб.

Доходы от платных услуг и компенсации затрат государства рассчитаны исходя из ожидаемой оценки поступления данных доходов в 2012 году с учетом индекса потребительских цен. Объем доходов от платных услуг и компенсации затрат государства составляет на 2013 год 425 тыс. руб., на 2014 год – 456 тыс. руб. и на 2015 год – 484 тыс. руб.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов рассчитаны главным администратором с учетом зачисления в бюджет города Кунгура 80% доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В 2013 году доходы от продажи материальных и нематериальных активов планируются в сумме 108488,5 тыс. руб., в том числе доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, – 106963 тыс. руб., доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, – 1500 тыс. руб., и доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских округов, – 23,5 тыс.руб. В 2014 году доходы от продажи материальных и нематериальных активов запланированы в размере 2079,5 тыс. руб., в том числе доходы от продажи имущества – 579,5 тыс. руб. и доходы от продажи земли –1500 тыс. руб. В 2015 году доходы от продажи имущества не планируются и прогноз доходов от продажи земельных участков составляет 2000 тыс. руб.

В доходах бюджета города Кунгура предусмотрены безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы на 2013 год в сумме 705026,9 тыс. руб., на 2014 год –729969,3 тыс. руб. и на 2015 год – 762111,7 тыс. руб. В составе безвозмездных поступлений предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты.

Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н, далее -Инструкция № 5н), в состав бюджетной отчетности включается Пояснительная записка (ф.0503160). О том, как ее составить, рассказывают методисты фирмы "1С".

Лист1

Название Код по ОКУД (No. для таблиц) Графы, подлежащие своду
Таблица 1 -
Таблица 2 -
Таблица 3 -
Таблица 4 -
Таблица 5 -
Таблица 6 -
Таблица 7 -
0503161 1-2
0503162 1-14
0503163 1-6
0503164 1-5
0503165 1-2
0503166 1-4
0503167 1-4
0503168 2-5
0503169 1-2
0503171 1-2
0503172 1-2
0503173 1-3
0503176 2-5
0503177 2-3

Пояснительная записка

Основными нормативными документами, регламентирующими процесс составления бюджетной отчетности за 2005 год, в том числе и Пояснительной записки, являются:

  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н);
  • Приказ Минфина России от 11.11.2005 № 137н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н";
  • Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство (Приложение к письму Министерства финансов Российской Федерации от 5.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250);
  • Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (закрытого административно-территориального образования) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда финансовыми органами субъектов Российской Федерации (закрытых административно-территориальных образований) в Федеральное казначейство (письмо Минфина России от 22.09.2005 № 02-14-10а/2695);
  • Письмо Минфина России от 22.11.2005 № 02-14-10/3155 "О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".

В соответствии с приказом Минфина России от 11.11.2005 № 137н Пояснительная записка (ф.0503160) составляется только при сдаче годового отчета. Тем не менее, орган, организующий исполнение бюджета, и главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) самостоятельно могут определить количество приложений к Пояснительной записке из состава годовых таблиц и форм документов, которые следует представлять в составе квартальной отчетности, а также установить сроки их представления.

Бюджетные учреждения уже составляли пояснительную записку при формировании отчетности за 9 месяцев 2005 года, а некоторые и при составлении полугодового отчета.

Пояснительная записка представляет собой приложение к бухгалтерской отчетности, которое должно содержать информацию о направлениях деятельности учреждения, методах оценки активов и обязательств, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему периоды, а также основные показатели деятельности учреждения.

В пояснительной записке в обязательном порядке необходимо отражать факты неприменения и нарушения правил бюджетного учета с соответствующим обоснованием, в противном случае неприменение правил бюджетного учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением нормативных актов законодательства РФ.

С введением в действие Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н изменилась форма пояснительной записки. Если раньше она составлялась в произвольной форме, и были указания только о составе разделов пояснительной записки и том, какие основные моменты следует осветить, то теперь пояснительная записка имеет четкую структуру и правила заполнения.

Состав сведений, которые должны быть отражены в Пояснительной записке, и порядок их изложения приведены в разделе VII "Порядок составления отдельных разделов Пояснительной записки к годовой, квартальной бюджетной отчетности" приказа Минфина России от 21.01.2005 № 5н (с учетом изменений от 11.11.2005 № 137н).

Пояснительная записка в том числе содержит 7 таблиц и 14 приложений (форм документов):

Лист1

Название Код по ОКУД (No. для таблиц) Графы, подлежащие своду
Сведения о методах оценки активов и обязательств Таблица 1 -
Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения Таблица 2 -
Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств Таблица 3 -
Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета Таблица 4 -
Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля Таблица 5 -
Сведения о проведении инвентаризации Таблица 6 -
Сведения о результатах контрольных мероприятий Таблица 7 -
Сведения о количестве подведомственных учреждений и направлении их деятельности 0503161 1-2
Сведения о результатах деятельности 0503162 1-14
Сведения об изменениях бюджетной росписи 0503163 1-6
Сведения о кассовом исполнении бюджета 0503164 1-5
Сведения об эффективности бюджетных расходов 0503165 1-2
Сведения об исполнении целевых программ 0503166 1-4
Сведения о целевых иностранных кредитах 0503167 1-4
Сведения о движении нефинансовых активов 0503168 2-5
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности 0503169 1-2
Сведения о финансовых вложениях учреждения 0503171 1-2
Сведения о государственном (муниципальном) долге 0503172 1-2
Сведения об изменении остатков валюты баланса 0503173 1-3
Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях 0503176 2-5
Сведения об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения 0503177 2-3

В формах документов, прилагаемых к Пояснительной записке, жирными рамками выделены графы, подлежащие автоматизированной обработке информации в целях обобщения данных. В таблице, представленной выше, указано, данные каких именно граф следует консолидировать при составлении главным распорядителем бюджетных средств сводной Пояснительной записки на основании данных подведомственных им учреждений.

С одной стороны, Пояснительная записка поясняет результаты операций, отраженных в учете учреждения, а с другой - расшифровывает функциональные задачи и функциональную принадлежность бюджетного учреждения.

Все таблицы и формы Пояснительной записки можно разделить на две категории. К первой категории относятся таблицы, которые заполняются на основании данных синтетических и аналитических регистров бюджетного учета. Ко второй категории относятся таблицы, которые отражают результаты деятельности бюджетного учреждения за отчетный период. Такие таблицы нельзя заполнить, основываясь только на данных бюджетного учета, поскольку требуется отразить и количественно-качественные показатели деятельности учреждения (как плановые, так и фактические), и основные функции и задачи учреждения.

Все показатели в Пояснительной записке следует отражать в тысячах рублей.

По разъяснениям Федерального казначейства, таблицы, для заполнения которых у учреждения нет показателей, следует представить только в бумажном виде с проставленными прочерками.

Пояснительная записка подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером (лицами, их замещающими).

Рассмотрим заполнение приложений к Пояснительной записке.

Таблица № 1. Сведения о методах оценки активов и обязательств

Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности в Таблице № 1 следует охарактеризовать использованные методы бюджетного учета для оценки активов и обязательств бюджетного учреждения, а также операций по их изменению в ходе исполнения бюджета.

В таблице необходимо представить сведения обо всех видах объектов, которые учитывались в учреждении в течение отчетного периода, а также о методах их оценки и моментах отражения в учете.

При заполнении таблицы следует руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.04.2004 № 70н.

Таблица является информационной и не подлежит своду (консолидации).

Пример

Таблица № 1

Лист1

Наименование объекта учета Характеристика метода оценки Момент отражения операции в учете
1 2 3
Основные средства Принятие к учету - по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость – сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств.
При получении учреждением основных средств по договору дарения (безвозмездно), первоначальной стоимостью признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Дата подписания акта приема-передачи.
Дата проведения переоценки
Списание - по остаточной стоимости.
Объекты, стоимостью до 1000 рублей, списываются по первоначальной стоимости при выдаче в эксплуатацию.
Дата подписания акта списания (ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения).
Безвозмездная передача производится по остаточной стоимости
Внутриведомственное перемещение – по балансовой стоимости - первоначальной (восстановительной) с учетом изменения в связи с реконструкцией, модернизацией и т. п. Дата подписания акта приема-передачи
Отражаются в учете в рублях (c 01.01.2006 г. в рублях и копейках).
Нематериальные активы Принятие к учету по первоначальной стоимости. Дата подписания акта приема-передачи
Объекты, ранее подвергавшиеся переоценке, учитываются по восстановительной стоимости. Дата проведения переоценки
Амортизация На объекты основных средств стоимостью до 1000 рублей включительно амортизация не начисляется.
На объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью от 1000 рублей до 10000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости. При выдаче объекта в эксплуатацию.
На объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 10000 рублей амортизация начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, линейным способом, по нормам, исчисленным исходя из срока полезного использования объекта.
Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с Классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 0101.2002 No. 1) в соответствии с максимальными сроками полезного использования
Ежемесячно, в последний день месяца в размере 1/12 годовой суммы
Материальные запасы Принятие к учету по фактической стоимости Дата поступления в учреждение (дата первичного документа)
Списание по средней фактической стоимости (c 01.01.2006 г. по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости) Дата выдачи в эксплуатацию
Готовая продукция Принятие к учету по фактической себестоимости Дата требования-накладной
Списание по фактической себестоимости Дата отпуска заказчику
Вложения в нефинансовые активы Метод начисления Дата первичного документа о поступлении в учреждение (выполнении работ, оказании услуг по доведению до состояния, пригодного к использованию)
Денежные средства на банковских счетах Кассовый метод На основании выписки из лицевого счета, формируемой органом казначейства (банковской выписки)
Наличные денежные средства Кассовый метод Дата выписки приходного (расходного) кассового ордера
Денежные документы Кассовый метод Дата выписки фондового приходного (расходного) кассового ордера
Дебиторская задолженность Метод начисления
Авансы уплаченные Кассовый метод На основании платежного поручения, выписки из лицевого счета, формируемой органом казначейства (банковской выписки)
Подотчетные суммы Кассовый метод Дата приходного (расходного) кассового ордера, авансового отчета
Кредиторская задолженность Метод начисления Момент перехода права собственности (дата выставления счета, накладной)
Расчеты с бюджетом Кассовый метод Дата выписки из лицевого счета, формируемой органом казначейства (банковской выписки)
Платежи в бюджет Метод начисления Момент возникновения обязательства в соответствии с налоговым законодательством
Доходы Кассовый метод (применяется в 2005 году для доходов бюджета) Момент перехода права собственности
Метод начисления
Расходы Метод начисления Дата возникновения (дата сводной расчетно-платежной ведомости, ведомости начисленной амортизации, полученного счета на оплату и др. документы)
Лимиты бюджетных обязательств Кассовый метод Дата расходного расписания (расходного уведомления)
Бюджетные обязательства Кассовый метод Момент возникновения обязательства (дата заключения договора, выставления счета, сводной расчетно-платежной ведомости и др.)

Таблица № 2. Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения

В таблице необходимо перечислить все основные функции и направления деятельности бюджетного учреждения. Каждому направлению деятельности учреждения необходимо дать краткую характеристику и правовое обоснование (ссылка на нормативно-правовые документы).

Данные таблицы не подлежат своду, информация, представленная в ней, необходима учреждениям - главным распорядителям бюджетных средств для осуществления контроля за деятельностью подведомственных им учреждений - получателей средств бюджета.

Если бюджетное учреждение является администратором доходов, то этот факт в обязательном порядке нужно отразить в Таблице № 2, если нет, то при проверке отчетности становится понятно, почему расходы превышают доходы и результат деятельности учреждения за отчетный период является отрицательным.

Рассмотрим заполнение таблицы на примере медицинского учреждения - поликлиники.

Пример

Таблица № 2

Лист1

Наименование функции Краткая характеристика Правовое обоснование возникновения функции
1 2 3
Оказание медицинской помощи населению Доврачебная помощь (акушерское дело, лечебное дело, стоматология, эпидемиология, лабораторная диагностика, сестринское дело, лечебная физкультура, диетология)

Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому

Работы и услуги по экспертизе временной нетрудоспособности

Работы и услуги по экспертизе (контроль) качества медицинской помощи

Работы и услуги по экспертизе профпригодности

Работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам

Работы и услуги по профилактической медицине

Работы и услуги по специальности эпидемиология

Устав,
Закон о здравоохранении
Оказание платных медицинских услуг Оказание населению дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи услуг в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи

Расширение структуры услуг, оказываемых населению

Использование финансовых средств, полученных за оказание населению платных медицинских услуг, для производственного и социального развития коллектива, а также создание дополнительных возможностей для оплаты труда сотрудников МУЗ.

Положение о порядке предоставления платных услуг населению муниципальными медицинскими учреждениями, лицензия
Обеспечение хозяйственной деятельности Обеспечение работников учреждения спецодеждой, канцелярскими и хозяйственными товарами Устав

С учреждением - главным распорядителем, которому представляется отчетность, следует согласовать, насколько подробно следует описывать каждое направление деятельности.

Таблица № 3. Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств

В таблице нужно отразить сведения о мерах, которые были приняты в отчетном периоде и привели к экономии бюджетных средств или позволили более эффективно их расходовать.

Пример

Таблица 3

Лист1

Принятые меры Результаты принятых мер
Введение штрафных санкций за несвоевременную сдачу авансовых отчетов подотчетными лицами Возможность более эффективно планировать и осуществлять расходы по соответствующим статьям экономической классификации расходов.
Введение нормативов обеспечения сотрудников канцелярскими принадлежностями Сокращение расходов по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»
Заключение годового договора на транспортное обслуживание (нет собственного транспортного парка). Ранее договоры заключались ежемесячно. Экономия бюджетных средств по статье 222 «Транспортные услуги» за счет скидки по годовому договору.
Введение норм количества испорченных бланков строгой отчетности и штрафных санкций за порчу бланков сверх нормы Экономия бюджетных средств за счет уменьшения расходов
Повышение доли закупок лекарственных средств (продуктов питания и т.д.) на конкурсной основе * Сокращение расходов бюджетных средств

Примечание:
* - необходимость проведения закупок товаров, работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд закреплена в положениях законодательства. Специалисты Министерства финансов РФ на Всероссийском совещании-практикуме "Формирование бюджетной отчетности", проходившем в Минфине России 14-16 декабря 2005 года уточнили, что в Таблице № 3 сведения о закупках на конкурсной основе не следует отражать. Таким образом, в таблице нужно отражать только те мероприятия, которые предпринимаются внутри учреждения, а не на основании нормативно-правовых актов.

Учреждения - главные распорядители могут распределять (сокращать или увеличивать) лимиты бюджетных обязательств по подведомственным им учреждениям исходя из того, насколько эффективно те использовали бюджетные средства в предыдущем периоде и как выполняли свои основные функции. Информацию о таких мероприятиях ГРБС может отразить в таблице № 3.

Таблица № 4. Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета

Таблица № 4 заполняется главными распорядителями бюджетных средств, учреждениями, организующими исполнение бюджетов, и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В таблице следует отразить результаты анализа об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец отчетного периода.

В графе 1 необходимо указать статью закона о бюджете (федеральном, о бюджете субъекта РФ, о бюджете ЗАТО или местном бюджете), в которой прописаны функции и обязанности учреждения. Таким образом, если в соответствующих правовых документах нет ссылки на учреждение, таблица не заполняется. Если информации для заполнения данной таблицы у учреждения нет, то в графах 1-3 нужно поставить прочерки.

Таблица № 4 является информационной, ее данные не подлежат своду.

Таблица № 4

Лист1

Порядок заполнения таблицы № 4 можно посмотреть на сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru , где в качестве примера приведены пояснительные записки к отчетности за 9 месяцев 2005 года УФК по Республике Алтай и УФК по Воронежской области.

Таблица № 5. Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля

В Таблице № 5 отражается информация о мероприятиях, проводимых главными распорядителями (распорядителями) и подведомственными им бюджетными учреждениями, цель которых - контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением смет доходов и расходов, а также правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Целесообразно отдельно выделить меры предварительного, текущего и последующего внутреннего финансового контроля.

Внутренний контроль должен осуществляться на всех стадиях бюджетного процесса. За организацию эффективной системы внутреннего контроля ответственность несет руководитель учреждения (ГРБС, РБС) как в своем учреждении, так и в подведомственных бюджетных учреждениях.

Внутренний контроль получателя бюджетных средств представляет собой совокупность процедур, направленных на предотвращение ошибок и нарушений санкционирования, отслеживания и проверки осуществления операций с бюджетными средствами.

Внутренний контроль должен обеспечивать постоянную оценку финансовой деятельности учреждения; проверку результатов от осуществления деятельности, отвечают ли они тем задачам и планам, которые предусмотрены уставом бюджетного учреждения; информирование руководителя бюджетного учреждения о результатах проведенной проверки (оценки, расследования, изучения или ревизии).

Пример

Таблица 5

Лист1

Тип контрольных мероприятий (предварительный, текущий, последующий) Наименование мероприятия Нарушения, предотвращенные в отчетном периоде Нарушения прошлых лет, выявленные в отчетном году
Предварительный Проверка составления сметы доходов и расходов на 2005 год (соответствия сумм расходов установленным нормам бюджетного законодательства) нарушений не выявлено нарушений не выявлено
Текущий Проверка соответствия сумм заключаемых договоров уровню цен в регионе на товары, работы и услуги. нарушений не выявлено нарушений не выявлено
Контроль за непревышением сумм заключаемых договоров остаткам лимитов бюджетных обязательств по соответствующим статьям расходов.
Последующий Контроль за целевым использованием средств бюджета, соблюдением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. нарушений не выявлено нарушений не выявлено

Таблица № 6. Сведения о проведении инвентаризации

В Таблице № 6 следует отразить информацию обо всех инвентаризациях, проведенных в учреждении за отчетный период. В пункте 109 Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н (в редакции приказа от 11.11.2005 № 137н) говорится о том, что сведения об инвентаризации приводятся только по итогам года. Тем не менее, на Всероссийском совещании-практикуме "Формирование бюджетной отчетности", проходившем в Минфине России 14-16 декабря 2005 года, было отмечено, что в Таблице № 6 следует отразить также информацию обо всех инвентаризациях за отчетный год, проводимых в обязательном порядке в соответствии с п. 2 статьи 12 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете":

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально-ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации учреждения;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пример

Таблица 6

Лист1

Дата проведения инвентаризации Объект инвентаризации Результат инвентаризации Меры по устранению выявленных расхождений
1 2 3 4
01.12.2005 Основные средства Выявлена недостача спецодежды (медицинских халатов) Сумма недостачи удержана из заработной платы завхоза Ивановой И.М.
01.12.2005 Нематериальные активы -
01.12.2005 Материальные запасы Обнаружена недостача продуктов питания Обнаруженная сумма недостачи находится в пределах норм естественной убыли, поэтому по решению руководителя списана на расходы учреждения.
01.12.2005 Наличные денежные средства Расхождений с данными бухгалтерского учета не обнаружено -
01.12.2005 Кредиторская задолженность Расхождений с данными бухгалтерского учета не обнаружено -
01.12.2005 Дебиторская задолженность Расхождений с данными бухгалтерского учета не обнаружено -

Таблица № 7. Сведения о результатах контрольных мероприятий

В Таблице № 7 следует отразить сведения о внешних контрольных мероприятиях, которые проводились в течение отчетного периода. К таким мероприятиям можно отнести проверки Счетной палаты, органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов казначейства, контрольно-ревизионных органов, инспекций ФНС и других уполномоченных органов.

Пример

Таблица 7

Лист1

Дата проверки Наименование контрольного органа Тема проверки Результаты проверки Меры по результатам проверки
1 2 3 4 5
01.06.2005 – 05.07.2005 Контрольно-ревизионное управление 1. Целевое использование бюджетных средств За счет бюджетных средств отремонтирован автомобиль, поврежденный вследствие аварии по вине водителя Составлен Акт о нарушениях. Руководитель и главный бухгалтер привлечены к административной ответственности.
2. Правильность ведения бюджетного учета (отражение операций, ведение регистров бюджетного учета) в соответствии с действующими на данный момент нормативно-правовыми актами Нарушений не обнаружено
3. Соблюдение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Нарушений не обнаружено

Форма 0503161. Сведения о количестве подведомственных учреждений и направлении их деятельности

Форма заполняется учреждениями - главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, которые в данной таблице отражают информацию о количестве подведомственных учреждений и разделы функциональной классификации расходов, по которым осуществляет их финансирование.

Пример

Лист1

Форма 0503162. Сведения о результатах деятельности

Данная таблица относится ко второй категории таблиц, и для ее заполнения потребуется участие отраслевых специалистов, например специалистов планового отдела, отдела экономического анализа и др.

В таблице необходимо отразить количественно-качественные (статистические) показатели деятельности учреждения.

Например, для медицинских учреждений такими количественно-качественными показателями могут быть:

  • количество посещений;
  • количество обслуженных вызовов на дом;
  • количество койко-дней;
  • количество предоставленных за отчетный период услуг;
  • виды услуг;
  • количество полученных средств (для платных услуг) и др.

Показатели формы 0503162 подлежат консолидации, поэтому перечень показателей должен быть определен главным распорядителем бюджетных средств и доведен до всех подведомственных учреждений. То есть, должен быть соответствующий распорядительный документ, в котором приведены коды, наименования показателей и единицы их измерения, по которым следует составлять отчет всем подведомственным учреждениям.

Если у учреждения нет указаний о порядке заполнения данной формы, то ее заполнять не следует, иначе возникнут проблемы на своде отчетности.

Лист1

Наименование показателя Ед. измерения Фактически за предыдущий отчетный период За отчетный период По плану на предстоящий отчетный период
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал итого
по плану фактически по плану фактически по плану фактически по плану фактически по плану фактически
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Форма 0503163. Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета

Заполняется учреждениями - главными распорядителями бюджетных средств. В форме необходимо отразить в разрезе кодов бюджетной классификации сведения об изменениях в бюджетной росписи, произведенных в отчетном периоде, а также указать причины этих изменений.

По разъяснениям специалистов Федерального казначейства, форма 0503163 заполняется не только по расходам, но и по доходам, и только по тем разделам, которые претерпели изменения в отчетном году. В графе 1 данные отражаются в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации расходов и в разрезе видов доходов. В графе 6 необходимо указать ссылку на нормативный акт, на основании которого были внесены изменения в бюджетную роспись.

Лист1

Код раздела, подраздела по функциональной классификации расходов Утверждено на год законом (решением) о бюджете, руб. Утверждено на отчетный период Разница между уточненной бюджетной росписью и утвержденными бюджетными назначениями, руб. Причины отклонений
бюджетной росписью, руб. уточненной бюджетной росписью, руб.
1 2 3 4 5 6

Форма 0503164. Сведения о кассовом исполнении бюджета

В соответствии с разъяснениями, данными на Всероссийском совещании-практикуме "Формирование бюджетной отчетности", проходившем в Минфине России 14-16 декабря 2005 года, в форме 0503164 следует отобразить информацию о кассовом исполнении бюджета за отчетный период, при этом в графе 1 "Код бюджетной классификации"

  • доходы следует отражать только в разрезе групп и подгрупп,
  • расходы - в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации расходов,
  • а для источников финансирования дефицита бюджета указываются только их виды.

Графа 2 "Назначено в соответствии с уточненной бюджетной росписью, руб." заполняется на основании соответствующего нормативного документа (закона о бюджете, утвержденной сводной бюджетной росписи). Для расходов - это годовые назначения, для доходов и источников финансирования дефицита бюджета - назначения, утвержденные уточненной сводной бюджетной росписью.

Графа 3 заполняется на основании данных бюджетного учета, и данные, отраженные в ней, должны быть те же, что и в Отчете об исполнении бюджета (ф.0503127).

В графах 4 и 5 следует указать величину и причины отклонений кассового исполнения от уточненной бюджетной росписи. Причинами отклонений могут быть:

  • изменение макроэкономической ситуации;
  • изменения законодательства;
  • блокировка расходов;
  • сезонность расходов;
  • длительность сроков заключения государственных контрактов;
  • несвоевременное представление платежных документов;
  • резервирование средств;
  • недоведение лимитов бюджетных обязательств;
  • изменение графика платежей и т.д.

Пример

Лист1
Код бюджетной классификации Назначено в соответствии с уточненной бюджетной росписью, руб. Исполнено (кассовое исполнение бюджета), руб. Отклонение кассового исполнения от уточненной бюджетной росписи
сумма, руб. причины отклонений
1 2 3 4 5
901 5 000 000 4 867 900 132 100 1. Непредставление к учету договоров на коммунальные услуги
2. Изменение графика платежей

Согласно приказу Минфина России от 11.11.2005 № 137н в данной форме подлежат консолидации данные по всем графам, включая графу 5 "Причины отклонений". Рекомендуем ГРБС составить классификатор причин для использования подведомственными учреждениями, что позволит консолидировать данные по причинам отклонений.

При казначейской системе исполнения бюджета на конец отчетного года кассовое исполнение обычно равно утвержденным бюджетным назначениям. Превышение последних над кассовым исполнением означает наличие остатков бюджетных средств, неиспользованных до 31 декабря, которые согласно положениям Бюджетного кодекса РФ подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Форма 0503165. Сведения об эффективности бюджетных расходов

В Форме 0503165 следует отразить результаты анализа (по возможности в количественной оценке) взаимосвязи между объемом (структурой) бюджетных расходов и полученными результатами по основным направлениям деятельности (основным функциям).

Графы 1 и 2 заполняются на основании данных бюджетного учета и подлежат консолидации при составлении главным распорядителем сводной пояснительной записки.

В графе 3 нужно указать, на какие цели были потрачены бюджетные средства по каждому разделу и результат.

Лист1

Форма 0503166. Сведения об исполнении целевых программ

Заполняется учреждениями, которым выделяются средства в рамках целевых программ. В графе 1 следует указать наименование программы (подпрограммы), в которой участвует учреждение, в графе 3 - утвержденные бюджетные назначения в рамках данной программы (подпрограммы), в графе 4 - исполнение. В графе 5 следует описать, какие мероприятия были запланированы на отчетный год в рамках целевой программы, в графе 6 - что реально удалось выполнить, в графе 7 - причины невыполнения запланированных мероприятий.

При составлении главным распорядителем сводной Пояснительной записки консолидируются данные граф 1-4, данные остальных граф используются ГРБС для контроля за выполнением целевых программ подведомственными ему учреждениями.

Лист1

Программа, подпрограмма Утверждено уточненной бюджетной росписью, руб. Исполнено Мероприятия Причины отклонений
наименование код запланировано реализовано
1 2 3 4 5 6 7
- - - - - - -

Форма 0503167. Сведения о целевых иностранных кредитах

Заполняется в случае, если в течение отчетного периода учреждению были предоставлены целевые иностранные кредиты. В форме следует отразить виды используемых целевых иностранных кредитов в соответствии с Программой государственных внешних заимствований, цели использования и информацию об их достижении с раскрытием причин недостижения поставленной цели.

Лист1

Наименование кредитора Соглашение о кредите Сумма использованного кредита, руб. Цель использования заемных средств Степень достижения цели
дата номер
1 2 3 4 5 6
- - - - - -

Форма 0503168. Сведения о движении нефинансовых активов

При составлении Пояснительной записки необходимо представить информацию о движении нефинансовых активов учреждения за отчетный период. При этом отдельно нужно представить информацию по всем видам основных средств, нематериальным активам, непроизведенным активам и материальным запасам.

В соответствии с разъяснениями, данными на Всероссийском совещании-практикуме "Формирование бюджетной отчетности", следует представлять информацию по каждому аналитическому счету учета нефинансовых активов отдельно.

Пример

Машины и оборудование

(наименование нефинансового актива)

Лист1

Наименование показателя Код строки Сумма
всего в том числе
по бюджетным средствам по внебюджетным средствам
1 2 3 4 5
Остаток на начало года 10 680 000 560 000 120 000
Поступило, всего 20 150 000 100 000 50 000
в том числе приобретено 21 120 000 70 000 50 000
получено безвозмездно 22 30 000 30 000 -
оприходовано излишков 23 - - -
в результате переоценки 24 - - -
Выбыло, всего 30 55 300 37 000 18 300
в том числе
реализовано
31 53 000 35 000 18 000
передано безвозмездно 32 - - -
списано по причине порчи 33 2 000 2 000 -
списано вследствие
чрезвычайных ситуаций
34 - - -
списано недостач 35
из них
за счет виновных лиц
36 300 - 300
за счет учреждения 37 - - -
израсходовано на нужды
учреждения
38 - - -
Выбыло в результате переоценки 39 - - -
Остаток на конец отчетного периода 774 700 623 000 151 700

При составлении формы по основным средствам по строке 38 "израсходовано на нужды учреждения" следует отражать данные операций по списанию объектов основных средств стоимостью до 1000 рублей включительно, списанных в момент выдачи в эксплуатацию.

Кроме того, в Пояснительной записке следует представить информацию о техническом состоянии, эффективности использования и обеспеченности учреждения и его структурных подразделений основными фондами (соответствие величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них). Также, следует указать, какие мероприятия проводились учреждением в течение отчетного периода по улучшению состояния и сохранности объектов основных средств, характеристику комплектности и сведения о своевременности поступления материальных запасов.

Форма 0503169. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности

В форме по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, следует отразить сведения о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженностям с объяснением причин образования сумм задолженности.

Формы составляются отдельно по бюджетной и внебюджетной деятельности, а также по кредиторской и дебиторской задолженностям, таким образом, всего необходимо составить 4 формы 0503169.

Форма 0503169 заполняется на основании данных Главной книги по счетам:

  • 020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам", 020600000 "Расчеты по выданным авансам", 020700000 "Расчеты по выданным ссудам", 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" и 020900000 "Расчеты по недостачам" - дебиторская задолженность;
  • 030200000 "расчеты с поставщиками и подрядчиками", 030300000 "Расчеты по платежам в бюджет" и 030400000 "Прочие расчеты с кредиторами" - кредиторская задолженность.

В графе 1 следует указать 26-значный номер счета бюджетного учета, в графе 2 - сумму задолженности. Эти две графы подлежат своду.

Графы 3 - 5 содержат информацию об организациях кредиторах (дебиторах), документах - основаниях возникновения задолженности и причинах возникновения задолженности и нужны главным распорядителям для осуществления контроля за расчетами подведомственных учреждений.

Пример

Лист1
Номер счета бюджетного учета Сумма, руб. Наименование дебитора (кредитора) Дата, номер документа - основания возникновения задолженности Причина образования задолженности
1 2 3 4 5
05510037500000327130204730 6 000 МУП «Служба заказчика» Договор No. 14-89/14 от 03.01.2005 Отсутствие лимитов бюджетных обязательств по статье 223
05510037500000327130402730 4 580 Сергеев Андрей Иванович Расчетно-платежная ведомость No. 12 от 21.12.2005 г. Невыплачена заработная плата вследствие болезни сотрудника

Форма 0503171. Сведения о финансовых вложениях учреждения

В таблице следует представить информацию о финансовых вложениях, которые бюджетное учреждение произвело в отчетном году, а также привести правовое обоснование наличия финансовых вложений.

Лист1

При составлении сводной Пояснительной записки консолидируются данные граф 1 и 2.

Форма 0503172. Сведения о государственном (муниципальном) долге

Следует отразить информацию о государственном (муниципальном) долге, в случае его наличия, в разрезе долговых обязательств. В основном, заполняется главными распорядителями бюджетных средств и органами, организующими исполнение бюджетов.

Лист1

Форма заполняется на основании данных Главной книги по счетам 030101000 "Расчеты с кредиторами по внутренним долговым обязательствам" и 030102000 "Расчеты с кредиторами по внешним долговым обязательствам". В графе 1 следует отражать 26-значный номер счета, в графе 2- сумму задолженности. Данные в графах 1 и 2 подлежат консолидации при составлении главным распорядителем сводной Пояснительной записки.

Форма 0503173. Сведения об изменении остатков валюты баланса

Данная таблица заполняется в случае, если произошли изменения валюты баланса по состоянию на 1 января отчетного года и на отчетную дату. Такая ситуация, например, может возникнуть из-за ошибок при переносе остатков при переходе на новую инструкцию по бюджетному учету, если была проведена переоценка активов учреждения или если были обнаружены и исправлены ошибки ведения учета, допущенные в прошлом отчетном периоде, а также в случае реорганизации и передачи учреждения в другое подчинение.

При составлении сводной Пояснительной записки главные распорядители вместо формы 0503173 представляют в электронном и бумажном виде Справку об изменении остатков валюты баланса по форме, представленной в Приложении 3 к письму Минфина России от 05.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250 и Приложении 5 к письму Минфина России от 22.09.2005 № 02-14-10а/2695.

Лист1

Номер счета бюджетного учета Остаток на конец предыдущего отчетного финансового года Остаток на начало отчетного финансового года Причина расхождения
1 2 3 4
- - - -

Графа 1 называется "Номер счета бюджетного учета", а сравниваются данные Баланса исполнения бюджета на конец предыдущего года и на начало текущего года. Баланс, как известно, формируется по коду счету (9 знаков), поэтому, правильнее в данной форме было бы отражать не номер счета (26 - знаков), а код счета бюджетного учета (9 знаков).

Чтобы не возникало проблем с организацией, принимающей бюджетную отчетность, следует согласовать правила заполнения формы 0503173 с главным распорядителем.

Форма 0503176. Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях

Необходимо представить информацию о выявленных в течение отчетного периода недостачах финансовых и нефинансовых активов учреждения, учтенных на счете 0209000 "Расчеты по недостачам". Эта форма аналогична применяемой ранее форме № 15 (утверждена приказом Министерства финансов РФ от 15 июня 2000 г. № 54н) и заполняется в аналогичном порядке.

Также, после табличной части текстом необходимо указать, какие меры были приняты учреждением по выявлению и восполнению сумм недостач.

Пример

Лист1
Наименование показателя Код строки Сумма
всего в том числе
по бюджетным средствам по внебюджетным средствам
1 2 3 4 5
Остаток задолженности на начало года 010 - - -
в том числе
присуждено судом
011 - - -
012 - - -
Установлено недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей с начала года, всего 020 1 400 1 400 -
из них отнесено на виновных лиц решением суда 030 - - -
Взыскано с виновных лиц 040 1 400 1 400 -
Списано за счет учреждения 050 - - -
Остаток задолженности на конец года (стр. 010 + 020 - 040 - 050) 060 - - -
присуждено судом 061 - - -
находится в следственных органах 062 - - -

В ходе инвентаризации, проведенной 1 декабря 2005 года, была выявлена недостача имущества - медицинских халатов в количестве 10 штук общей стоимостью 1 200 рублей. Виновным лицом признана завхоз Иванова И.М. Решением руководителя, из заработной платы Ивановой И.М. удержана рыночная стоимость недостающего имущества - 1400 рублей.

Форма 0503177. Сведения об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения

В таблице отражаются расходы на приобретение и модернизацию вычислительной техники, расходы на приобретение неисключительных (лицензионных) прав на программное обеспечение и базы данных (в том числе экземпляров программ для ЭВМ и баз данных на различных носителях (компакт-дисках, CD-ROM и т.д.), расходы на создание программного обеспечения и баз данных (в том числе на оплату государственного контракта на выполнение работ по созданию программ для ЭВМ или баз данных), а также на приобретение исключительных прав на них у правообладателей, а также расходы на иные мероприятия в сфере информационных технологий (подключение к компьютерным сетям, создание и поддержку интернет-сайтов и информационных систем, монтаж, наладку локальной вычислительной сети, текущий ремонт, техническое обслуживание, техническую поддержку и администрирование средств вычислительной техники, систем передачи, отображения и защиты информации и т.п.).

Кроме того, необходимо привести обоснование целесообразности произведенных расходов (обеспечение текущей деятельности, техническое перевооружение, иные цели).

Пример

Лист1
Наименование показателя Код строки Сумма, руб. Основные цели произведенных расходов
1 2 3 4
Расходы на приобретение:
вычислительной техники
10 150 000 Обеспечение текущей деятельности (оснащение бухгалтерии и информационного отдела)
неисключительных (лицензионных) прав на программное обеспечение и баз данных 20 45 000 Приобретение программного обеспечения для автоматизации ведения бюджетного учета и составления отчетности
Расходы на создание программного обеспечения и баз данных, а также приобретение исключительных прав на них 30 - -
Расходы на осуществление иных мероприятий в сфере информационных технологий 40 15 000 Заключен контракт на обслуживание в течении года программного обеспечения
Итого 50 210 000

Для того, чтобы заполнить данную форму, необходимо вести аналитический учет по каждому приобретаемому объекту в разрезе видов затрат, указанных в форме 0503177.

Особенности составления Пояснительной записки органами, организующими исполнение бюджетов и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета

Представление годового отчета об исполнении бюджета соответствующего уровня органами, организующими исполнение бюджетов и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, должно сопровождаться представлением Пояснительной записки, которая должна содержать результаты анализа исполнения соответствующего бюджета.

Если данные таблиц, которые заполняются всеми учреждениями-бюджетополучателями, нужны вышестоящим организациям для контроля и эффективного оперативного управления, то при составлении Пояснительной записки к консолидированному Отчету об исполнении бюджета эти данные не нужны. В Пояснительной записке отражаются только те данные, которые характеризуют исполнение бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

После составления отчета об исполнении бюджета необходимо провести анализ отчетных показателей, а в Пояснительной записке следует:

При анализе отчетных показателей следует воспользоваться методами структурного, динамического и факторного анализов.

При сравнении структуры доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов 2005 года с аналогичными показателями 2004 года могут возникнуть проблемы, поскольку с 1 января 2005 года приказом Минфина России от 10.12.2004 № 114н была введена в действие новая бюджетная классификация. Поэтому прежде чем сравнивать показатели этих двух отчетных периодов, следует их привести к виду, удобному для сравнения.

В Пояснительной записке также следует:

  • представить информацию о мероприятиях, проводимых в течение отчетного периода и направленных на повышение квалификации и обучение бухгалтеров, на оказание им помощи работе в новых условиях. Такими мероприятиями могут быть семинары, семинары-практикумы, проводимые как своими силами, так и с привлечением специалистов, создание методологического совета и др;
  • описать проблемы, с которыми пришлось столкнуться при исполнении бюджета в данном отчетном периоде;
  • представить информацию о контрольных мероприятиях, проведенных с целью проверки бюджетных учреждений.

О качестве представляемой бюджетной отчетности не в последнюю очередь судят по пояснительной записке. Согласно ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ она является самостоятельной отчетной формой. Пояснительная записка должна содержать анализ как исполнения бюджета, так и непосредственно бюджетной отчетности. В частности, показателей эффективности расходования субсидий, выделенных на финансовое обеспечение государственных заданий, и качества оказанных услуг (выполненных работ). Записка включает в себя много приложений, заполнение которых вызывает у бухгалтеров немало вопросов, особенно по текстовой части. В большинстве случаев связано это с недостаточным изучением нормативной документации, в т. ч. Инструкции № 33н.

Курс на эффективность

Все последние новации, внесенные в Бюджетный кодекс РФ, направлены, по сути, на одно - увеличить прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств, и ответственность за это их получателей. Отсюда - усиление госфинконтроля, в т. ч. в части отчетности по факту использования средств. Причем данную отчетность называют уже не просто бухгалтерской, а финансовой (ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

И отвечать учреждения госсектора должны не просто за кассовое исполнение плана ФХД, а за достигнутые результаты деятельности. С этой целью бухгалтерская отчетность должна быть размещена в открытом доступе, а ее показатели понятны любому пользователю.

Для того чтобы разъяснить широкой общественности (и, конечно, контролирующим органам) показатели отчетных форм, а также доказать целевой характер и эффективность расходов и деятельности учреждения в целом, создана пояснительная записка.

Запомнить

В случае необходимости учредитель может затребовать предоставить в составе пояснительной записки иные, не установленные инструкцией сведения (п. 57 Инструкции № 33н).

Структура и периодичность

Периодичность предоставления пояснительной записки установлена п. 57, 58 Инструкции № 33н. Она формируется в рамках квартальной и годовой отчетности. При этом в зависимости от срока представления, установлен состав записки по формам и приложениям. В квартальной отчетности она содержит только Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) и текстовую часть, в годовой - формируется в полном объеме (с учетом предусмотренных п. 56 Инструкции № 33н приложений).

Состав пояснительной записки бюджетных (автономных) учреждений определен п. 56 Инструкции № 33н.

В целом она представляет собой совокупность таблиц и приложений, объединенных по соответствующему признаку в информационные блоки:

  • раздел 1 «Организационная структура учреждения»;
  • раздел 2 «Результаты деятельности учреждения»;
  • раздел 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности»;
  • раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения»;
  • раздел 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения».

Порядок отражения информации во всех формах сведений, составляющих пояснительную записку, определен пп. 60-74 Инструкции № 33н.

Кроме того, пояснительная записка содержит текстовую часть. Инструкцией № 33н установлено, какого характера сведения должны быть здесь зафиксированы. Это информация, не нашедшая отражение в приложениях к пояснительной записке и оказавшая существенное влияние на результаты деятельности учреждения. Однако заполнение этой части пояснительной записки у многих бухгалтеров вызывает затруднения, поскольку в связи с реформированием бюджетного процесса возросли требования к качеству информации и степени отражения ею действительных результатов деятельности учреждения. Рассмотрим, какие данные следует раскрывать в пояснительной записке.

Запомнить

Некоторые из таблиц и приложений пояснительной записки заполняются только на основании данных аналитического и синтетического учета. Другие формы должны отражать в т. ч. качественные и количественные показатели (плановые, фактические) результатов деятельности учреждения, которые основаны не только на данных бюджетного учета, но и эффективности выполнения им основных функций и задач.

Организационная структура

Прежде чем приступить к раскрытию данных по результатам финансово-хозяйственной деятельности, в пояснительной записке следует отразить общую информацию об учреждении, функциях и задачах. Для этого в разделе «Организационная структура учреждения» раскрываются сведения:

  • полное и краткое наименование учреждения;
  • организационно-правовая форма;
  • местонахождение;
  • реквизиты устава;
  • сведения об учредителе;
  • собственник имущества;
  • цели создания;
  • сведения о лицензиях;
  • сведения о наличии государственной аккредитации (для учреждений сферы образования, информационных технологий);
  • функции и задачи учреждения;
  • виды осуществляемой деятельности;
  • полномочия учреждения по утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности;
  • должностные лица, ответственные за составление отчетности.

Результаты деятельности

В разделе 2 «Результаты деятельности учреждения» следует отразить информацию о ресурсах учреждения, используемых для достижения показателей результативности, в т. ч.:
1 численность работников и сведения о мерах по повышению их квалификации;
2 обеспеченность основными фондами (в т. ч. приобретение, списание, поступление и передача другим учреждениям, степень износа и потребность). Здесь можно отразить информацию и о результатах годовой инвентаризации, в ходе которой были выявлены объекты основных средств:

  • находящиеся в нерабочем состоянии;
  • переданные в стороннюю организацию для дефектации и ремонта;
  • по которым пакет документов на списание в момент проведения инвентаризации и (или) составления отчетности находится на согласовании у учредителя или в департаменте имущественных отношений. Эти данные могут служить обоснованием необходимости приобретения тех или иных объектов основных средств;

3 объем расходования энергоресурсов (количественный, стоимостной показатели).

Запомнить

В случае изменения типа учреждения в разделе 1 «Организационная структура учреждения» пояснительной записки следует указать документ - основание и дату внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации таких изменений.

По состоянию на 31.12.2013 среднесписочная численность работников муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа» составляет 64 человека, из них:

  • административный персонал - 11 чел.;
  • педагогический персонал - 24 чел.;
  • прочие педработники - 15 чел.;
  • прочие работники - 14 чел.

В течение 2013 г. на базе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров 17 работников прошли курсы повышения квалификации по следующим программам:

  • психолого-педагогические основы управления развитием здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении (3 чел.);
  • физико-оздоровительные технологии и спортивная тренировка (12 чел.);
  • адаптивная физкультура (2 чел.).

Расходы на оплату труда в отчетном периоде составили 1 141 056,00 руб. В связи с увеличением желающих заниматься спортом были образованы дополнительные группы по обучению детей в направлении «Спортивное плавание», юношей в направлении «Тяжелая атлетика». Средняя заработная плата тренеров по данным видам спорта составила в 2013 г. 17 000 руб., что на 15% больше в сравнении с 2012 г.

В целом по учреждению средняя заработная плата составила 17 829 руб., что на 7% больше, чем в 2012 г.

В оперативное управление учреждения предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок (кадастровый номер 31:15:0111107:3; Свидетельство о внесении номера в государственный кадастр недвижимости от 20.11.2007 № 1325), находящийся по адресу его местонахождения. Площадь участка составляет 46 127 м2, кадастровая стоимость 83 131 177 руб.

Решением главы администрации г. Белгорода от 15.01.2007 № 521 учреждению передано в управление здание, на базе которого оно функционирует в настоящее время (Свидетельство о госрегистрации права от 30.03.2007 серия 38-АА № 559922).

Учреждение обеспечено основными фондами исходя из реальной потребности, в т. ч.:

1) машины и оборудование:

  • автоматизированные рабочие станции в бухгалтерии, 6 шт.; техническое состояние хорошее, амортизация оборудования составляет 100%;
  • копировальная техника в количестве 6 шт.; техническое состояние хорошее, амортизация оборудования составляет 90%;
  • камеры видеонаблюдения, 8 шт.; техническое состояние хорошее, амортизация оборудования составляет 20%. Дополнительная потребность в камерах видеонаб людения составляет 3 ед.;

2) транспортные средства: легковой автомобиль в количестве 2 шт.; техническое состояние хорошее, амортизация составляет 60%. Имеется дополнительная потребность в автобусе для осуществления выездных мероприятий на соревнования в количестве 1 ед.;

3) производственный и хозяйственный инвентарь:

  • спортивный инвентарь в количестве 230 шт. (стоимостью до 40 000 руб.); техническое состояние хорошее, амортизация составляет 100%.
  • столы ученические в количестве 80 шт. (стоимостью до 40 000 руб.); техническое состояние хорошее, амортизация составляет 80%.

Расходы по потреблению энергоресурсов в 2013 г. составили:

  • потребление электроэнергии - 170 000 кВт/ч на сумму 600 000 руб.;
  • потребление теплоэнергии - 2100 Гкал на сумму 1 600 000 руб.;
  • водоснабжение - 20 000 м3 на сумму 500 000 руб.

В 2013 г. по заключенному с ООО «Архимед» контракту от 29.07.2013 № 13-ГК произведена поставка спортивного инвентаря для плавания (беруши, носовые зажимы, антифоги, доски, калабашки, лопатки, ласты и пр.). Поставка была произведена своевременно, материальные ценности оприходованы в полном объеме.

Исполнение плана ФХД

В разделе 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности» отражаются сведения о принятых и исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) в отчетном году и остатках средств на лицевых счетах.

Учреждением осуществляется раздельный учет расходов по видам деятельности в зависимости от источников доходов. В соответствии с госзаданием на оказание государственных услуг объем плановых назначений на 2013 г. составляет 18 942 000 руб., из них целевые субсидии на приобретение основных средств в сумме 182 000 руб.

Для достижения показателей результативности МБУ «Спортивная школа» освоены 18 620 000 руб., что составляет 99,25% от суммы поступившей субсидии на выполнение государственного задания. Целевые субсидии освоены в полном объеме - 100%. Кроме того, были привлечены дополнительно внебюджетные средства общей суммой 693 000 руб. Отклонение фактических результатов на 0,75% произошли в связи с выплатой сотрудникам пособий за счет средств ФСС РФ. Остаток денежных средств на лицевом счете учреждения составил 140 000 руб. (см. Сведения (ф. 0503779)).

При таких показателях освоения субсидий результат выполнения госзадания в натуральном выражении составляет 97%, т. е. фактически услуги оказаны были 631 чел. (по плану 650 чел.). На момент окончания первого семестра учебного процесса (31.12.2013) контингент учащихся сохранился в объеме 86% от первоначальной комплектации групп.

В 2013 г. были достигнуты следующие показатели, определяющие качество реализуемых образовательных программ:

  • количество учащихся, выполнивших разряды и получивших звания, возросло на 17% по сравнению с 2012 г. и составило 171 чел.;
  • количество победителей и призеров областных, зональных, всероссийских и международных соревнований увеличилось на 22% по сравнению с 2012 г. и составило 96 чел.;
  • в основной состав сборной команды России по плаванию вошли 2 чел. (в 2012 г. - 1 чел.).

В течение года учреждение оказывало платные дополнительные услуги по направлениям «Мама и ребенок», «Аквааэробика», сумма начисленных доходов по которым составила 664 000 руб., что на 4000 руб. больше запланированных доходов на 2013 г. и более чем в 2 раза по сравнению с 2012 г.

Что учесть при анализе плана

В разделе 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности» можно отразить информацию о произведенных государственных (муниципальных) закупках, в т. ч. в разрезе способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При наличии дебиторской и (или) (кредиторской) задолженности по какому-либо из контрагентов следует раскрыть информацию о причинах ее образования, определить сроки погашения (указать реквизиты договора (контракта) и сроки его действия). Необходимо сделать ссылку на формы отчетности, где прослеживаются эти данные (Баланс (ф. 0503730), Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769)).

Бухгалтерская отчетность

Раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» представляет собой сведения:

  • об основных средствах, переданных в аренду или безвозмездное пользование, с указанием реквизитов договоров и контрагентов, которым переданы объекты;
  • об имуществе, переданном другим учреждениям в рамках межведомственного и (или) межбюджетного взаимодействия, с указанием реквизитов нормативных документов и контрагентов;
  • о наличии остатков вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути;
  • о стоимости нефинансовых активов (включая вложения) (анализ их увеличения или уменьшения по сравнению с прошлым отчетным периодом), в т. ч. особо ценного имущества;
  • о видах денежных документов, числящихся по счету 0 201 35 000, и их стоимости;
  • о причинах наличия на конец отчетного периода дебиторской и кредиторской задолженностей, в т. ч. просроченных обязательств и нереальной к взысканию дебиторской задолженности, проведенных мероприятиях по их урегулированию в отчетном финансовом периоде, анализ причин увеличения или уменьшения задолженности по сравнению с прошлым отчетным периодом.

Для отражения информации о мероприятиях, произведенных в отношении должников, можно использовать исходящую документацию, которая была им направлена, а также в судебные, налоговые органы, службу судебных приставов:

  • о задолженности по счету 4 303 05 000 по видам платежей;
  • о причинах наличия дебетового остатка по счету 0 304 04 000 и кредитового остатка по счету 0 205 00 000;
  • о причинах изменения входящих остатков (валюты баланса) на начало отчетного года;
  • об изменении сумм задолженностей по недостачам и хищениям имущества (анализ их увеличения или уменьшения по сравнению с прошлым отчетным периодом).

По выявленным недостачам и хищениям следует отразить сведения о результатах взыскания с виновных лиц, указав реквизиты соответствующих приказов учреждения, приходного ордера или квитанции (в случае внесения денежных средств на лицевой счет учреждения):

  • о причинах наличия бюджетных средств на банковских счетах учреждения и в пути, наличных денег в кассе на конец отчетного финансового года.

Приказом управления физической культуры, спорта и туризма Белгородской области № 129 от 28.12.2011 утвержден перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления на общую сумму 16 632 860 руб., из них:

  • недвижимое имущество - 14 913 060 руб.;
  • особо ценное движимое имущество - 1 719 800 руб.

По состоянию на 01.01.2013 на балансе учреждения числятся основные средства на общую сумму 33 704 423,66 руб. (см. Баланс (ф. 0503130)), в т. ч.:

  • недвижимое имущество -14 913 060 руб.;
  • особо ценное движимое имущество - 2 029 600 руб.
  • иное движимое имущество - 16 761 763,66 руб.

Их износ на указанную дату составляет:

  • недвижимое имущество - 1 118 479,50 руб.;
  • особо ценное движимое имущество - 1 737 011,10 руб.
  • иное движимое имущество - 15 318 029,51 руб.

В течение года учреждением были приобретены основные средства на общую сумму 182 000 руб. По договору пожертвования от 11.03.2013 № 1 ООО «Олимпия» переданы материальные ценности стоимостью 144 000 руб. (брусья гимнастические в количестве 2 шт. общей стоимостью 96 000 руб.; конь гимнастический (в т. ч. маховый) - 3 шт. общей стоимостью 48 000 руб.).

В течение 2013 г. были списаны объекты основных средств (иное движимое имущество) на общую сумму 280 000 руб. В итоге по состоянию на 31.12.2013 балансовая стоимость основных средств составляет 33 750 423,66 руб. (14 913 060,00 руб. - недвижимое имущество и 2 355 600 руб. - особо ценное движимое имущество, 16 481 763,66 - иное движимое имущество), что на 46 000 руб. больше по сравнению с 2012 г.

Приказом управления физической культуры, спорта и туризма Белгородской области № 429 от 30.12.2013 внесены изменения в перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления. По состоянию на 01.01.2014 его стоимость составляет 2 355 600 руб.

Прочие вопросы

Раздел 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» может содержать в себе более подробную аналитическую информацию об особенностях ведения и организации бюджетного учета, о других доходах, полученных в течение года (например, в результате зачета штрафных санкций за несвоевременную поставку товаров). Инструкцией № 33н предусмотрено право учреждения не представлять формы отчетности, которые не содержат числовых показателей, в связи с чем в данном разделе в обязательном порядке следует отразить перечень таких форм.

Пояснительная записка к отчету об исполнении бюджета

за 1 квартал 2017 года.

Доходы бюджета Ладушкинского городского округа за 1 квартал 2017 года составили 17851,59 тысяч рублей, что составляет 21,38% к плановым показателям (83477,35).

Общая сумма расходов бюджета составила 17265,91 тысяч рублей или 19,90% к плановым показателям (86764,05).

Результат исполнения бюджета – профицит 585,68 тысяч рублей.

ДОХОДЫ

Доходная часть бюджета за 1 квартал 2017г выполнена на 21,38%.

Общая сумма доходов бюджета за 1 квартал 2017 года составила 17851,59 тысяч рублей.

В том числе:

Налоговые и неналоговые доходы – 3489,66 тысяч рублей –12,8% (27271,20)

Безвозмездные поступления – 14821,91 тысяч рублей – 26,18 % (56616,14)

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных трансфертов…- -459,98 (-459,98),

Иные безвозмездные поступления - 00,0 тыс. руб. (50,0)

1. Налоговые и неналоговые доходы.

Налоговые и неналоговые доходы местного бюджета составили 3489,66 тысяч рублей, при плане 27271,20. Исполнение составляет 12,80%.

Налоговые доходы: 3302,65 тысяч рублей при плане – 20075,20 тысяч рублей.

Исполнение по налоговым доходам составило 16,45 %, в том числе:

· Налог на доходы физических лиц – 1085,83 тысяч рублей – 16,53% (6570)

· Акцизы по подакцизным товарам – 371,13 тысяч рублей – 18,24% (2034,20)

· Налоги на совокупный доход – 848,81 тысяч рублей – 16,08% (5280)

Налог, взимаемый в связи с применением УСН – 535,95 тысяч рублей (19,14%)

ЕНВД – 312,86 тысяч рублей (13,60%)

Единый с/хоз. налог – 0,00 тысяч рублей (0,0%)

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы – 0,00 тыс. руб. (-)

· Налоги на имущество – 991,64 тысяч рублей 16,06% (6176),

Налог на имущество физических лиц – 20,80 тысяч рублей, (10,40%).

Налог на имущество организаций – 209,23 тысяч рублей (26,15%).

Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд – 1928,5

Социальное обеспечение и иные выплаты населению – 304,2 (выплаты опекунам, прочие выплаты)

Обслуживание муниципального долга - 246,5

Исполнение судебных актов -275,7

Профицит бюджета по кассовому исполнению составил - 585,68 тыс. рублей. Сумма муниципального долга по состоянию на 01 апреля 2017 года (по бюджетным кредитам) – 7970,685 тыс. руб. Привлечено кредитов -0,0 Погашено за 1 квартал 2017г:

· бюджетный кредит - 667,2 тыс. руб.